Последние дни Прабхупады. Дневник
Сегодня после обеда он продиктовал свое завещание:
— Члены Джи-Би-Си должны принять на себя ответственность за все Общество. Каждый храм должен управляться тремя уполномоченными. Каждый храм является доверенной собственностью. Система управления должна оставаться такой же, как сейчас. Нет необходимости что-либо менять. Деньги, положенные на мое имя в различных банках, должны быть использованы для Общества и становятся собственностью Общества. Существуют несколько депозитов, с которых будет выплачиваться пожизненная пенсия членам моей бывшей семьи (моя жена, Вриндабан Де, М.М. Де), и с которых нельзя брать деньги до конца их жизни, но после их смерти деньги должны вернуться в Общество. Вся собственность, оформленная на мое имя, принадлежит Обществу».
23 мая
Проснувшись сегодня, Прабхупада процитировал стих, в котором говорится, что материалисты считают, что это тело — всё, потому что только поддерживая тело в должном состоянии, можно наслаждаться собственностью и совершать религиозные обряды. Но преданный считает, что всякий, кто верит в тело — просто осел или корова.
— Кто же прав? — спросил он, взглянув на меня.
— Ночью я думаю, что умру сейчас же. А утром — что буду жить вечно. У меня уже терпения не хватает. Я всегда был слабым, с детства. Меня беспокоила и тревожила каждая мелочь. Поэтому я не мог наслаждаться семейной жизнью. Я терпеть ее не мог. Но я думаю, это было только к лучшему.
Шрила Прабхупада подчеркивает:
— Ваша любовь после моего ухода будет проверена тем, насколько вы сможете следовать этим наставлениям. У нас есть имя, и люди ощущают наш вес. Надо это поддерживать. Чтобы не получилось, как в Гаудия Матхе. После ухода Гуру Махараджи столько ачарий выискалось... А мы выиграли столько важных дел в судах.
Прошедшей ночью дул легкий ветерок. Прабхупада сказал, что это говорит о приближении бури с градом. Я сказал:
— Я сегодня утром смотрел на Кришна-Балараму и думал, сколько чудес совершил Кришна. Не будет очень уж удивительным, если Он сейчас оставит вас жить. А Баларама поддерживает все творение. От Него не убудет, если Он передаст Вам немного силы. Мы все можем так молиться Кришне и Балараме, чтобы Они спасли Вас. Мы не очень-то много значим, но Они могут все же прислушаться к нам.
— Нет, — ответил Прабхупада. — Все вы — чистые преданные, не имеющие никаких побочных мотивов.
В три часа дня Шрила Прабхупада подписал свое завещание, и Упендра, Гопинатха и я засвидетельствовали это. Во время киртаны Прабхупада дважды велел Яшоданандане Махарадже не петь «бхаджа» перед «Шри Кришна Чайтанья». Это потому что есть разные неистинные группы, которые так поют? Прабхупада велел петь «Джая Шри Кришна Чайтанья».
Ближе к вечеру пришли жена и сын Гаурачанда Госвами. Раньше Прабхупада говорил, что они должны более тщательно служить ему, когда он находится в храме Радха-Дамодары. Я позволил им только поклониться издалека, поскольку Прабхупада отдыхал. Когда я доложил Его Божественной Милости, что они здесь, Прабхупада спросил, как пища была предложена его изображению, и потом разозлился на меня. День за днем я откладывал поход в храм, пока Прабхупада не попросил меня пойти и поготовить там на кухне. Он сказал, что мы не должны ждать от них полных тарелок подношений. Я сказал, что думал, что мы платим им деньги именно для этой цели.
— Ты слишком много думаешь, — отрезал Прабхупада. — Ты легко говоришь: «Я понял», — и так же легко забываешь. Мы должны сами готовить для себя, и небольшую часть каждого блюда откладывать, чтобы они предлагали их. Ты мой личный секретарь. Ты должен отвечать за все, а ты говоришь, что понял, хотя на самом деле ничего не понял. Это очень плохо. Сначала пойми все, потом скажи «да», а потом действуй».
Я ответил:
— Я глупец.
Прабхупада сказал:
— Это неприемлемо.
