Последние дни Прабхупады. Дневник
— Я много работал, и то, что не под силу сделать человеку в течение одного воплощения, сделано. Я не люблю неподвижности.
Прабхупада думал насчет пенсии своей прежней семье.
— Они думают, что я их отец, и что они могут рассчитывать на что-то от меня. Так что пусть у них будет какая-то пенсия. Вишванатха Чакраварти разрешил это кажущееся противоречие между запредельно природой чистого преданного и мирским представлением о нем, которое имеют его родственники, заключив, что чистый преданный всегда запределен во всей своей деятельности, независимо от того, как это выглядит.
11 июня
Шриле Прабхупад не понравилось, что Джаяшачинандана уехал в Америку просто ради своей жены.
— Кто платит за его переезд?
Я сказал, что его жена скопила деньги на санкиртане. Прабхупаде это тоже не понравилось.
— Это частная лавочка, — отрезал он.
Прабхупада был также недоволен тем, что Бхавананда Махараджа хочет вернуть в Маяпур.
— Он приехал, чтобы заботиться обо мне. И вот теперь он хочет уехать. Он непостоянен.
Днем Бхакти Према Махараджа показал Шриле Прабхупаде чертеж планетной системы. Теперь Шрила Прабхупада был полностью удовлетворен, что этим делом занимается именно такой человек, как нужно. Прабхупада сказал:
— Он понял мою мысль и он знает шастры. Болше не нужно никого искать. Сам Кришна послал его.
12 июня
Утром я ходил в Рамана-рети с Яшодананданой Махараджей читать джапу. Когда меня не было Шрила Прабхупада решил отправиться на автомобильную прогулку. Он очень огорчился, узнав, что меня нет. Прабхупада сказал:
— Зачем ты теряешь время? Ты построил храм, а читать джапу ходишь в лес? Это дурной пример для остальных.
Поскольку сегодня экадаши, брахмачари не пришел. Упендра делал специальный массаж вместо него, и Прабхупада сказал:
— Он так хорошо делает массаж, совсем как тот человек. А ведь он научился этому всего за три дня.
Шрила Прабхупада интересовался своим домом в Маяпуре, началось ли строительство. Он попросил, чтобы вокруг было много цветников. Он сказал, что если цветников будет достаточно много, то каждому ученику можно будет дать гирлянду.
Я сказал Шриле Прабхупаде, что мы строго соблюдаем экадаши, не принимая ни пищи, ни воды. Он сказал:
— Очень хорошо.
Пришел новый выпуск «Домой, к Богу», и Прабхупада попросил меня прочесть несколько статей. Прабхупада долго смотрел на фотографию Господа Джаганнатхи, запечатленного вместе со Своим дорогим слугой Джаянандой, а потом отложил очки в сторону и стал вытирать платком слезы, которые полились у него из глаз.
13 июня
«Я хочу есть, но у меня нет вкуса. Я как импотент, который имеет желание заниматься сексом, но, поскольку он импотент, он не может насладиться им».
Прошлой ночью Прабхупада не смог переводить из-за сердцебиения.
Прабхупада попросил сделать паланкин так, чтобы его удобно было носить. Он должен быть изготовлен в том стиле, что и тот, в котором его носили, когда он посещал Варшану.
— Есть такая бенгальская поговорка: «Если козел перестанет есть, а сумасшедший перестанет болтать — что с того?» Ученые — просто сумасшедшие. Они слетали на луну, они создадут жизнь. Я называю их всех обманщиками, негодяями. Они безжалостны. Они будут убивать своих детей и даже есть их — ракшасы. Есть такая история. Они хотели нарисовать картину, изображающую сцену войны, и как ребенка убивают на глазах его матери. Многих художников просили написать лицо матери, у которой на глазах убивают ее ребенка. Один художник нарисовал, как мать закрыла глаза рукой, не в силах видеть, как убивают ее дитя, и эта версия получила первую премию. Всякий, кто может смотреть, как убивают дитя — безжалостен. И этим безжалостным демонам я не верю ни на грош. Они далеки от цивилизации. Они говорят, что мы промываем мозги, что мы лишаем людей свободы воли. Но нужно ли ребенку предоставлять свободу воли? Они же все дети, неученые дети. Я всегда говорю, что они разумны, но этот разум не туда направлен. В сознании Кришны их разум получает правильное направление. Поэтому я говорил очень резко, а они теперь печатают это.
