Последние дни Прабхупады. Дневник
У Шрилы Прабхупады три дня был запор. Я дал ему магнезию, от которой его ночью прослабило.
«У Картика Чандры Бозе был один друг, который сказал ему: «Ты производишь столько лекарств, а я хочу пожаловаться. Что ты можешь сделать лично для меня?» Картик Бозе ответил: «У меня три лекарства: касторка, хинин и английская соль. Все остальные лекарства — это просто бизнес». Он не любил принимать лекарства, хотя и был врачом. Когда он заболевал, он просто тихо сидел три дня и принимал одно из трех своих средств».
Когда ухудшение зрения отступило, и Прабхупада снова стал переводить, он вызвал Бхакти Чайтанью Свами и Тривикраму Свами, которых попросили приехать во Вриндавану. Тривикрама Махараджа предложил, чтобы Делийский храм присоединили к зоне Бхакти Чайтаньи Свами, и Шрила Прабхупада согласился.
— Дели — это часть северной Индии, — сказал он.
Я напомнил, что Гопала Кришна трудился изо всех сил, чтобы организовать храм в Дели, и ему, наверное, будет неприятно уходить оттуда. Но Прабхупада сказал:
— Гопала — почему он будет против? Это не сантименты. Это работа. Джи-Би-Си не действуют каждый в отдельности. Они все связаны. Пусть он сосредоточится на производстве книг. Если начнутся распри, это будет нехорошо.
Наша беседа коснулась Атал Бихари Ваджпаи, министра иностранных дел.
— Если он симпатизирует нашей деятельности, он поможет. Давайте проверим его. Но если он политик, то кто бы ни пошел к нему — он не станет помогать. Чанакья Пандита сказал, что женщинам и политикам верить нельзя. Общайтесь с политиками очень осторожно. Они могут принести больше вреда, чем пользы.
«Когда говоришь с мошенником, ты должен вдолбить ему то, что ты хочешь, десять раз».
«Один человек пошел в магазин. У него была обрита голова. Лавочник спросил его, кто умер. О, Саргал Сингх умер. И так оно шло и шло, множество людей: Саргал Сингх умер. И каждый услышавший эту весть брил голову. Потом один умный человек спросил: «А кто этот Саргал Сингх?» И тут новость понеслась назад по парампаре. Самый первый был дхоби (стиральщик), и Саргал Сингх был его осел. Вот как действуют неумные люди. Как двадцать лет назад я сказал, что они не летали на луну. В Шримад Бхагаватам написано, что нужно совершить очень много карма-канды, чтобы попасть туда. Как же эти негодяи могут полететь туда на машине? Надо быть шастра-чакшуш.
Я не изучил все Веды и Упанишады. Я читал только Бхагавадгиту и Шримад Бхагаватам».
Прабхупада процитировал Бхагавадгиту 15.15. [и добавил]:
— Из всех йоги, свами и бхоги один я добился успеха. Это факт. Кого можно сравнить со мной? Я даю Бхагавадгиту как она есть, без всяких интерпретаций, без фальсификаций. Махаджано йена гатах са пантхах. Иначе… Вокруг столько интеллектуалов. Майявади приводят аргументы. Так что не боритесь друг с другом за сантименты и престиж. Представляйте наши непогрешимые книги.
Июль 1977
1 июля
Получив даршан Шри Шри Кришна-Баларамы, Шрила Прабхупада встретился с «Турией» — Элис Колтрейн. Шрила Прабхупада ответил на ее вопросы, в том числе на вопрос, сколько кругов ей повторять и можно ли повторять мантру в уме.
— Вы должны повторять двадцать четыре круга в день. Но минимум шестнадцать кругов. Повторяйте как вам удобно. Но повторять вслух лучше, потому что при этом благо получаете не только вы, но и окружающие.
Шрила Прабхупада особо подчеркнул, что не нужно ничего выдумывать. Он велел мне прочитать вслух Бхагавадгиту, 16.23 с комментарием, в котором осуждается деятельность по прихоти. Он особенно рекомендовал ей внимательно читать книги. Было видно, что пребывание здесь ей в высшей степени по душе. Когда она ушла, Шрила Прабхупада сказал, что она очень искренна. Если бы она повторяла Святое имя и читала книги, она была бы превосходной преданной. Прабхупада был очень рад, что она пообещала вести киртану на трех предстоящих фестивалях Ратха-ятры. Он сказал, что это будет практическим доказательством того, как наше движение объединяет всех людей независимо от цвета кожи.
