Лицо суфизма
служить поводом для оставления того, что Аллах сделал нашей обязанностью – открытое
произнесение слов Истины и опровержение лжи.
3. Третий вид страха – страх перед наказанием могилы и наказанием в Огне, и страх перед
наказанием, которое Аллах обещал неверным и нечестивцам. Это вид страха является
обязательным и необходимым, и он – из свойств, которыми обладают благочестивые, и
Аллах восхваляет тех, в чьих душах подобный страх есть, во многих аятах Своей Книги.
Сказал Всевышний: «И которые трепещут перед мучениями от своего Господа, ведь
мучения от их Господа небезопасны» (Ступени, 27-28). И сказал Всевышний: «Они
исполняют обеты и боятся дня, зло которого разлетается» (Человек, 7).
И сказал Он: «Тому же, кто боялся предстать перед своим Господом и удерживал себя
от страстей, пристанищем будет Рай» ( Вырывающие, 40-41).
4. Страх естественный – как страх перед врагом, сидящим в засаде, или перед
нападающим зверем, или как страх за ребенка, что он утонет в реке, или с ним случится
что-то еще. Этот страх – от него не свободен никто и каждый из нас хоть раз испытывал
его, потому что он – врожденный, и не были избавлены от него даже пророки. Сказал
Всевышний Аллах о Мусе (мир ему): «Он покинул город, оглядываясь со страхом, и
сказал: «Господи! Спаси меня от несправедливых людей!»» (Рассказы, 21).
Он также сказал о Йа’кубе (мир ему): «Он сказал: «Мне грустно от того, что вы уведете
его. Я боюсь, что волк растерзает его, когда вы оставите его без присмотра»» (Йусуф, 13).
И сказал он об Ибрахиме (мир ему): «Увидев, что они не дотрагиваются до еды, он
усомнился в них и почувствовал страх перед ними. Посланцы сказали: «Не бойся!
Воистину, мы посланы к народу Люта»» (Худ, 70).
К этому виду страха относятся опасение человека, что правительство посадит его в
тюрьму или задержит, и страх, испытываемый, когда человек слышит о военных
укрепления врага и его силе, большом количестве его людей и оружия. За этот вид страха
никто не достоин порицания, даже если мы и признаем, что не будь его, было бы лучше, но он не должен становиться причиной отказа от исполнения обязанности – как Джихад, призыв к религии Аллаха, произнесения слов Истины и т.д. В подобном случае человек
должен преодолеть свой страх и не поддаваться ему, а предпринимать необходимые
действия, после чего уповать на Аллаха, говоря: «Достаточно мне Аллаха, и прекрасный
Он Покровитель!».
Говорит Всевышний Аллах, хваля тех из Своих рабов, которые свободны от подобного
страха: «Люди сказали им: «Народ собрался против вас. Побойтесь же их». Однако
это лишь приумножило их веру, и они сказали: «Нам достаточно Аллаха, и
прекрасный Он Покровитель!»» (Али’Имран, 173).
И сказал Всевышний о Мусе (мир ему): «О Муса! Не бойся, ибо предо Мною не боятся
посланники» (Муравей, 10).
Поистине, мы не должны бояться укреплений врага и его сплоченности и большой
численности, потому что действия врага не предоставляют для нас опасности, поскольку
если мы будем твердо придерживаться Истины, Аллах возьмет их на Себя. Но
действительную опасность для нас предоставляют наши грехи, ошибки и ослушание
Аллаха. И именно на это обратил внимание предводителя войска мусульман Са’да ибн
Абу Ваккаса ‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен ими Аллах). Он написал ему,
посылая его для завоевания земли персов, и среди написанного им было: «… Поистине, я
приказываю тебе и бойцам, которые с тобой, оставаться богобоязненными, что бы ни
случилось, ибо богобоязненность - лучшее оружие против врага, и самая действенная из
козней на войне. И я приказываю тебе и бойцам, которые с тобой, строжайшим образом
воздерживаться от ослушания Аллаха, потому что грехи для бойцов хуже врага и
поистине, мусульмане одерживают победу по причине ослушания Аллаха их врагами, и
если бы не это, не было бы у них силы, потому что численность наша не равна их
численности, и вооружение наше уступает их вооружению. А если мы впадем в
ослушание и грехи, у них будет превосходство над нами в силе, и если мы не победим их
нашим благородством и достоинством, то мы уж точно не одолеем их нашей силой… И не
говорите: «Враг наш хуже нас и нечестивее, и поэтому никогда не одолеет нас…». Если
мы начнем совершать дурные поступки, то вполне может быть, что одолеет нас народ,
который хуже нас, как одолели в свое время кяфиры – огнепоклонники сыновей
Израилевых, когда умножились грехи их и ослушание…».
