Последние дни Прабхупады. Дневник
3 июля
Пробудившись от ночного отдыха, Прабхупада открыл глаза и сказал:
— Они летят из Лос-Анджелеса. Все вы подумайте об этом. Я потом тебе скажу.
Шрила Прабхупада имел в виду вопросы, которые мы еще не решили: если мир не круглый, а является частью Джамбудвипы, которая, в свою очередь, представляет собой сердцевину гигантского лотоса Бхумандалы, то как самолеты летают из Лос-Анджелеса на Гавайи, в Токио и в Индию. Объяснение ученых состоит в том, что самолет облетает вокруг земли. Но согласно Шримад Бхагаватам нет планеты Земля, парящей в космосе. А есть Бхаратаварша с ее семью континентами и океанами и Гималайскими горами. Бросив этот вызов, Шрила Прабхупада снова погрузился в сон. Когда он снова проснулся, он начал объяснять ответ.
— Они просто зашорены и не могут выйти за пределы своих представлений. Они обусловлены и обречены возвращаться. Они не могут пойти дальше определенного предела.
Я сказал Прабхупаде, что мы принимаем эту точку зрения, но это не отвечает на вопрос. Прабхупада, однако, возразил, что именно отвечает.
— У вас предвзятое мнение. Вы обусловлены имеющимися представлениями о том, как все устроено.
Он сказал, что я потому не могу понять, что принимаю научные предрассудки.
— Это бык, запряженный в жернова. Он привязан и просто ходит по кругу. Каждый привязан. Они не могут выйти за предела своих представлений, и они не способны двигаться по желанию, они как бык, который не может выйти из протоптанной им канавы. Как может колодезная лягушка понять океан? Они говорят, что Гималайские горы имеют высоту восемь с половиной километров. А в Шримад Бхагаватам сказано: сто тридцать километров. Вы наврали, что были на луне. Как я могу вам верить? Вы хотите объяснить всю вселенную, но как я могу верить вам? Кто соврал однажды, будет и дальше врать. Благородный человек должен сказать: «Я не знаю». Но они не благородные люди. Они просто шалопаи. Как можно им верить? Я сам видел эту гору в Швейцарии, но вы не можете увидеть. Там разбивается много самолетов. В Шримад Бхагаватам сказано, что великие цари пересекали Гималаи. Но самолеты падают. Раньше говорили, что мир плоский. Потом Галилей сказал, что он круглый, и за это был повешен. Они не знали, и он не знал. А наше знание не меняется, потому что оно совершенно. Если есть какие-то перемены, значит нет совершенства.
Я рассказал Шриле Прабхупаде о моем вчерашнем опыте общения с одним банком, где у него был счет, и о том, как управляющий этого банка мошенничает. Я сказал, что по-моему, если он нас обманывает, то и множество других людей обмануты им. Дело было в том, что банк удерживал наши деньги еще две недели после того, как счет был закрыт, а банку было отдано приказание перевести деньги в другой банк. Мы настояли на том, что они выплатили нам проценты за то время, что они незаконно удерживали наши деньги. Шрила Прабхупада объяснил, что служащие банка хотят получить прибавку к жалованию, присваивая проценты, если клиент не возражает. Прабхупада посоветовал мне не распространяться об этом.
После обеда Шрила Прабхупада говорил снова о Планетарии. Пытаясь понять, как самолет летит из Лос-Анджелеса в Индию, я завел энергичную дискуссию со Шрилой Прабхупадой. Прабхупада совершенно сбил меня с толку своим замечанием:
— Ты предубежден.
Позже, уже днем, я все равно чувствовал беспокойство, в основном из-за своего настроения спорщика, которое я проявил раньше, во время дискуссии. Я чувствовал, что, пожалуй, оскорбительно много задавал вопросов, поэтому я вошел и принес извинения. Шрила Прабхупада сказал, что ничего страшного, мы просто дискутировали о сложном предмете. Через некоторое время Прабхупада снова позвал меня в свою комнату и сказал:
— Почему ты подумал, что я оскорблен?
Похоже, мой способ мыслить встревожил Прабхупаду. Он сказал:
— В воздухе теперь витает беспокойство. Я не могу переводить.
Эта ситуация породила чувства, которые очень трудно понять. Наверное, я смогу определить их как то, что я стал более сознающим Кришну.