Он указал на последнее издание «Домой, к Богу», где была напечатана беседа между ним и Сатсварупой.
— Все правильно? — спросил Прабхупада.
Шриле Прабхупаде представили г-на Кришну Мейера, пожизненного члена из Мадраса. Шрила Прабхупада тихо спросил меня:
— Он хочет поговорить со мной?, — подразумевая «Должен ли я говорить с ним?»
14 июня
— Я подумал и пришел к выводу, что моя болезнь заключается в повышенном давлении. Когда я ем трудно перевариваемую пищу, от нее образуются газы, которые давят на сердце. Я должен сменить диету. А это масло «Брахми» очень хорошо мне помогает.
Прабхупада велел позвать Бхакти-чару и объяснил ему, что и как нужно приготовить. Он похвалил массаж Шатадханьи Махараджи, который сменил Бхавананду Свами.
Когда пришел брахмачари, Шрила Прабхупада велел ему сократить утренний массаж и отказаться от дневного. Я дал брахмачари пятьдесят одну рупию в пожертвование, но он вернул деньги, не желая получать плату за свое служение. Поэтому я дал ему «Книгу о Кришне».
К Прабхупаде приехала Элис Колтрейн. Она исполнила несколько пьес из своего последнего альбома. Прабхупаде очень понравились молитвы Нрисимха-деве, и он благословил ее продолжать, а также повторять Харе Кришна. К сожалению, читая ее книгу, мы наткнулись на утверждение, что она получила наставления лично от Кришны 500050 лет назад, в прежней жизни, и т.д. и т.п. Раньше, беседуя с ней, Шрила Прабхупада подчеркнул, что «религия без настоящей, авторитетной философии — это фанатизм, а философия без религии — сухое умствование. Нам не нужно ни того, ни другого».
После всего Прабхупада принял вечерний массаж.
15 июня
Шрила Прабхупада внезапно проснулся рано утром.
— Я видел сон. Большое собрание пьяниц и повторяющих Имя. Эти пьяницы были безумны. И некоторые из них начинали повторять Имя. Нам нельзя прекращать борьбу. Эти пьяницы просто ужасны.
— А Вы там тоже были? — спросил я.
— Да, я там тоже был.
— А те, кто повторяли, некоторые из них падали и становились пьяницами? — спросил я.
— Повторяющие Имя не могут пасть. Их имена внесены в список: домой, к Богу. Они члены семьи Кришны. Сказано же, что брахмачари пусть умрет сей же час, царевич пусть живет вечно, мясник пусть не живет и не умирает, а преданный может жить или умереть — как ему хочется. Это цивилизация негодяев. Они думают только о деньгах. У них огромные небоскребы. Ну и чего они добились? Потому мы и находимся в храмах, защищенные от пьяниц».
Сегодня утром Прабхупада встретился в саду с Кришной Мейером, пожизненным членом из Мадраса. Г-н Мейер выразил свое полное почтение Шриле Прабхупаде и сказал, что хочет выполнить все, о чем его попросит Прабхупада. На это Шрила Прабхупада с нажимом ответил, что первое, что он должен сделать — это понять нашу философию, прочитав книги. Прабхупада пригласил его приходить и сидеть с ним, если у него есть возможность оставить свой бизнес (он был владельцем пяти компаний). Г-н Мейер решил привезти сюда свою жену и месяц прожить здесь, общаясь со Шрилой Прабхупадой. Он собирался вернуться через неделю. Я высказал предположение, что г-н Мейер очень поддержал бы наше движение, потому что индийцев у нас не хватало. Но Шрила Прабхупада сказал мне, что по его мнению г-н Мейер сможет даже усвоить наши принципы. Через некоторое время Шрила Прабхупада снова вызвал меня и отругал за то, что раньше я предложил, чтобы г-н Мейер стал моим помощником.
— Как тебе это в голову пришло? — спросил Прабхупада.
Я признал, что это было глупо с моей стороны.