Лицо суфизма
Всевышний: «Кто отвечает на мольбу нуждающегося, когда он взывает к Нему,
устраняет зло?..» ( Муравьи, 62). И сказал Он Своему Посланнику: «Скажи: «Не в моей
власти навредить вам или наставить вас на прямой путь» ( Джинны, 21). И сказал
Всевышний: «В тот день не будет для вас убежища, и вы не сможете отрицать свои
грехи» ( Совет, 47).
5. Во всех мавлидах имеет место восхваление Пророка (да благословит его Аллах и
приветствует), чрезмерное превознесение его и приписывание ему качеств, которые не
присущи ему, а Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) запретил совершать
подобные действия, сказав: «Не превозносите меня, как превознесли христиане ‘Ису сына
Марйам, поистине, я – раб, и говорите: «Раб Аллаха и Его Посланник».
6. Празднование дня рождения Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), да и
празднование дня рождения любого человека есть подражание иудеям и христианам,
поскольку обычай праздновать мавлид пришел к нам от них, и мы последовали за ними в
этом. А Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) предостерегает нас от
подражания кяфирам, сказав: «Кто подражает какому-то народу, тот из них».
7. Во время празднования мавлида вместе собираются женщины и мужчины, и женщины
при этом одеты неподобающим образом – с оголенными руками и ногами, открытыми
волосами, а это запрещено Шариатом.
8. Если мавлид устраивается на государственном уровне, то государство тратит на
украшение улиц, рынков, разноцветные лампочки и т.д. огромные суммы денег, которые, если их употребить на благо, обеспечат большое количество нуждающихся. Значит, это
напрасная трата денег, а это запрещено Шариатом. Говорится в хадисе: «Пророк запретил
необоснованные сплетни, множество вопросов и напрасную трату денег».
9. Приводятся ложные хадисы о мавлидах вроде: «Кто прочитал поэму-мавлид в своем
доме один раз в году, того не постигнет беда, и не коснется его самого, его детей, его дома
и имущества ничего дурное». И простой народ верит подобным словам и уделяет им
излишнее внимание.
10. Если мы посмотрим на тех, кто обычно устраивает мавлиды в наших странах, мы
обнаружим, что это чаще всего богатые люди, часто связанные с ростовщичеством, и
некоторые из них не читают намаз, не соблюдают пост, не выплачивают закат, не дают
милостыню, не помогают бедным и сиротам и не читают Коран. Они приглашают
читающего поэмы-мавлиды раз в году либо из показухи и желания, чтобы о них говорили, либо по причине собственного невежества и заблуждения, веря утверждениям о том, что
мавлид спасет их и их семью от всего дурного.
11. На празднествах, устраиваемых в наших странах, мы замечаем, что те, кого обычно
приглашают для чтения поэм-мавлидов, представляют собой группу людей, привыкших к
этому занятию. Они заучили все необходимые поэмы и касыды, украсили свои голоса и
натренировались в пении. И их животы от вкушения лучших блюд приобрели
внушительные размеры. Они настолько привыкли к этому, что любая еда, кроме
угощений на мавлидах, им уже стала не по душе. И чем богаче организатор праздника, тем больше у них надежды на щедрые подарки, и тем больше времени они проводят на
празднике, и тем громче и красивые становятся их голоса. При этом они подбирают
касыды, соответствующие его положению. Если же организатор мавлида человек не
богатый, то они присутствуют на празднике намного более короткое время, читают они
при этом тоже немного и голоса их не так уж сильны и красивы, а зачастую они вообще не
принимают приглашения бедных.
Так праздничные столы мавлидов стали отличным «пастбищем» для групп людей,
оставивших всякую работу и сделавших своим основным занятием посещение этих
праздников. Причем бывает так, что за один день они успевают побывать на нескольких
мавлидах, и возвращаются после этого домой, набив животы лучшей едой и получив кучу
дорогих подарков.
Я припоминаю, как однажды был в Хасавюрте, и видел, как две группы чтецов мавлидов
«оккупировали» двор при мечети. У каждой из них был руководитель. И они
соревновались между собой, и каждая из них пыталась опередить другую, предлагая свои
услуги богатым организаторам мавлидов. При этом руководитель каждой группы
старался, чтобы брали только членов его «коллектива». И если забирали члена другой
группы, представитель первой чрезвычайно злился и завидовал ему, и бежал к своему
руководителю докладывать о том, что сделал этот чтец. Потом брали кого-то из первой
группы, и второй делал то же самое. И так эти чтецы просиживали целыми днями во дворе
мечети, ожидая прихода кого-нибудь, кто позвал бы их на мавлид, и если прошел день, а
их никто не позвал, (а подобное случается чрезвычайно редко) они отправлялись домой
разочарованными и расстроенными.
Однажды я был в Махачкале и разговаривал с аварским поэтом и писателем (?) Алиевым
и речь зашла о нашумевшем «ваххабизме» и смуте, посеянной среди людей, а также о
распространяющихся явлениях ширка и нововведениях. Мы коснулись темы мавлидов, и
он сказал мне, что однажды посетил подобное мероприятие в Махачкале, столице
Дагестана, и его поразила людская жадность и алчность: после еды чтецы принялись
запихивать в карманы фрукты, сладости, и конфеты, оставшиеся на столе. Это зрелище
показалось ему отвратительным, и, придя домой, он наказал жене не устраивать после его
смерти мавлидов, на которых присутствуют подобные обжоры.
Это то, что мы видим собственными глазами в наших странах, и если мы заглянем в
книги, мы обнаружим те же картины в других странах исламского мира. Абу Йусуф
‘Абду-р-Рахман ‘Абду-с-Самад приводит в своей книге «Вопросы, вокруг которых
ведутся споры» такую историю, имевшую место в городе Алеппо в Омеййядской мечети:
«Одна женщина подошла к слепому человеку, сидящему в мечети и одетому в одежды
шейхов, и сказала ему на простонародном диалекте: «Шейх, почитай мне мавлиды!». Он
сказал ей: «Половина сирийской лиры». Тогда она пожаловалась на свою бедность и
сказала, что у нее есть только четверть лиры, а она дала обет устроить мавлид. После
долгих препираний шейх согласился и прочитал ей меньше того, что обычно читают за
половину лиры. Женщина заметила это и стала упрашивать шейха добавить ей, но он
только говорил ей: «Это столько, за сколько ты заплатила!». Как же далеко это от Ислама!
Мавлид превратился в способ наживы на глазах ученых, и восхваление Пророка (да
благословит его Аллах и приветствует) стало измеряться деньгами и оцениваться по их
ценности… Не оставь нас Милостью Твоей, о Аллах!
И в наше время стоит опасаться того, что угощение мавлида будет нехорошим угощением, на которое приглашают богачей и не пускают бедных. Сказал Пророк (да благословит его
Аллах и приветствует): «Плохое угощение то, на которое зовут богатых и в котором
отказывают бедным».
12. Если мавлид коллективный, а не устраивается одним человеком, он обычно проходит в
мечети. И внутрь вносят еду, и пачкают ковры, и марают все вокруг себя, и устраивают
крики, и предаются пустой болтовне, оскверняя, таким образом, мечеть и используя ее не
по назначению. Подобные мероприятия продолжаются, как правило, долгие часы ночью и
днем, и мало кому удается спокойно выполнить свои религиозные обязанности в мечети, в
которой празднуется мавлид.
13. Прекрасно известно, что у нас, в наших странах, хозяин дома, в котором устраивают
мавлид, созывает на мавлид пожилых людей, а в это же время в другой комнате, или
накануне мавлида, или через день после него устраивает пирушку, на которую созываются