Лицо суфизма
является обязательным: как, например, прислуживание детей пожилым и нуждающимся в
помощи родителям. Что же касается утверждения о том, что служение суфийским шейхам
лучше, чем совершение желательного в религии (ан-навафиль), то оно является ложным и
не имеет никакого подтверждения ни в Коране, ни в Сунне. Цель суфиев - отвлечение
людей от поклонения Аллаху, включая его обязательные (фард) и желательные (нафиля) виды, и побуждение их к поклонению шейхам и обожествлению их, независимо от того,
называют ли они это «служением», или как-то еще.
12 - Способ приближения к Аллаху
Суфизм: утверждает, что приближение к Аллаху осуществляется с помощью шейхов, а
именно – посредством совершения всего того, что вызывает их довольство, а также
служения и сопутствия им. Вот одно из ду’а, с которым обращаются приверженцы
суфизма к своим шейхам: «О наши шейхи, о наши наставники во времена бедствий и
трудностей, никто не поможет нам и не избавит от зла, подобно вам… Помогите же нам
приблизиться к Аллаху…». И в качестве доказательства обязательности постоянного
пребывания рядом и поддержания связи с шейхами суфии приводят следующий аят: «О
те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и будьте с правдивыми» (Покаяние, 119).
Утверждают при этом, что под словом «правдивые» (аль-садикун) подразумевается
суфийские шейхи и вали.
Но толкователи Корана говорят, что под этим словом подразумевается те, чьи дела и
намерения были проникнуты искренностью, и те, чьи уста не знали лжи, а сердца -
лицемерия, те, чья внутренняя сущность соответствовала тому, что думали о них люди, судя по их внешнему виду и делам, - то есть Мухаммад (да благословит его Аллах и
приветствует), а также Абу Бакр, ‘Умар и подобные им. Что же касается утверждения
суфиев о том, что здесь имеются в виду их шейхи и праведники, то никто из толкователей
Корана никогда не высказывал подобного мнения… Да и как они могут быть
«правдивыми», когда они лгут больше всех творений Аллаха?!
Если бы они ограничились в своем приближении к Аллаху только служением шейхам из
людей… Но они добавили к этому еще и служения «шейхам» из собак!
Автор книги «Аль-мавахибу-с-сармадиййа» приводит слова шейха Мухаммада
Бахауддина-шаха Накшбанда: «Я был какое-то время спутником и другом дервиша
Халиля… Потом он приказал мне служить животным, так что, если на дороге мне
встречалась собака, я останавливался, что бы дать ей возможность пройти первой и чтобы
мне не опережать ее… И так я поступал семь лет, после чего шейх приказал мне служить
местным собакам с искренностью и смирением и просить у них помощи. При этом он
сказал: «Поистине, ты встретишь такую собаку, служа которой, ты познаешь великое
счастье», - и, с нетерпеньем ожидая исполнения предсказания, я, не покладая рук,
трудился, исполняя приказанное мне. И вот однажды я повстречал одну собаку, и эта
встреча произвела на меня огромное впечатление и вызвала во мне столь сильное чувство, что слезы потекли из моих глаз… А эта собака тем временем перевернулась на спину,
подняв лапы к небу, и я услышал ее печальный голос, вздохи и стон, тогда я со смирением
и покорностью поднял ладони к небу и стал повторять: «Аминь!», и так я делал до тех
пор, пока она не встала…».
Ахлю-с-Сунна ва-ль-Джама’а: приближение к Аллаху не может осуществляться
способом, который мы сами себе избрали, и который кажется нам подходящим, но оно
должно осуществляться только посредством того, что сам Аллах приказал нам
использовать для приближения к Нему. Сказал Всевышний: «О те, которые уверовали!
Бойтесь Аллаха и ищите средства приближения к Нему («аль-василя»)…» (Трапеза, 35), т.е. ищите того, что приближает вас к Нему.
