Лицо суфизма
Что же касается их слов: «Поистине, суфийские шейхи лучше нас знают Коран, Сунну,
Шариат и тарикат», - то мы не принимаем их. Если они знают все вышеперечисленное
лучше нас, пусть докажут нам это, пусть приведут неоспоримые доводы и доказательства, пусть подтвердят нам правдивость своих слов – ведь мы находимся не так далеко от них.
39 – Правила поведения (адаб) мюрида по отношению к своему шейху
Суфизм: его последователи создали множество правил, которые должен соблюдать
мюрид в своем общении с шейхом, и правила эти не упомянуты в Сунне, и большую их
часть не применяли сподвижники в своем общении с Пророком Мухаммадом (да
благословит его Аллах и приветствует). И если мюрид не соблюдает эти правила, он не
получит пользу от своего шейха, и его не достигнет великодушие шейха и его милости, и
он не достигнет конца пути идущих (саликун) и знающих (‘арифун), не достигнет стадии
созерцания Истины (т.е. Аллаха) и слияния с Ним.
1. К этим правилам в суфизме относится: мюрид не должен возражать шейху и осуждать
его действия, даже если внешне они кажутся запретными. Даже если он увидит шейха
пьющим вино, он должен найти объяснение этому, и если он совершил прелюбодеяние,
мюриду следует верить в то, что здесь есть какой-то секрет, а не говорить ему: «Почему
ты сделал то-то?». Потому что, тот, кто сказал шейху: «Почему?», - никогда не преуспеет.
Шейх может совершить нечто достойное осуждения внешне, но похвальное внутренне –
как случилось с аль-Хидром и Мусой (мир им). И об этом сказали некоторые из них:
И будь при нем как мертвый перед омывающим –
Он вертит его, как захочет, а тот покорен
Не возражай ему в том, смысла чего ты не знаешь,
Ибо, поистине, возражение – ссора.
Прими от него все, и пусть он делает
Даже запретное, – ведь действия обманчивы.
И говорит Мухаммад аль-Курди: «Служи шейхам своим имуществом и телом, и не
возражай им в том, что они делают. Поистине, перечащий им не будет спасен».
Я говорю: этот адаб – если можно его так назвать, – умерщвление величайшей
обязанности Исламской Уммы – обязанности побуждать к одобряемому и удерживать от
порицаемого, из-за которой она удостоилась того, чтобы быть лучшей Уммой из когда-
либо существовавших на земле. Сказал Всевышний: «Вы являетесь лучшей из общин,
появившейся на благо человечества, повелевая совершать одобряемое, удерживая от
предосудительного и веруя в Аллаха» ( Семейство Имрана, 110).
К тому же, этот адаб противоречит хадису: «Кто увидит порицаемое, пусть исправит его
своими руками, а если не сможет, то своим языком, а если не сможет, то в своем
сердце, и это – самое слабое (проявление) Имана».
И это, также, приравнивание шейха к Аллаху, поскольку Аллах – Тот, Которого не
спрашивают о том, что Он делает, и Он один – Тот, Которому не говорят: «Почему?!».
Других же спрашивают об этом. Сказал Всевышний: «Его не спросят за то, что Он
совершает, а они будут спрошены» ( Пророки, 23).
И этот адаб противоречит тому, что сказал Абу Бакр (да будет доволен им Аллах), когда
был избран халифом Исламской Уммы: «Подчиняйтесь мне до тех пор, пока я повинуюсь
Аллаху в отношении вас. Если же я ослушаюсь Его, то вы не обязаны подчиняться мне».
И он противоречит тому, что сделал ‘Умар (да будет доволен им Аллах). Он приказал
людям не молчать в случае, если он совершит нечто порицаемое.
