Последние дни Прабхупады. Дневник
Раньше он прослушал статью «Длинная рука Закона уловила Милость Господа Нитьянанды», которую написал Сакши Гопала дас Брахмачари. Сакши Гопала очень искусно защищал нас в суде в Лондоне, и дело против нас было закрыто. Прабхупаде очень понравилось, что наши люди могут говорить в суде лучше профессиональных юристов.
20 мая
Сегодня утром я ходил на лекцию Яшодананданы Махараджи. После лекции я поделился со Шрилой Прабхупадой впечатлениями, сказав, что среди прочего Яшоданандана критиковал ложных гуру. Шрила Прабхупада этого не одобрил и сказал, что мы должны быть позитивными и рассказывать о настоящих гуру.
— Склонность к критике непривлекательна. Мы сами должны быть идеальны.
Потом он спросил, почему Яшоданандана и Гуру даса и другие санньяси носят длинные волосы (хотя они брились всего три-четыре недели назад). Он усмотрел в этом их склонность снова стать хиппи.
Днем к Прабхупаде приходил Сетх Бисен Чанд, он велел мне прочитать ему отчет об участии преданных в судебном процессе в Лондоне.
Вечером Шрила Прабхупада спросил Акшаянанду Махараджу:
— Ты готов инициировать учеников? Я хочу отойти от дел.
Акшаянанда ответил, что вместе с приказом Прабхупады приходит и сила исполнять его, поэтому он готов. Поздно ночью Прабхупада сказал Гопинатхе:
— Теперь я во Вриндаване, поэтому ничего страшного, если я умру. Мы-то живем в роскоши, но множество людей здесь живут в нищете, только для того, чтобы умереть во Вриндаване.
21 мая
Во время утренней прогулки на автомобиле мы ехали мимо строящегося холодильного комбината. Я спросил, не собираются ли хранить в нем мясо. Владелец был из «Банке-Бихари»
— Почему бы и нет? — Ответил Прабхупада. — Для многих семей «Банке-Бихари» — единственный источник дохода.
Кондиционер в гостиной приносит желанное облегчение от дневного жара. Прабхупада велел перенести свою кровать в центр комнаты, и отдыхал там после обеда. Проснувшись он вызвал меня и сказал, что отчет о проповеди в Дакке очень вдохновил его. Только что он получил письмо от Джаяпатаки Свами из Дакки. Прабхупада был очень доволен, что люди охотно принимают нас. Джаяпатака Свами славил Прабхупаду и начинал свое письмо с того, что с нашим приходом у людей после долгих лет мусульманского владычества появилась новая надежда в жизни.
Как же милостив Прабхупада, что по всему миру дарует людям духовный подъем! Прабхупада улыбнулся с закрытыми глазами и сказал:
— У меня нет другого мотива. Я думаю только о том, как сделать людей счастливыми.
Я сказал:
— Прабхупада, вы великий враг современной цивилизации.
— О да, — признался он. — Я величайший враг современной цивилизации. Я объявил ей войну.
Днем Прабхупада велел мне сделать смотр его альмире. Ему скучно было присутствовать при этом, но он настоял на своем присутствии, чтобы ответить на возможные вопросы. Он всегда исполняет свой долг.
Среди корреспонденции было письмо от Бхагавата даса из Бхубанешвара. Не хватало денег. Прабхупада дал те же рекомендации, что так часто давал уже в письмах. Здание не так важно, как киртаны и раздача прасада. Если деньги появятся, здание можно построить и позже.
День был очень жаркий, и Прабхупада сильно страдал от жары, даже поднявшись на крышу. Пока Вишвамбхара растирал ему ноги, он велел мне массировать ему область сердца со стороны груди и со стороны спины, с небольшим количеством масла. К тому времени, как я закончил, у меня сложилось впечатление, что Прабхупада уже не так сильно хочет жить, как в Бомбее. Я видел, что он изо всех сил старался поправиться начиная с Маяпура, но все попытки заканчивались ничем. После Бомбея и Ришикеша он начал стремительно слабеть. Я видел, что пребывание в теле, которое работает так ужасающе плохо, страшно утомляет его. Ему было бы гораздо легче оставить это тело и соединиться с Господом Кришной. Только по своей беспричинной милости он оставался с нами так долго.
