Последние дни Прабхупады. Дневник
«В Бхригу-самхите говорится о прошлом, настоящем и будущем. В моем гороскопе сказано, что после семидесяти я начну открывать храмы. А продолжится все это до восьмидесяти лет. И если я проживу сверх этого срока, это особая милость Кришны. Добавочное время. Д-р Чандрик Бозе выпускал газету, в которую писал один очень известный астролог. Сын д-ра Бозе был в Германии, и д-р Бозе попросил этого астролога определить дату возвращения его сына в Индию. Астролог, которого звали Сундар Мохан Бхаттачарья, очень строгий брахман, сказал: «Твой сын не вернется. Он уедет в горы». В следующем письме сын написал: «У меня спинальный туберкулез, и я уезжаю в Швейцарию».Такие это были брахманы. Нанда Махараджа обычно звал их, и он был уверен: «Если такой брахман благословит моего сына, все будет хорошо». Сейчас все шудры. Это просто милость Господа Чайтаньи, «чето дарпана марджанам». Качеств нет ни у кого. Поэтому пусть поют и повторяют. Поэтому Рупа Госвами и сказал: намо маха-ваданйайа кришна-према-прадайа те. Вместо того, чтобы лепить брахмана, он просто раздает Кришна-прему. В начале нет никакой нужды в столь многих ритуалах. Все равно человек не сможет им следовать. Просто Харе Кришна. Остальное приложится само собой».
Пока Шроути Махараджа ожидал, когда Прабхупада примет его, он критиковал одного преданного из Санто-Доминго, Каруна-майю, говоря, что он совсем не продвигается, хотя присоединился уже три года назад. (Каруна-майя очень искренний преданный. Однажды он распространил за день двести Бхагавадгит). Когда Шрила Прабхупада услышал об этом, он сказал:
— Вот мошенник! Они приходит, чтобы критиковать. Шмель летит на мед, а муха ищет мусор.
При этом в глазах Прабхупады стояли слезы. Ему причинило боль, что его духовный брат не оценил его усилий. Они — члены его духовной семьи, и они завидуют ему. Это действительно больно. После этого случая Прабхупада сказал, что было бы лучше, чтобы брахмачари Сукхананда больше не приходил. Это естественная духовная гордость. Я заметил, что Нараяна Махараджа и его брахмачари очень уважают Шрилу Прабхупаду. Я не хотел, чтобы из-за Шроути Махараджи, с которым был знаком Нараяна Махараджа, Шрила Прабхупада прерывал свое лечение.
Прабхупада заявил:
— Я прошу Кришну дать мне вдохновение продолжать свое дело до самой смерти. Солдат должен умирать сражаясь, на поле битвы.
19 июня
Утром Шрилу Прабхупаду разбудил шум из кухни, особенно звук раскалываемого угля. Прабхупада распорядился, чтобы вся стряпня, весь склад и прием пищи были как можно скорее перенесены в гурукулу. Он также объяснил, что использование твердого угля — это низший класс.
— Марварцы готовят на дровах. Когда дрова прогорают, оставшиеся угли можно использовать как медленный огонь. Опытным считается повар, который умеет готовить на дровах.
«В большом городе можно достать что угодно, хоть тигриную кровь — только заплати. Может быть вам придется заплатить за это пять лакхов. В вашей стране можно купить даже сад моментального приготовления. Деньги могут добыть все. Поэтому вся западная цивилизация стоит на накоплении денег».
Прошлой ночью когда Прабхупада переводил, его беспокоили насекомые.
— Эти насекомые. Их миллионы. Откуда вы беретесь? Вы приходите, чтобы погибнуть в пламени. Такова иллюзия. Так и вы приходите. А после смерти? Секс. Все дело в нем. Деньги, деньги для секса. Дхарма, артха, кама, мокша. В основном кама.
Из поездки в Манипур и Калькутту возвратился Сварупа Дамодара. Он привез Шриле Прабхупаде четыре спелых ананаса и цветы лотоса. Шрила Прабхупада взял лотос и раскрыл его лепестки. Это был очень красивый розовый лотос. Прабхупада велел поднести остальные цветы Божествам. Он сразу выпил сок четверти ананаса, заботливо оставив неиспользованную часть на другой раз.
— Наша первая забота — знание. Но и степени тоже нужно получать, чтобы иметь вес в обществе.