С помощью подобных правил суфийские шейхи «дрессируют» своих мюридов, приучая
их к слепой покорности и полному смирению, чтобы играть их умами, как пожелают, и
при этом пресечь любое возражение или отказ, угрожая им в случае неповиновения
изгнать их из «круга Аллаха» (Высок Он и Велик). И у них есть известные слова: «Не
возражай – будешь изгнан». Эти слова напоминают мне о действиях представителей
церкви в средние века: если кто-то противоречил им, они тут же выписывали ему
свидетельство о том, что ему запрещен вход в Рай… И суфии от них не далеко ушли.
2. Мюрид должен быть уверен, что любая милость, коснувшаяся его, исходит от его
шейха.
Я говорю: это правило у суфиев противоречит словам Аллаха: «Все блага, которые вы
имеете, – от Аллаха. И если вас касается беда, то вы громко зовете Его на помощь»
( Пчелы, 53).
И оно противоречит словам Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), который
научил свою Умму таким словам поминания, которые следует произносить по вечерам:
«О Аллах, что постигло меня или кого-то из Твоих творений из милости, то это от тебя
Одного, нет Бога, кроме Тебя, Тебе хвала и Тебе благодарность».
И нигде в Коране не упоминается слово «милость» (ни’ма) иначе как в добавление к
имени Аллаха и в сочетании с Его именем. Вот Сулейман (мир ему) связывает ее с
Аллахом, говоря: «Он сказал: «Господи! Внуши мне быть благодарным за Твою
милость, которую Ты оказал мне и моим родителям» ( Муравьи, 19). И Йа’куб делает
то же самое, говоря: «Твой Господь изберет тебя, научит тебя толковать сны и одарит
совершенной милостью тебя и род Йакуба» ( Йусуф, 6).
Эти пророки и благородные посланники, которые принесли с собой благо людям, и
которые стали причиной их выхода на Путь Истины – никто из них не приписал себе
милости. Как же осмеливаются суфии относить все блага и милости на счет своих
шейхов? Кто же более дерзок по отношению к Аллаху, чем они!
Я, поистине, даже боюсь не назвать этот адаб ширком… Да и как он не будет таковым, если суфии разговаривают о милостях шейха, а Аллах Всевышний говорит: «И возвещай
о милости своего Господа» ( Утро, 11). И Он не сказал: «Что же касается милости шейха
твоего, то говори о ней».
3. Мюрид не должен сидеть в присутствии шейха, скрестив ноги, и не должен выставлять
ноги напоказ шейху.
4. Мюрид не должен носить одеяние шейха, если только он не закончил стадию
«воспитания».
Я говорю: эти права (упомянутые в последних двух пунктах), данные шейхам, Аллах не
дал даже своему Посланнику (да благословит его Аллах и приветствует). Пророк (да
благословит его Аллах и приветствует) никогда не обучал подобным правилам своих
сподвижников и никогда не запрещал им носить такую же одежду, какую носил он или
подражать его манере повязывать чалму или надевать головной убор, или же сидеть в его
присутствии, скрестив ноги. Напротив – сподвижники сидели в его присутствии, скрестив
ноги, и даже лежали. И он порой лежал вместе с ними, и у него не было какой-то особой
одежды или манеры сидеть.
Что же теперь – суфийские шейхи превзошли Пророка (да благословит его Аллах и
приветствует), что по отношению к ним нужно соблюдать правила, которые не нужно
было соблюдать с Пророком Аллаха? Или они узаконили в религии то, на что Аллах не
давал Своего дозволения?
5. Мюрид не должен высказывать шейху свое мнение, даже если тот советуется с ним в
каком-то деле, но ему следует предоставить дело шейху, веря в то, что шейх лучше знает
обо всем и не нуждается в совете мюрида.
Я говорю: сказав это, суфии махнули рукой на Слова Аллаха: «И советуйся с ними в
делах…», - и к тому же они противоречат действиям Пророка (да благословит его Аллах и
приветствует) и сподвижников. Ведь Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) очень часто спрашивал мнения своих сподвижников по вопросам, представлявшимся ему
сложным, и следовал их советам. Он спрашивал совета ансаров в битве при Бадре, говоря:
«Дайте мне совет, о люди!». При этом он имел в виду ансаров. И они начали давать ему