И абсолютное большинство толкователей Корана говорят, что под словом «аль-василя»
подразумевается Иман, исполнение своих религиозных обязанностей и отказ от
совершения порицаемого и ослушания Аллаха, и ни один из толкователей не сказал, что
здесь имеется в виду шейх или услужение и угождение ему, или пребывание возле него.
В одном хадисе - кудси имеется ясное указание на то, что приближает к Аллаху
совершение тех дел, которые возложил на нас Аллах, а затем - тех, которые Аллах сделал
дополнительными – для тех, кто желает приближения к Нему. Сказал Пророк (да
благословит его Аллах и приветствует): «Поистине, Всеблагой и Всевышний Аллах сказал:
«Я объявлю войну враждующему с тем, кто близок ко Мне! Любимейшим из всего того, что делает Мой раб в стремлении приблизиться ко Мне, является для Меня то, что я
вменил Ему в обязанность, и будет раб Мой стараться приблизиться ко Мне, делая
больше желательного (ан-навафиль), пока Я не полюблю его; когда же Я полюблю его, то
стану его слухом, посредством которого он будет слышать, и его зрением, посредством
которого он будет видеть, и его рукой, которой он будет хватать, и его ногой, с
помощью которой он будет ходить, и если он попросит меня о чем-нибудь, я обязательно
дарую ему это, а если он обратится ко Мне за защитой, я обязательно защищу его…».
Что касается истории про собаку и служения ей, и поднятия ею лап к небу, и взывания к
Аллаху, то мы предоставим читателю самому поразмышлять над ней и сделать выводы.
Скажу одно: «Вероятно, это был суфийский шейх, превратившийся в собаку!..» Но я
обращаю внимание последователей тариката накшбандиййа в Чечне и Дагестане и в
соседних государствах, что воспитание их первого шейха и основателя их тариката,
которого они придерживаются, Мухаммада Бахауддина-шаха Накшбанда, неразрывно
связано с собаками, и он достиг того, чего достиг, служа собакам… Не забывайте же, что
служение собаке с целью приближения к Аллаху и приобретения известности среди
людей является основой вашего тариката и одним из столпов вашей религии!
Что же касается ду’а, приведенного в начале главы, то оно является ширком, куфром и
содержит в себе взывание о помощи не к Аллаху. Кто же читает подобное ду’а, будучи
убежденным, что шейхи отводят от него беды, или приближают его к Аллаху, или
являются посредниками между ним и Аллахом, тот совершает великий ширк (аш-ширк
аль-акбар), который выводит его из Ислама и ввергает его навечно в Огонь, если только
он не раскается до своей смерти (да убережет нас Аллах от подобного!). Потому что
Коран ясно говорит о том, что никто, кроме Аллаха, не избавляет от беды, когда она
пришла. Сказал Всевышний: «Если Аллах коснется тебя вредом, то никто, кроме Него, не избавит тебя от него. Если Он пожелает одарить тебя добром, то никто не
отвратит Его милости. Он одаряет ею того из Своих рабов, кого пожелает. Он –
Прощающий, Милосердный» (Йунус, 107). И просить избавления от беды у кого-то, кроме Аллаха – это придавание Аллаху сотоварищей, то есть ширк… Да убережет нас
Аллах от ширка – большого и малого, скрытого и явного!..
13 - Вера в святость шейхов и их рода
Суфизм: для него характерен культ шейхов, которых последователи суфизма превозносят
над остальными людьми, относясь к ним с особым уважением и почитанием, даже если
они и не превосходят других в знаниях или чем-то другом и не обладают особыми
достоинствами. Это распространено и хорошо известно во всех направлениях суфизма, но
особенно в кадиритском тарикате в Дагестане и Чечне. Человека, ведущего свой род от
суфийского шейха, знает здесь каждый, и когда он входит, все присутствующие встают в
знак уважения к нему, и если происходит спор между людьми, тут же приглашают этого