Последние дни Прабхупады. Дневник
«Мой Гуру Махараджа часто говорил: «Если бы я мог зачинать сознающих Крину детей, я бы зачал сотню детей». Современные люди не могут поддержать даже одного ребенка».
«Выбор политических партий. Эта сторона испражнений или та. Они думают: эти испражнения уже подсохли, они лучше».
Когда Прабхупада уже собирался отправиться наверх спать, я заметил, что хорошо менять место, даже в пределах одного дома.
— Да, даже святые мудрецы, которые жили в пещерах, поднимались на ночь в горы.
Я сказал:
— Шрила Прабхупада, вы святой нашего времени.
— Я стараюсь. Во всяком случае, я не человек «вероятности».
4 июля
Когда Прабхупада просыпается по утрам, он часто благодарит меня:
— Только благодаря твоей заботе насекомые не беспокоили меня, и я смог выспаться.
Когда он просыпается, обычно около 6 утра, он открывает глаза и смотрит на меня. Спустя какое-то время он протягивает руки, и я поднимаю его и сажаю. Затем я сажусь позади него и чешу ему спину, на которой видны отпечатки от лежания. В это время он обычно что-нибудь говорит.
Сегодня утром я рассказал ему о последнем посещении Бхаванандой Махараджей и Ачьютанандой Махараджей храма Радха-раманы. Пуджари сказал им, что он молится о том, чтобы в следующей жизни они получили возможность служить Радха-рамане. Бхавананда Махараджа не ответил, но про себя подумал: «Я молюсь, чтобы ты в следующей жизни мог проповедовать по всему миру». Прабхупада прокомментировал это так:
— Мировой судья приехал в деревню. Это был молодой человек. Деревенские жители думали, что высшее начальство — это полицейский инспектор, поэтому одна старушка благословила судью: «Дорогой мальчик, ты станешь полицейским инспектором». Я бы сказал этому Госвами в храме Радха-раманы: «Они уже лучше, чем ты».
Сегодня из Хайдарабада вернулись Вишвамбхара и Гунарнава. Вишвамбхара пришел после даршана, чтобы отчитаться перед Прабхупадой. Поскольку отчет был на хинди, я пошел пока в банк. Единственное, что я понял из отчета, однако, было то, что они потратили около сорока тысяч рупий на строительство нового храма и го-шалы, которые были не нужны. Оба здания были незакончены. Они могли бы вложить деньги в сельское хозяйство, особенно в орошение земли.
Днем приехал сын Шрилы Прабхупады, Вриндабан Чандра Де, и вечером Прабхупада позвал его. Он приехал, чтобы узнать, как будет обеспечена семья. Он беспокоились, как бы преданные после ухода Прабхупады не попросили их с квартиры, которую купил Шрила Прабхупада и в которой им было разрешено жить. Прабхупада заверил сына, что их никогда не побеспокоят и описал схему, по которой мать, двое сыновей и две дочери будут получать пожизненную пенсию.
5 июля
Когда снова пришел Вриндабан Чандра, Шрила Прабхупада сурово выбранил его за безответственность, отсутствие хороших качеств и неспособность. Его мать получила в наследство одну пятую дома на Махатма Ганди Роуд, но два ее сына, особенно М.М. (Матхура Мохан) не оказали ей покровительства, и их заставили уйти. Деньги от продажи их доли были положены в банк, и она не могла получить их. Прабхупада был в ярости, что они даже не могут защитить мать. Прабхупада объяснил, что именно поэтому он был так обеспокоен тем, что ей дали квартиру на Панчшил, потому что он знал, что они потеряют ее, не смогут распорядиться правильно. Они были очень невезучие. Прабхупада объяснил, что везение требует благочестия в прежних жизнях. Если благочестия не было, человеку не повезет, даже если он будет работать изо всех сил. Потом Прабхупада обсудил книжные дела. Вриндабан просто сидел и говорил о территории и комиссионных, но где был сам бизнес? Он практически ничего не платил, но книг набрал больше чем на двадцать пять тысяч рупий, а сейчас он толковал о том, чтобы забрать комиссионные Гаргамуни, чтобы оплатить свои счета. Прабхупада пришел в ярость и назвал его бабой, не способной ни на какое дело. Прабхупада сказал ему, что с этого дня и впредь книги будут продаваться только за наличные. Прабхупада сказал:
— Я даю тебе шанс. Если ты заплатишь, все благоприятные условия сохранятся.