Вместо того, чтобы переводить, Прабхупада велел мне позвать следующих лиц: Бхакти Прему Свами и Яшоданандану Свами. Завязался разговор, подобный тому, что Прабхупада вел со мной после обеда. Наш вопрос о том, как согласуется описание Джамбудвипы из Шримад Бхагаватам с путешествием на запад от Лос Анджелеса до Индии, оставался, похоже, без ответа. Однако Прабхупада настаивал, что мы уперлись в незначительную вещь, в «каплю воды» (прабхупадовское определение Тихого Океана).
— Вы со своей экспериментальной логикой не можете понять. Это непостижимо. Просто примите шастры. Истинное понимание приходит только по милости духовного учителя. Вы не можете втиснуть описания, данные в Шримад Бхагаватам в рамки вашего знания. Наш Нарада Муни ходил на Вайкунтху. Вернувшись он рассказал сапожнику, что там слон проходит через игольное ушко. И сапожник сказал: «О, Нараяна так велик!» А ученый брахман сказал: «Все это выдумки!» Нарада тогда спросил сапожника: «Как ты поверил, что слон может пройти через игольное ушко?» «Почему бы нет? — ответил сапожник. — Мы сидим под баньяновым деревом. На нем много плодов, и в каждом из них много семян, и из каждого семечка может вырасти огромное баньяновое дерево». Все непостижимо, а эти мошенники хотят все представить постижимым. Не гордитесь своим так называемым образованием. В нем нет никакой ценности.
Шрила Прабхупада дал нам духовное решение материального вопроса.
Раньше, днем, Прабхупада вдруг сказал:
— Я знаю, что Бхавананда Махараджа не хочет, чтобы женщины приезжали в Маяпур. Но почему? Они могут научиться прясть.
Я спросил Шрилу Прабхупаду, можно ли домохозяевам жить вместе в Маяпуре. Он ответил:
— Почему нет, если они соблюдают заповеди?
Тогда я спросил, как быть с сексуальной жизнью во Вриндаване и Маяпуре. Прабхупада сказал:
— Вриндавана для отрешенных. Но в Маяпуре можно, в рамках наших заповедей.
Сегодня г-н Мейер получил посвящение. Яшоданандана Свами превосходнейшим образом провел ягью, в течение получаса читая наизусть санскритские шлоки очень бегло и с прекрасным произношением. После этого Шрила Прабхупада сказал, что должен отправиться на Фиджи, чтобы присутствовать на церемонии открытия храма. После огненного жертвоприношения г-н Мейер с женой предстал перед Прабхупадой, который сидел в саду, и Прабхупада дал ему имя «Рамакришна даса». Прабхупада пояснил, что красота женщины проявляется в ее преданности мужу. Он привел в пример Ситу Деви. Будучи дочерью могущественного царя, она могла остаться с отцом, но предпочла отправиться в изгнание вслед за Рамой. Прабхупада также сказал, что муж должен всегда защищать жену, как Рама, Который, когда Сита была похищена, разрушил все царство Раваны.
Потом Прабхупада позвал Рамакришну и Акшаянанду Махараджу. Он попросил Рамакришну помочь с управлением и попробовать экономить деньги. Прабхупада пообещал, что Акшаянанда Махараджа не будет вмешиваться. Рамакришна горячо хотел предложить, как увеличить сбор пожертвований, но Прабхупада сказал:
— Собрать деньги не так трудно, а вот сохранить их — это требует разума. Это трудно. Я думаю, это и есть максимум. По крайней мере, для меня этот так. Мы не зарабатываем. Мы молим, а Кришна дает. Все, что мы имеем, послано нам Кришной. Теперь самое трудное — поддержать наше престижное положение. В Дели, на Лои Базаре есть пенджабский магазин. Все блюда, которые там продаются, сделаны на самом лучшем гхи. Всякий раз, как я проходил мимо, я видел там не меньше пятидесяти покупателей. Из этого вывод: если у вас хороший товар, покупатели придут.
Рамакришна Прабху предложил работать с премьер-министром, но Шрила Прабхупада сказал:
— Мы не хотим стать премьер-министром. Мы выкинули все это. Даже если нам предложат, мы не согласимся. Но мы можем вести премьер-министра ко благу всего мира.
«Мошенники не знают, как что делать. Как тот человек, которому приказали сделать изваяние Шивы, а у него получилась обезьяна».