Последние дни Прабхупады. Дневник
5 июня
В 4 утра Шрила Прабхупада позвал Сварупа Дамодару. Не вставая с постели он сказал, что Институт Бхактиведанты должен придерживаться принципов Бхагавадгиты. Решение экономических проблем заключается в защите коров и сельском хозяйстве, а не в развитии промышленности. Помещение бывшего банка в гурукуле можно использовать под конференц-зал Института. Сварупа Дамодара предложил представить Институт общественности проведением конференции по теме «Научная основа сознания Кришны» с 14 по 16 октября.
Сегодня утром д-р Гхош по секрету сообщил мне, что шансов на то, что Шрила Прабхупада вылечится, нет. Его внутренние органы совершенно изношены, тело забито мочевиной. Если Прабхупада не согласиться ехать в Дели, чтобы подвергнуться диализу и другим современным методам лечения — а он, конечно, ни за что не согласится — то тогда, как сказал д-р Гхош, нам остается только сделать его последние дни как можно более приятными: давать ему любую пищу, какую он ни пожелает, постоянно вести киртану и избавить его от тревог управления.
«В детстве мать проколола мне нос». Этот разговор начался с того, что Шрила Прабхупада попросил Брахмананду Махараджу снять кольца с его отекших пальцев. Потом Прабхупада рассказал историю Сакши Гопалы и как царица Куттака подарила Гопале серьгу для носа.
Прабхупада говорил об аппетите. Он сказал, что у бенгальцев хороший аппетит, потому что они едят рыбу.
— Когда у вас есть аппетит, рыба очень вкусна. Практически все в Индии едят ее. Правительство это поощряет. Один человек в самолете ел суп из лангуста и говорил, что это очень вкусно.
Затем Прабхупада сказал:
— Прадьюмну нашли в желудке рыбы, так что это не новость. А Камса убивал коров. Так что вы должны держать язык на привязи.
Он прочитал молитву, которую читают перед прасадом.
— Язык так необуздан, он постоянно хочет пробовать что-то вкусное. Поэтому мы предлагаем множество вкусных вещей Кришне, чтобы тоже получить удовлетворение.
Приходил Нараяна Махараджа, и Шрила Прабхупада вдохновенно ему проповедовал о всемирной деятельности ИСККОН. Нараяна Махараджа, ученик Кешавы Махараджи, который дал санньясу Шриле Прабхупаде, прежде много служил Шриле Прабхупаде, и у них очень теплые взаимоотношения. Когда он уходил, Шрила Прабхупада дал ему пожертвование на сева-пуджу Божествам.
6 июня
В последние два для автомобильные прогулки отменялись, потому что Шрила Прабхупада был так слаб, что не мог даже сидеть в машине. Поскольку он намекнул, что я не очень внимателен к нему по утрам, сегодня я пораньше подошел к нему, вместо того, чтобы пойти на мангала-арати. Проснувшись, Прабхупада спустился в сад, чтобы посидеть на воздухе. Там очень хорошо сидеть в зеленой беседке рядом с прохладным фонтаном в форме лотоса. Несколько преданных пели для него. Почти все Джи-Би-Си и другие санньяси вернулись каждый на свое поле проповеди. Но некоторые, услышав об ухудшении здоровья Прабхупады, возвратились из Дели. Однако сегодня Прабхупада выглядит несколько лучше — спасибо Сукхананде и д-ру Гхошу. Впервые за много недель отеки уменьшились так значительно. Переменные холодные и горячие компрессы и частый массаж сделали свое дело, и у д-ра Гхоша появилась надежда.
В саду Прабхупада увидел чучело обезьяны, повешенное там, чтобы отгонять живых обезьян. Это напомнило ему о Дарвине, и он сказал:
— Дарвин был поражен красотой павлина, но не мог объяснить ее. Он знал, что молотит чепуху.
Вернувшись в дом и слушая киртану, Прабхупада сказал, что я могу помассировать его, и что мой массаж очень хорош. Это была настоящая милость, и я принял его высказывание как приглашение проводить с ним больше времени.
Прабхупада спросил, когда он сможет увидеть Божества, и мы немедленно снесли его в кресле в алтарную, чтобы он мог увидеть Кришну и Балараму. Сидя там, под деревом тамала, он смотрел на Братьев, и слезы потоком катились по его щекам.
— Они прекрасно одеты. Здесь очень прохладно, для того я и сохранил это дерево. Сетх Бисан Чанд хотел спилить его, но я не дал. Деревьев тамала осталось не так уж много. Миряне не знают…
Через некоторое время Прабхупада велел нам пронести его по зданию гурукулы, и был весьма удовлетворен тем, что работы идут своим чередом.