После его ухода Прабхупада посетовал, что М.М. оказался таким плохим.
— Теперь он коммунист. Но все таки, говорят, что он строгий вегетарианец и поклоняется Кришне. Он был красивым, очень умным, хорошим преданным, у него было прекрасное будущее. Но после моего ухода дурное общение разрушило его. Общение чрезвычайно важно.
После обеда я прочитал Шриле Прабхупаде отчет Харикеши, который доставил Его Божественной Милости большое удовольствие. Услышав, как прославляет и благодарит его Харикеша, Прабхупада сказал:
— Люди, мои ученики благодарят меня за то, что я сделал для них. Не думаю, что это официально. Зачем бы вам был нужен нищий индиец? Это происходит потому, что вы обрели жизнь. Не думаю, что для них это просто формальность.
Вечером Шрила Прабхупада снова позвал Вриндабан Чандру и проповедовал ему. Он особенно просил его уговорить брата приехать повидаться с Прабхупадой. Было ясно, что Прабхупада очень разочарован своим старшим сыном, который обладал прекрасными качествами, но растрачивал свою жизнь попусту. Прабхупада сказал:
— Пусть он присоединится к нашему движению. Он не женат, поэтому он может присоединиться.
Прабхупада начал пересказывать истории из своей ранней семейной жизни. При этом он колебался: «Я санньяси, а это семейные дела…» Но затем Шрила Прабхупада, который есть личность абсолютно нездешняя, начал рассказывать истории, внешне проявляя при этом чувства, обычные для всех домохозяев. Подобным образом Господь Рама, Всевышний, внешне проявлял такую привязанность к Своей супруге Сите и зависимость от нее, что иногда, казалось, впадал в тоску.
Прабхупада рассказывал:
— Я ехал с ним (Матхура Моханом Де) на трамвае. Он был совсем маленьким. Это было в Бомбее. И тут появилась свадебная процессия, и он спросил: «Что это?» Я объяснил ему, что это свадьба. Тогда он спросил: «Папа, а ты тоже женат?» И все люди в трамвае засмеялись. Все вайшнавы любили его — Шридхара Махараджа, Бон Махараджа. Мой Гуру Махараджа обращался с ним как с внуком. На Джанмаштами он даже воды не пил. Он даже падал в обморок. Мои духовные братья говорили: «Иди попроси милости Гуру Махараджи». И он ходил к Гуру Махарадже, кланялся и говорил: «Гуру Махараджа, пожалуйста, дайте мне свою милость, дайте мне милость».
С чувством говоря о своем сыне Прабхупада, казалось, был охвачен этими мыслями. Показывая свою любовь, он говорил младшему сыну, Вриндабану:
— Постарайся привести его ко мне. Скажи ему, что я хочу увидеть его в свои последние дни.
Потом Прабхупада рассказывал о своей бывшей жене, какая она была верная и добрая, но совсем лишена разума. И ее испортили.
— Когда мы жили в доме моего тестя, мне выделили отдельную комнату. Как-то я пришел вечером домой. Ее мать подала мне качори и сингхары (самосы) из магазина. Я подумал: «С чего бы это?» Она сказала: «Повар сегодня заболел». Но сама она не готовила. Тогда я подумал: «Хорошо, что мы не живем здесь все время, а то ее еще больше испортили бы».
Сын Шрилы Прабхупады был весьма растроган тем, с каким чувством он говорил о его матери. В конце концов, Прабхупада оставил свою семью, чтобы принять санньясу. Шрила Прабхупада позволил себе внешне выражать обычные мирские чувства. Прабхупада всегда говорил, что отверг свою семью. Но эту неделю он посвятил заботе о них — материальной и духовной. Вриндабан спросил, будут ли еще какие-нибудь наставления. Прабхупада сказал:
— Постарайся поправить свое экономическое положение. Ты семейный человек, поэтому ты должен обеспечить будущее своих детей.
Два дня Прабхупада был простужен. Он принимал лекарство под названием «Пурнарнава», чтобы поскорее поправиться.
6 июля
Шрила Прабхупада позвал Вриндабан Чандру в сад и проповедовал ему полтора часа о том, что такое быть преданным. После обеда Шрила Прабхупада снова проповедовал ему.