Шрила Прабхупада говорил о подготовке преданных в Институте Бхактиведанты. Будучи в прошлый раз в Манипуре, Сварупа Дамодара встретился с несколькими знакомыми ему семьями, и эти семьи отдали ему на обучение своих сыновей. Все они имели степень бакалавра, и Сварупа Дамодара послал их в Бомбей на обучение.
Сварупа Дамодара рассказал, что в Манипуре и в Калькутте он посещал университеты и другие учебные заведения, и где бы он ни был, профессора бывали очень заинтересованы его тезисом «Жизнь происходит из жизни». В одной статье описывался предстоящий тур Института Бхактиведанты, который должен был начаться в сентябре. В статье также освещались цели и задачи, перечислялись некоторые темы, такие как «Химическая эволюция: молекулярная сказка». Прочитав статью, Шрила Прабхупада сказал: «Слава Сварупа Дамодаре. Сделайте что-нибудь невероятное. Мы даже не какие-нибудь колдуны, вроде Саи Бабы. Есть деньги, разум, а я могу дать вам вдохновение».
Прабхупада пьет молоко в разных видах в течение дня, и это несомненно важнейший фактор восстановления его здоровья. Гунарнаве, который держит коров, он сказал:
— По твоей милости я пью молоко. Это единственное молоко, которое я могу пить.
Вечером приехал Гопала Кришна с новыми книгами. Когда Прабхупада узнал об этом, он высоко поднял брови и многозначительно приказал:
— Принеси их!
Прабхупада был весьма удовлетворен и велел Бхакти-чару прочитать на хинди отрывок из одной книги. Потом он с большим интересом прослушал «Листок Санкиртаны» 4:7. Он очень доволен перечислением цифр [распространения], и он очень оживился, узнав, что было распространено почти сорок тысяч больших книг.
—Если распространение книг нарастает, я никогда не умру. Я буду жить в веках.
20 июня
Прошлой ночью у него болело сердце. Прабхупада проснулся рано и позвал Гопала Кришну, чтобы обсудить с ним встречу со Шриманом Нараяном, насчет постоянных виз. Г-н Нараян поможет ему встретиться с Атал Бихари Ваджпаи.
Спустившись в сад, Прабхупада позвал Сварупа Дамодару и два часа говорил с ним и с нами о научной основе сознания Кришны. Он попросил Сварупа Дамодару представить Дарвина мошенником.
После обеда Прабхупада позвал меня. Он был очень опечален, услышав от Гопала Кришны, что Бомбейский храм не будет закончен вовремя.
— Там столько больших людей, все они говорят «да» Сурабхи Свами. Он говорит, что храм не будет закончен, а они все говорят «да». У Брахмы четыре головы, чтобы управлять вселенной. Если у тебя нет четырех голов, ты не можешь быть разумным.
— В Африке растет кактус высотой с пятиэтажный дом. Там все такое большое. Они и сами гиганты. Но разум есть только в Индии — Вьясадева.
Я сказал:
— Вы тоже разумны, Шрила Прабхупада.
Шрила Прабхупада сказал, что один профессор называл его воплощением Вьясадевы.
Прабхупада спрашивал, как идут наши дела с Планетарием, и мы сказали, что в Японии уже сделаны пять подземных уровней.
Управляющий Пенджабского Национального Банка приехал, чтобы поговорить с Прабхупадой насчет новых зданий. Шрила Прабхупада просил их не останавливать Аллахабад Банк, если они согласны платить цену, которую мы хотели за новые здания, поскольку Пенджаб не мог себе этого позволить.
Сегодня вечером Прабхупада слушал отчет Гханашьямы о распространении книг в Югославии. Прабхупада был впечатлен тем, что там эти книги находят отклик. Он сказал, что они предназначены для всех.
21 июня
Между Шрилой Прабхупадой и Шатадханьей произошла следующая дискуссия:
— Как это они говорят, что Бога нет? Если они думают, что Бога нет, значит, можно действовать как им заблагорассудится. Но они ведь не могут делать что угодно, их свобода ограничена многими способами. Как же они тогда говорят, что Бога нет?
— Они видят, что у нас есть вера, но сами такой веры не имеют.
— Есть вера или нет… Верит вор в правительство, или нет, вы все равно побьете его башмаками. Верите вы или нет, а подчиняться законам вы обязаны. Так как же можно говорить, что Бога нет?