Лицо суфизма
словах свидетельства (шахады), и что любовь мусульманина к нему должна быть больше, чем любовь к самому себе. Сказал Всевышний: «Скажи: «Если вы любите Аллаха, то
следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас и простит вам ваши грехи, ведь Аллах
– Прощающий, Милосердный» ( Семейство ‘Имрана, 31).
И сказал Пророк*: «Не уверует по-настоящему никто из вас до тех пор, пока не станет
любить меня больше, чем своего отца и своего ребенка и больше всех людей на свете».
Для любви к Аллаху и любви к Посланнику (да благословит его Аллах и приветствует)
существуют определенные условия, выполнение которых необходимо для того, чтобы
любовь эта была искренней. Если же эти условия не выполняются, то любовь эта остается
не более чем пустым утверждением и ложью.
Вот эти условия:
1. Совершение того, что любит и чем доволен объект любви.
2. Отказ от совершения того, что он не любит и что вызывает его гнев.
3. Следование по его пути, призыв к его религии и верность ему.
Кто же делает противоположное этому, тот неискренен в своей любви, и к подобным
людям применимы слова поэта:
Ты ослушиваешься Аллаха и утверждаешь, что любишь Его…
Это, клянусь моей жизнью, удивительное сочетание.
Если была бы любовь твоя искренней, ты был бы послушен Ему
Ведь каждый влюбленный тому, кого любит, послушен.
И каждому разумному человеку понятно, что любовь суфиев к Пророку (да благословит
его Аллах и приветствует) – любовь мнимая, и они не любят его так, как это должно быть.
Теперь мы спрашиваем их: если вы любите Пророка (да благословит его Аллах и
приветствует), почему вы не следуете его Сунне и не прилагаете усилий для ее
воскрешения? И почему вы не отпускаете бороду, которую он отпускал и которую
приказал отпускать? И почему опускаете одежду ниже щиколоток, хотя он запретил
делать это? И почему питаете отвращение к Джихаду, к которому Пророк (да благословит
его Аллах и приветствует) побуждал верующих? И почему вы преуменьшаете значение
Джихада, приводя слова: «Мы вернулись с малого Джихада к великому Джихаду», как
хадис, хотя это вовсе не хадис? Почему каждый раз при упоминании имени Пророка (да
благословит его Аллах и приветствует) вы поднимаетесь со своих мест, вместо того,
чтобы призвать на него благословление? Разве понравилось бы Пророку (да благословит
его Аллах и приветствует), что кто-то встает при упоминании его имени, когда ему не
нравилось, когда кто-то встает при его входе в дом? Он сказал: «Не вставайте, как
встают чужестранцы». Почему же вы подражаете кяфирам, когда Посланник Аллаха (да
благословит его Аллах и приветствует) запретил делать это, сказав: «Кто подражает
какому-то народу, тот из них». И почему вы отмечаете праздники кяфиров? Почему
поддерживаете правительство кяфиров и спокойно воспринимаете их власть над вами?
Почему? Почему? Почему? Десятки «почему?», на которые они никогда не дадут ответа…
Поистине, больше всего любили Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и
активнее всего поддерживали его члены его семьи и его сподвижники, которые
находились рядом с ним при его жизни. Давайте же посмотрим, какова была их любовь к
Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) и как они выражали ее. Устраивали
ли они мавлиды и отмечали ли день его рождения? Вставали ли они при упоминании его
имени? Собирались ли они для сочинения поэм и касыд, восхваляющих и превозносящих
его? Приписывали ли ни ему качества, никак не согласующиеся с его положением?.. Даже
когда одна из девочек, певших у ар-Раби’ бинт Му’авваз после ее бракосочетания,
пропела при входе Пророка к ней:
И среди нас Пророк, знающий, что будет завтра.
Пророку не понравилось это, и сказал: «Пой, что ты пела до этого, но исключи эти
слова». Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) не по душе было описание его
подобным образом. Ведь знание того, что произойдет в будущем, это знание
Сокровенного, а Сокровенное не известно никому, кроме Аллаха. А все суфийские
касыды содержат подобные фразы и еще намного более серьезные.
Среди твердых понятий, закрепившихся в умах людей, понятие о том, что если человек
любит кого-то, он часто упоминает о нем, навещает его при его жизни и посещает его
могилу после его смерти. И даже здесь Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не требовал ни от кого посещать его могилу после его смерти в качестве выражения
любви к нему, но он потребовал от людей читать молитву за него, сказав: «Не
превращайте свои дома в могилы, и не делайте мою могилу местом посещения, и
читайте молитву за меня, ибо ваша молитва достигает меня, где бы вы ни были».
Кто величественнее тебя, о, Посланник Аллаха! Кто больше, чем ты, стремился вывести
свою Умму на Прямой Путь! Даже понятия людей относительно посещения твоей могилы
ты изменил и исправил...
Если же мы посмотрим на понятия суфиев сегодня, мы обнаружим, что посещение
могилы Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и совершение паломничества
к ней относится, по их мнению, к наиболее значимым обрядам поклонения, более того, к
самым великим признакам любви человека к Посланнику (да благословит его Аллах и
приветствует). Но ведь он сказал: «Читайте молитву за меня, ибо ваша молитва
достигает меня, где бы вы ни были». То есть, читайте молитву за меня там, где вы
находитесь в данный момент, и не претерпевайте тяжести путешествия к моей могиле с
целью посещения ее.
Я не скажу неправды, если скажу, что большинство суфиев, которые отправляются
сегодня в хадж к Запретному Дому Аллаха, на самом деле совершают паломничество (и
это их главное намерение) к могиле Посланника (да благословит его Аллах и
приветствует). Хотя посещение его могилы никак не связано с обрядами хаджа или ‘умры, и правильность их совершения никак не зависит от него. Посещение могилы Пророка (да
благословит его Аллах и приветствует) – совершенно отдельное действие, и правила,
связанные с ним, и его определение упомянуто в книгах по исламскому фикху, и я не буду
говорить здесь об этом во всех подробностях.
Таковы различия между приверженцами суфизма и Ахлю-с-Сунна. С первого взгляда
всем кажется, что разница не так уж велика и нет препятствий для их объединения.
Однако при более подробном рассмотрении какого-то конкретного вопроса становится
понятно, что между ними огромная пропасть и объединить их невозможно. Если, конечно, суфии не покаются и не оставят свой ширк, нововведения и порицаемые действия.. А
Аллах ведет нас Прямым Путем.
64 – Празднование мавлида (дня рождения) Пророка (да благословит его Аллах
и приветствует)
Суфизм: его последователи празднуют мавлид Пророка (да благословит его Аллах и
приветствует), готовят по этому случаю угощение, украшают дом и приглашают гостей. И
у них есть особые касыды и поэтические произведения, предназначенные специально для
чтения их во время этого праздника. Изначально такие произведения существовали на
арабском языке, но потом не арабы сочинили на своих языках нечто подобное и близкое
по смыслу. Некоторые люди в Дагестане и Чечне до сих пор читают их по-арабски, другие
же читают их на родном языке. И манера их чтения своя в каждой деревне и у
представителей каждой народности. У одних выходят один или двое, берут листы с
текстом и читают эти произведения нараспев, а остальные слушают, а у других все
присутствующие поют их хором, поскольку они уже знают их наизусть.
Песня-мавлид представляет собой длинную касыду, в которой описывается жизненный