Когда во время даршана с Элис Колтрейн Шрила Прабхупада велел мне читать из Бхагавадгиты 16.23, я не сразу смог отыскать нужный стих, и Шрила Прабхупада отругал меня за то, что я не изучаю его книги.
— Ты должен стать как опытный адвокат, который мгновенно находит ссылку на закон, чтобы выиграть дело.
Я сказал Шриле Прабхупаде, что я хотел бы читать его книги, но у меня слишком мало времени, потому что я очень сильно загружен. Шрила Прабхупада ответил требовательно:
— Ты должен найти время. Меньше ешь и спи.
Он процитировал стих, в котором говорится, как Шесть Госвами преодолели свои животные потребности.
— Это требует практики, — заключил он.
Вечером Шрила Прабхупада принял отчет г-на Мейера о местном управлении. Г-н Мейер рассказал, что в управлении было допущено много ошибок, и предложил, чтобы Акшаянанда Махараджа поменьше управлял и побольше проповедовал. Он доказывал, что храм ежемесячно несет убытки в тринадцать тысяч рупий. Шрила Прабхупада согласился с тем, что санньяси и брахмачари должны проповедовать, но, поскольку они предались, то им приходится и управлять, если их о том попросят. Поэтому они не застрахованы от ошибок. В заключение Прабхупада попросил г-на Мейера принять на себя управление Вриндаванским храмом и попытаться экономить деньги. Прабхупада сказал, что сам поговорит с Акашаянандой Махараджей об этих изменениях. Когда г-н Мейер уехал, я сказал Прабхупаде, что было бы здорово, если бы г-н Мейер оказался таким же, как Васудева, отчет которого о проповеди на Фиджи пришел вчера. Прабхупада ответил:
— Так и будет.
Г-н Мейер получит посвящение в воскресенье утром.
2 июля
«Я думал о том, как мне повезло, что я родился в семье преданных и с рождения был окружен преданными. Один мой старый друг, ему тогда было семьдесят лет, чудесный преданный, его звали Нандулал. Его жена умерла, и он в семьдесят лет женился вновь. Раньше люди женились и в восемьдесят, если у них никого не было. Он был ходатай по делам. Иногда, поскольку он был так стар, он, кланяясь, засыпал в таком положении часа на два, на три. Вчера я думал о нем. Когда я думаю о нем, я чувствую очищение. В те времена все были преданными. Маллики, хотя и содержали проституток, все же были преданными. Каждое утро, перед тем, как сесть за завтрак, они шли в храм повидать Радха-Говинду. Они предлагали на огромном подносе разные вкусные вещи: качори, ручи — очень хрумкие (хрустящие). И Маллики сами ничего не ели, а раздавали все это соседям. Вот какая у меня была школа. Всему, что я сейчас ввел, я научился в детстве. Я просто повторял то, чему научился тогда. Кроме написания книг, что я делаю по приказу своего Гуру Махараджи. В возрасте двенадцати лет я был инициирован профессиональным гуру, но впоследствии я отказался от него. Такого профессионального гуру надо оставить, есть такое указание. Служанки тоже имели гуру. Им платили по три рупии в месяц, и они работали в нескольких домах. Денег им не хватало, и они подрабатывали проституцией».
Я сказал, что ученикам Шрилы Прабхупады очень повезло, потому что он обеспечил их всем необходимым — прекрасные храмы, где можно жить, и книги, полные философии.
— Вы самый любящий отец, ведь Вы заботитесь о нас всеми средствами.
Шрила Прабхупада ответил:
— Потому я и стараюсь сделать все это для своих детей, ведь они способны почувствовать это.
Приготовившись подняться наверх на ночь, Шрила Прабхупада сказал:
— Всякий, кто старается сделать благо для другого, будет почтен в трех мирах. Локанам хита-карунау три-бхуване. А я стараюсь сделать благо всему человечеству. Почему бы меня не почитать?
Я только что закончил читать письмо от Питера Берваша, который прославлял Прабхупаду. Во всем мире люди признают, что дар Прабхупады людям имеет божественную природу.