Я понял, что должен стать значительно более сознательным и просто немедленно выполнять его указания. Я поклялся пойти завтра в храм и лично все проконтролировать. Прабхупада сказал:
— Да, введи Джаяшачинандану должным образом во все дела.
24 мая
Ночная работа по переводу постепенно сходит на нет, потому что Прабхупаде все труднее дается любое напряжение. Он сказал Упендре, что когда он берется за перевод, у него начинается сердцебиение.
Ранним утром было облачно. Такая погода называется здесь «андхи». На бенгали она называется «кал ваисакхи». Иногда она порождает циклоны. Это говорит о греховности нашего времени.
Утром прибыли Бхавананда и Джаяпатака Махараджи. Вчера приехали Тривикрама Свами, Прамана Свами и Джагатгуру Свами.
Бхавананда Махараджа тут же начал все мыть и благоустраивать для Прабхупады. Он не поехал на утреннюю прогулку, а предпочел вместо этого остаться и привести в порядок комнаты Прабхупады. Эта любовная преданность — единственное, что может спасти Прабхупаду. Он сказал Бхавананде, что надежды нет.
— Я могу только умереть. Но только если Кришна захочет.
Джаяпатака отчитался о проповеди в Бангладеш. Новое изложение сознания Кришны произвело большое впечатление на мусульман. Прабхупада всем этим очень заинтересовался, потому что всего несколько поколений назад эти люди были индусами. В этой части страны люди более склонны к преданности. В Бангладеш мы хотели приобрести недостроенный храм Гаудия Матха. Похоже, они были готовы передать его нам. Вопрос был только в том, согласится ли Гаудия Матх сотрудничать здесь с нами.
Прабхупада не смог есть. Его желудок совершенно неподвижен.
По велению Прабхупады мы отправились в Радха-Дамодара Мандир, чтобы подготовить комнаты его бхаджан-кутира. Мы получили у Гаурачанда Госвами ключ, и Ядубара и Прамана Госвами стали готовить, как мы научились делали это в Ришикеше. Прабхупада замечательно нас натренировал. Это было так чудесно — устраивать киртану, готовить подношение Прабхупаде, а потом почитать прасадам.
Прабхупада спросил меня, удобна ли мне новая приемная. И я понял, как добр Прабхупада. Много дней он терпел стук над ухом, чтобы сделать мое служение более удобным.
Кода Прабхупада услышал о Радха-Дамодаре, он сказал, что снова перейдет туда, как только подключат воду.
Приехал Гопала Кришна. Прабхупада тут же набросился на него за то, что он медленно печатает книги. Слишком много рукописей стояли в очереди на публикацию. Нечего было прикрываться деньгами. Прабхупада сказал:
— Какой смысл экономить деньги, если у тебя нет товара? Публикуй все по любой цене.
По этому и другим признакам я заключил, что Прабхупада настаивает на этом почти до преувеличения, чтобы мы могли осознать приоритеты. Он хотел показать нам, как надо поступать.
Икшваку Прабху посетил Кодайканаль и прогостил у д-ра Гхоша десять дней. Д-р Гхош строил дом из пятнадцати комнат специально для Прабхупады, но, узнав от нас, что Прабхупада может не приехать, приостановил строительство. Сейчас при упоминании о д-ре Гхоше, который был не только всемирно известным врачом, но и личным преданным Шрилы Прабхупады, в глазах Прабхупады появился едва заметный отблеск надежды. Хотя ранее мы отказались от всякой медицинской помощи и лечения, сейчас он пожелал, чтобы д-р Гхош лечил его.
— Если д-р Гхош сможет подлечить меня, Я отправлюсь с ним в Кодайканаль, чтобы лечиться дальше.
Итак, мы написали письмо д-ру Гхошу, прося его приехать немедленно.
25 мая
Во время нашей утренней прогулки на автомобиле мы стали свидетелями гонок с «полноприводной» собакой. Собака бежала рядом с нашей машиной полтора километра, и при этом постоянно лаяла и выла. Шрила Прабхупада пояснил настроение собаки:
— «Ты не остановился, не послушался моей команды».
А человек в автомобиле думал, насколько н превосходит эту собаку, сидя в своем автомобиле, но на самом деле они заняты одним и тем же.