Из вышеупомянутого мы можем заключить, что первый вид страха – благоговейный
страх, - является поклонением, и он присутствует в суфизме, последователи которого
пытаются вселить его в души мюридов и простых людей, а народы, жившие до нас,
пытались испугать подобным образом своих пророков. Сказали ‘адиты своему пророку
Худу (мир ему): «Мы лишь можем сказать, что один из наших богов причинил тебе
зло» (Худ, 54). Ибн Кясир в своем тафсире говорит: «Они говорят: «Мы убеждены, что
некоторые их наших богов навели на тебя помешательство и слабоумие, потому что ты
сам отказался поклоняться им и запрещаешь другим делать это…».
30 - Обязательность ограничиваться лишь одним шейхом
Суфизм: говорит, что мюрид должен иметь только одного шейха, и у него нет права
«перебегать» от шейха к шейху или иметь несколько шейхов одновременно. А иначе
общение ни с одним из шейхов не принесет ему пользы и он никогда не приблизится к
Аллаху. Суфизм обязывает мюрида, связавшего себя с определенным тарикатом, порвать
отношения с мусульманами, к этому тарикату не принадлежащими, и не посещать их,
даже если они являются благочестивыми, богобоязненными и праведными. И всеобщее
братство, которое связывает мусульман по причине их принадлежности к одной религии, суфии ограничили братством, объединяющим последователей одного тариката, и вы
можете услышать, как кто-то из них говорит: «Ко мне пришел брат…», - или: «Я видел
брата», - или «Я заходил к брату», - имея при этом в виду своего брата по тарикату, а не
по Иману и Исламу. И таковы убеждения последователей всех тарикатов, и вот вам
подтверждение…
Говорит шейх аль-Фути: «Пункт двадцать второй из того, что им необходимо знать:
«Каждому искреннему мюриду необходимо иметь лишь один пример и образец, и он не
должен обращаться за советом или прибегать к помощи кого-то другого, как не следует
ему и посещать других вали, все равно, живых или мертвых…». Затем он сказал: «И знай, что ограничиваться одним шейхом и не менять его ни на кого другого – главное условие в
тарикате приближенных Аллаха, и каждый мюрид обязан это условие соблюдать, иначе
он не найдет путей к Аллаху».
А вот слова ибн ‘Араби: «Мюрид, имеющий двух шейхов, никогда не преуспеет... Так
же, как не может принадлежать Вселенная двум богам и не могут два посланника быть
отправлены к одному призываемому и не может женщина иметь двоих мужей».
Так, одним из условий выбора Тиджанийского тариката является отказ от посещений
вали. Передает аль-Фути от ат-Тиджани, что Пророк (да благословит его Аллах и
приветствует) приказал ему и всем последователям его тариката оставить посещение вали, и научил их, что тот, кто посетит кого-то из них, будет изгнан из его общины.
Ахлю-с-Сунна ва-ль-Джама’а: говорят: чем больше шейхов, тем лучше – только не
суфийских шейхов, а шейхов – исламских ученых. Мы видим, что такие выдающиеся
имамы и ученые, как аш-Шафи’и и аль-Бухари переезжали от шейха к шейху, изучая у