Сочинения в ХД, 1816
Часть 3 из 39 Информация о книге
Жилище ли святых иль торг и оборот?«Един Бог без греха», – вот что, вздохнув, он скажет,И в зал купеческий вести себя прикажет.Там смоляной матрос и шкипер с колбасойПриятней для него, чем Авраам святой:«Начто о будущем так рано заниматься?В могиле, – скажет он, – успеем належаться».Рассмотрим барина, которой вопиет,Что Ной по грамоте отцу его есть дед,Что предок был его при штурме Ерихона,А потому и герб его – с мечём корона,Что за отечество, за веру и любовьГотов охотно он пролить до капли кровь;Рассмотрим мы его поближе и потоне,*Что есть отличного в кичливой сей персоне?То правда, что он есть в отечестве тот член,На коем главный руль правленья укреплен,Ветр с поля без него так сильно в парус дунет,Что весь гражданской груз тотчас на камень сунет,И чтобы чернь была в связи как двор один,Необходим в таком дворе есть дворянин.Многоразличные правленья – суть – машины,Имеют колеса̀, валы, зубцы, пружины,Что всё хоть государь и мудро сорудил,Но нужен человек, чтоб в срок их заводил,А ѝначе тотчас всё двигаться престанет,И гиря и закон лежать без действа станет.А кто тот человек? Не нужно толковать,Ни как его зовут, ни где его сыскать,Известны всем его и имя и порода,Известны, но, увы, в семье не без урода;Коварный интерес и эту чисту кровьУмеет очернить через свою любовь.Нередко офицер, имея алчность к злату,Не полный выдаёт паёк мукѝ солдату,И там уже, где всё извешено лот в лот,Старается найти на терезях доход.*Нередко комендант, дарами обольщённый,Без совести сдаёт редут, ему вручённый.Нередко генерал, для равной же вины,Переменяет ход счастливыя войны.И быв неустрашим среди картечь летящих,Робеет и бежит от талеров блестящих.Увы, отечество, увы, и ты, закон,Не слышимы вы там, где слышен денег звон!Но это лишь в войне, то что ж увидим дале,Когда явимся мы в судейской мирной зале?Там алчный секретарь, не делом утруждён,А мздой виновника великой убеждён,Ворочает листы, перебирает числы,Стараясь в них найти указа разны смыслы,Дабы чрез то не он законы исполнял,А делал то закон, что секретарь сказал.Короче объяснить, сей изверг государстваЗакон чтёт за царя без подданных и царства,И им, как мышьяком, и лечит и мертвит,Смотря то потому, как интерес велит.А выбранный судья дворянскими балами,Не занимается казёнными делами,Сидит и думает, какой бы взять предлог,Чтоб и его в пять цифр длиною был итог;Сидит – но секретарь, заметя план судейский,Подходит с важностью, яко посол индейский,И говорит ему: «Обряд не есть закон,И так я думаю, что время выйти вон,Понеже сбившиесь просители, как туча,Желают выхода, присутствием наскуча;Законы ж вам велят и дома то читать,О чём намерены в суде вы рассуждать,И не затем они нас здесь определили,Дабы мы, правя суд, без пропитанья были.В присяге мы клялись, чтоб с верностью служить,Но в ней не сказано, чтоб нам ни есть, ни пить.Жиды, и не служа, но русско достояньеВ аренду взяв, себе имеют пропитанье,А правды сыщику на что о том тужить,Что нечем лишний ноль к итогу приложить.Спросите лишь о том проворную персону,То есть секретаря – яко ключа закону,А с ним, распорядя предбудущей итог,Поможет точно вам в желании сам Бог.Делить в молчании… и дателя оправитьЕсть то ж, что грешника в погрешности исправить,А кто на то подаст в присутствие извет,Тот, без сомнения, в остроге пропадет.Указ о ябеде довольно средств доставил,Чтоб всякой судия, служа, свой счёт составил,Итак, держитесь лишь меня во всех делах;Совет мой право вам насчёт итога, благ».Вот как хранители закона поступают,Вот дворянина как прибытки повреждают.Рассмотримте ж теперь и пастырей церквей,Которым поручён ключ царствия дверей:Фонвизина слуга их, правда, уж тревожил,*Но только совесть их нимало не умножил;Осталося у них, и по сие число,Одно и то ж в руках для паствы ремесло.То есть: они людьми, как куклами, играютИ, миру мир моля, мир с миром обдирают;. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .Что ж? То ли делать им велел Творец небес?Отнюдь не то, сему ж причиной интерес;