22 мая
Когда я заступил на свою смену в 4 утра, Акшаянанда Свами сидел перед Прабхупадой, повторяя джапу. Прабхупада тоже сидел. Я тоже уселся и начал повторять джапу. Прабхупада попросил нас повторять громче. Через некоторое время я по собственному почину стал растирать ему грудь, потому что раньше он говорил, что массаж всегда хорош. Его тело очень истончилось, и теперь я чувствовал твердый узел у него в животе.
После прогулки на автомобиле я решил поговорить с Прабхупадой. Я честно и открыто сказал, что его состояние ухудшается. Мы обсудили его здоровье, ценность докторов и лекарств и диету. Прабхупада сказал, что с точки зрения медицины, болезнь его в почках. И еще проблема была в том, что у него не было аппетита, и пища не переваривалась. Он сказал, что у Шридхары Махараджи была такая же болезнь, и он вылечил ее тем, что приняв пищу, через некоторое время вызывал рвоту. Таким образом ему удавалось извлекать пользу из пищи, пока она была еще в желудке.
Только я вышел, как Прабхупада снова позвал меня и сказал:
— Есть два пути: пытаться выжить или готовиться к смерти. Лучше приготовиться к худшему. Сделай так, чтобы три-четрые человека непрерывно вели киртану и читали Шримад Бхагаватам. А я попытаюсь немного поесть. Парикшит Махараджа даже воды не пил.
Я напомнил Прабхупаде о завещании. Он согласился. Несколько человек из нас должны подписаться в качестве свидетелей.
— Ты сам знаешь, где лежат все бумаги и счета.
Я напомнил ему, что Бхавананда Махараджа просил позвать его, если состояние Прабхупады ухудшится. Прабхупада согласился и добавил:
— На самом деле все преданные должны прийти.
Затем он поправился:
— Все старшие преданные.
Прабхупада сказал:
— Когда мой Гуру Махараджа готовился к операции по поводу грыжи, он написал маленькое завещание на клочке бумаги. Но Тиртха Махараджа забрал его и никто этого завещания так и не увидел. Но для завещания вполне достаточно клочка бумаги. Потом он не пошел на эту операцию. У него было подозрение, что доктора подкупили, чтобы он убил его.
Постоянная киртана и чтение Шримад Бхагаватам продолжались сегодня с 6 до 10 утра и с 3 до 9 вечера. Прабхупада сидел с закрытыми глазами, погруженный в киртану. Сегодня он часто повторяет: «бхаваушадхач чхотра-мано-'бхирамат» — «лекарство от болезни материального существования, дарующее наслаждение уму и слуху». У меня возникло ощущение, что это и есть единственное лекарство. Я пообещал Прабхупаде, что ни одного письма ему больше не прочту, и ни одного посетителя не пущу. Как долго он мечтал об этом — чтобы его не беспокоили!
Но для того, чтобы это наконец случилось, ему понадобилось сильно заболеть. Я вижу, какое облегчение ему приносит это освобождение от проблем. Но умом он все равно беспокоится обо всем.
— Что там с храмом Радха-Дамодары? — спросил он.
— Джаяшачинандана поехал в Дели, но завтра вернется на квартиру.
— Почему Гуру даса отдал ключ Гаурачанду? Это ведь лучшие комнаты, и они могут попытаться использовать их. Если он захочет, он может жить со своей женой в кухне, но не в моей комнате.
Сегодня вечером после киртаны Прабхупада сказал:
— Это не обычная болезнь. Это смертельно, никто от нее не выздоравливает. Но по милости Кришны все возможно. Если Кришна захочет, человек выживет, но если нет — это будет невозможно.
Потом он заговорил о «Брахма-самхите», «ананда-чинмая-раса». Наше движение полно этой расы.
Спустя некоторое время он сказал:
— Я могу еще говорить, или, если Кришна захочет, тогда — что я успел дать, то и будет всё.
Как безгранично желание Прабхупады говорить о Кришне! Кажется, Прабхупада чувствует облегчение от того, что отказался от борьбы за жизнь. Я чувствую, что хотя наступает время скорби, я не могу скорбеть, а наоборот, счастлив, видя, что Прабхупада наконец смог думать только о Кришне.