Сегодня Прабхупада принимал ванну, и эта процедура ему очень понравилась. Хотя это была обычная вода из крана, ему она показалась очень освежающей. Теперь мы будем делать это трижды в день: на восходе, в полдень и на закате.
7 июня
Из-за вчерашнего слишком интенсивного массажа Шрила Прабхупада просыпался ночью, чувствуя большую слабость. Когда я пришел рано утром, до восхода, чтобы служить ему, он сказал, что этот массаж больше подошел бы для лошади. Так что я успокоил его мягким двухчасовым массажем всего тела, и он снова уснул. Во время массажа пошел дождь, принеся некоторое облегчение от жары, которая днем доходит до 55 градусов. Когда Прабхупада снова проснулся в 6:30, он велел мне почесать ему спину. Затем он отправился посидеть в сад. Потом Прабхупада пошел повидаться с Кришной и Баларамой. Преданные играли на мридангах и все предлагали цветы. Хотя обычно Прабхупаде все это нравилось, сейчас я заметил, что он хотел бы просто тихо посидеть перед Кришной и Баларамой. Позже Шрила Прабхупада подтвердил мои мысли. Преданные должны быть очень внимательны к нуждам и желаниям духовного учителя.
Массаж здорово уменьшает отеки на теле Прабхупады, но аппетит и вкус все еще не вернулись.
По пути из храма Прабхупада велел поднести его паланкин к каждой из фресок, украшавших стену, которой был обнесен двор. Ему понравилась живопись, и он спросил, кто все это нарисовал. Прабхупада также оценил то, что живопись была закрыта пластиковыми и стеклянными панелями, чтобы люди не портили ее, трогая руками.
Когда Панча-дравида Свами и Вираха Пракаша Свами ушли, Прабхупада сказал:
— Я могу прийти и уйти, но в своих книгах я буду жить вечно.
Во время дневной киртаны, которую исполняли ученики гурукулы, Прабхупада сказал им:
— Маяпурские мальчики куда живее. Вы поете так, как будто не принимали прасадам триста лет.
Шрила Прабхупада остановил киртану Джаяшачинанданы, потому что тот пел слишком громко.
— Твои киртаны хороши для огромных скоплений людей, — сказал он и попросил петь потише.
Относительно киртаны Сварупа Дамодары Прабхупада сказал:
— Ученый искусен во всем.
Приходил юрист, г-н Арора, чтобы зарегистрировать завещание и подписать аффидевит.
Прабхупада решил, что лучше будет построить рядом с гурукулой конференц-зал, а не дхарма-шалу (общежитие).
— Во Вриндаване и сейчас уже довольно дхарма-шал, и в них трудно поддерживать чистоту.
8 июня
Проснувшись, Прабхупада сразу смотрит на свои руки. Это вошло у него в привычку.
— Они построили гигантский реактивный 474-ой5, но не могут создать крошечного комара, который летает столь искусно, что никогда не попадает в аварии. Как прекрасна атмосфера Вриндаваны. Где еще можно увидеть и услышать столько птиц? На своем Западе вы слышите только звук мотора. Я хочу, чтобы у людей Запада появился шанс побывать во Вриндаване, то есть, в этом храме.
Адвокат сказал Прабхупаде, что вся Матхура интересуется его здоровьем.
— Вся Индия, — сказал я, — В газетах пишут об этом. Даже на первой полосе «Times of India».
Шрила Прабхупада велел мне прочитать статью.
— Если бы они думали, что Бхактиведанта Свами не важен, они бы не печатали этого, — сказал он.
Даршан сегодня был прекрасен. Джаяшачинандана вел преданных в мягкой киртане, а потом кресло Прабхупады ставили поочередно перед каждым из Божеств.
Сегодня уехал д-р Гхош, поняв, что здесь он уже мало чем поможет, раз Прабхупаду все равно лечит брахмачари. Прабхупада отказался от всех видов лечения, даже от коровьей мочи, заявив, что коровья моча помогает только когда ее применяют в огромном количестве. Он сказал, что если ему понадобится лекарство, он скажет. Он даже перестал принимать «Йогендра Рас», который принимал в течение последних десяти лет. Д-р Гхош выглядел несколько разочарованным, ведь ему практически не удалось полечить Прабхупаду. Он сказал, что Прабхупада пережил самую тяжелую стадию, и через неделю начнет ходить.