Лицо суфизма
путь Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) с тех пор, когда он был светом и
мельчайшей частичкой в мире духов и до момента его кончины. Иногда она бывает очень
длинной, поскольку содержит в себе много подробностей, а иногда напоминает объемом
книги, в которых описываются основные события жизни Пророка (да благословит его
Аллах и приветствует).
Суфии устраивают мавлид Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) по разным
поводам: как начало месяца раби’ аль-авваль – месяца, в который родился Пророк (да
благословит его Аллах и приветствует), особенно, двенадцатого числа. А также по случаю
бракосочетания, рождения ребенка, совершения обрезания мальчику, или по случаю
возвращения путешественника, выздоровления больного и т.д., то есть по поводу или без
повода – когда кому-то из них взбредет в голову сделать это.
И если мы проследим историю празднования мавлида, мы обнаружим, что оно не имело
места в века, в которые жили праведные предки (саляф), но его придумал король Аль-
Музаффир в странах Шама, увидев, как христиане празднуют Рождество Иисуса (мир
ему). Он спросил об этом, и они ответили: «Мы празднуем день рождения нашего
Пророка и показываем нашу радость и веселье». Тогда король сказал: «Мы имеем больше
прав праздновать день рождения нашего Пророка и показывать свою радость и веселье, чем вы!». И с тех пор люди стали отмечать день рождения Пророка (да благословит его
Аллах и приветствует) двенадцатого числа месяца раби’ аль-авваль каждого года по
хиджре.
Однако в то время празднование проводилось один раз в году и на государственном
уровне, и у людей не было особых касыд и стихов, предназначенных для этого случая. С
течением времени менялся образ праздника, и в наши дни он совершенно непохож на тот, что устраивался в те времена.
Чтение поэм-мавлидов, приготовление угощения и приглашение людей считаются у
суфиев величественными обрядами поклонения и способом приближения к Аллаху и Его
Посланнику (да благословит его Аллах и приветствует) и великим делом, которое
приносит им счастье и отводит от них беды и несчастья. И если вы спросите их об этом, они скажут вам в свое оправдание: «Мы восхваляем Пророка (да благословит его Аллах и
приветствует), призываем на него благословение, вспоминаем его жизнь и его качества, празднуем день его рождения и выражаем свою любовь к нему. А после этого мы
приступаем к еде… Что же во всем этом запретного?».
Что же касается позиции Ахлю-с-Сунна по отношению к празднованию мавлидов
Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), то она резко отличается от позиции
суфиев, поскольку они рассматривают каждое слово и действие, имеющее место во время
этого празднования, через призму Корана, Сунны и целей Шариата. И они видят
достаточно много противоречий и нарушений, которые делают это празднование
запретным с точки зрения Шариата и превращают его в порицаемое нововведение, какие
бы красивые слова не говорили суфии в свое оправдание. Среди этих противоречий:
1. Празднование дня рождения так, как это распространено среди людей у нас, когда
выделяют именно этот день в году, чтобы сделать его праздником, готовят угощение и
созывают друзей и близких, и именинник принимает подарки и поздравления, и
совершаются другие действия, которые люди считают подходящими для подобных
случаев… Все это нововведения (бид’а), не предписанные Исламом. И здесь равны
правитель и раб, благородный и низкий, ученый и невежда, и герой, и пророк, и простые
люди. После начала своей Посланнической Миссии Пророк (да благословит его Аллах и
приветствует) прожил двадцать три года, и он имел полное право, если бы это было
узаконено, праздновать свой день рождения каждый год – то есть двадцать три раза за
время пророчества. Однако он не сделал этого ни разу и не сказал никому из своих
сподвижников: «Вот, это двенадцатое число месяца раби’ аль-авваль, день моего
рождения, отмечайте его и показывайте вашу радость и совершайте в этот день особые
действия…». Подобного не передавал никто из сподвижников, их последователей и
представителей поколений, живших после них. Из этого следует, что празднование дня
рождения не из религии, ведь если бы это относилось к религии, Пророк (да благословит
его Аллах и приветствует) и его сподвижники непременно делали бы это.
И никто не говорит, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не делал этого
из скромности, поскольку это неверное утверждение. Вещи, касающиеся религии, Пророк
не имел права скрывать из скромности или по каким-то другим причинам, но был обязан
донести их до людей, как сделал это в отношении молитвы за него, сказав: «Кто призвал
на меня благословение один раз, на того Аллах призовет благословение десять раз».
2. Точная дата рождения Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) не известна.
И хотя все ученые согласны в том, что это событие имело в месяце раби’ аль-авваль, но
некоторые из них говорят, что это произошло двенадцатого числа, другие говорят
девятого, и т.д. Однако все согласны во мнении, что день его кончины – двенадцатое
число месяца раби’ аль-авваль, и кто празднует день рождения Пророка (да благословит
его Аллах и приветствует) в этот день, на самом деле празднует день его кончины. И здесь
напрашивается вопрос: «Можно ли считать день смерти днем праздника, радости и
веселья?».
3. Организация мавлидов десятки и сотни раз в год и не только в месяце раби’ аль-авваль
в день его рождения, но в любые дни года – это неуважение к Пророку (да благословит
его Аллах и приветствует). Сколько же раз он рождался – столько, сколько дней в году
суфии устраивают свои праздники, или все-таки один раз? И какая связь между этим
названием и их действиями?
4. Даже если бы мавлиды, которые устраивают люди и действия которые они при этом
совершают, были бы свободны от любого нововведения (бид’а), сам мавлид все равно
являлся бы нововведением, так что можно сказать о нем, если среди действий,
совершаемых во время празднества, есть то, что является ширком, нововведением,
порицаемым и запретным. Практически все поэмы-мавлиды согласны в том, что Пророк
(да благословит его Аллах и приветствует) есть начало всего сущего, и что первое, что
было создано, его свет, и что Трон, семь небес и земель и все, что в них сотворены из
света Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), и что все сотворено ради
Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), и что Аллах сказал ему: «Если бы
не ты, если бы не ты, Я бы не создал миры!». И ни одно подобное произведение не
обходится без взывания о помощи к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) и
обращения с ду’а к нему помимо Аллаха, и испрашивания у него защиты и содействия. В
некоторых из них есть такие слова:
О, Посланник Аллаха, помощи и содействия!
О, Посланник Аллаха, на тебя уповаю!
О, Посланник Аллаха, отведи от нас наши беды!
Ведь стоит беде увидеть тебя, как она бежит прочь!
А в других говорится: «Возьми нас за руки в день, когда поскользнутся ноги!». А в
третьих говорится: «Укрой нас в тени своего знамени, и переведи нас через Сырат». И все
эти слова, обращенные не к Аллаху – ширк и куфр, и нельзя обращаться с подобными
речами к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), потому что Один лишь
Аллах помогает взывающему о помощи, отвечает на мольбу и отводит беды от того, кого
они постигли.
И если бы Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) слышал подобные слова, он
непременно вынес бы вердикт о том, что сказавший их является кяфиром. Сказал