Последние дни Прабхупады. Дневник
Лондонские преданные прислали Шриле Прабхупаде кубок, сделанный из серебра и золота. Сегодня Прабхупада пил из него. Я спросил, улучшает ли он вкус питья. Прабхупада ответил:
— Материальный вкус — это сексуальная жизнь. Карми думают, что смена партнера улучшит вкус. Или что будет лучше, когда они примут новое тело. На самом деле, благодаря удаче человек находит гуру, а по милости гуру он получает Кришну. Чтобы стать удачливым, надо соблюдать заповеди. Человек сам строит свою судьбу. Но если он остается подобным животному, никакой удачи ему не видать.
Шрила Прабхупада получил письмо от Сатсварупы Махараджи, насчет будущей книги «Без Кришны ничего не удается», в которой тот предполагал покритиковать некоторых людей. Наставления Прабхупады снова указали нам линию, направление нашей проповеди:
— Думаю, что это не очень хорошая мысль. Вы должны подходить позитивно, вместо того, чтобы нападать на других. Этими нападками вы только наживете себе врагов. Мы можем критиковать устно, но не записывать этого. Давайте делом докажем, что все остальные промахнулись. Критиковать — это значит придавать значение противнику Харе Кришна. Наша критика состоит в том, что как только мы видим что-то вне сознания Кришны, мы отвергаем это. Негодяй хорош до тех пор, пока не начнет говорить. Это как рис — сдавите одну рисинку, и если она твердая, вы поймете, что весь рис еще не готов. Так и здесь, по одному слову «вероятно» вы можете определить, что они провалились. Есть такая бенгальская поговорка: «Если убьешь скунса, твоя рука будет дурно пахнуть», поэтому, если вы нападаете на других, то дурной запах перенесется на вас. Оставайтесь порядочными людьми. Почему я должен стараться понять философию такого-то? Я заранее знаю, что она бессмысленна. Я не придаю ей никакого значения. Поэтому я говорю: «Я его не знаю». Пусть ваши собеседники представят вам философию такого-то , и тогда вы можете разгромить ее. Давите ее ногой, иначе ваша рука будет дурно пахнуть. Другими словами, если кто-то произносит имя такого-то, вы можете спросить: «А в чем его философия?» А потом разгромить ее.
Вечером Шрила Прабхупада снова позвал Вриндабан Чандру. Вриндабан Чандра, обдумав порядок выдачи пенсии, установленный Прабхупадой, просил дополнительного содержания. Но Шрила Прабхупада вместо того стал очень жестко проповедовать, громя идею материального наслаждения.
— Невозможно достичь счастья просто при помощи денег. Стань преданным. Секрет счастья в том, чтобы не впадать в нищету и не гнаться за богатством. «Я получил наследство от отца, и я счастлив». Твой дядя по матери умер от пьянства, хотя отец оставил ему такое большое состояние. Счастье означает конец повторения рождений и смертей. Где счастье в этом мире? С младенчества до самой старости — одни страдания. Но где добавили Кришну, там есть счастье и в этой жизни, и в следующей. Это знание дается духовным учителем. Я настаиваю на этом распространении книг для тебя, потому что это служение. Это даст тебе доход, и в то же время это будет служением Кришне.
Когда Прабхупада таким образом проповедовал Вриндабану, зашел Вишвамбхара. Прабхупада обратился к нему и попросил позаботиться о хайдерабадской ферме. Вишвамбхара выразил опасение, что если на ту землю не провести воду, развивать там ферму будет невозможно. Решение Прабхупады было таким:
— Исполняйте санкиртану, и вода придет.
7 июля
Утром Прабхупада был все еще болен. Взошло солнце, и тучи разошлись. Я молился Сурьядеве, чтобы он пробился сквозь облака. Я предложил Прабхупаде принять очень полезный масляный массаж на утреннем солнце. Он позволил мне массировать его тело целиком в течение полутора часов под благодатными лучами солнца. Прабхупада сказал:
— Кришна диктует Свою волю через тебя.
(Он имел в виду идею раннего утреннего массажа.) Потом Прабхупада принял одну треть таблетки «Лазикс», которая облегчала ему в течение дня мочеиспускание. Поскольку я лечил его, Прабхупада относился ко мне как к своему врачу. Он велел Бхакти-чару советоваться со мной по поводу меню на каждый день и попросил Упендру согласовывать со мной вид массажа и омовения.
Вечером я читал письмо от одного джентльмена, у которого сложилось неблагоприятное впечатление об ИСККОН после просмотра фильма Дев Ананда «Харе Кришна, Харе Рама». Прабхупада сказал:
— А почему этот Дев Ананд стал нашим врагом?
Пришло письмо от Тушта Кришны Свами. Прабхупада сказал:
— У вас с духовными братьями могут быть разные точки зрения, но, пожалуйста, не разделяйтесь в том, что касается пения и повторения. Это было бы самоубийством. Пошли ему бюллетень санкиртаны. Смотри, как действуют твои духовные братья. Объединяйся с ними, вместо того, чтобы враждовать. Между братьями всегда идет борьба, но сделайте что-нибудь для отца.
8 июля
Сегодня днем я привел Вриндабан Чандру на обед в храм Радха-Дамодары. Это был случай расспросить его о семейной жизни Шрилы Прабхупады. Вриндабан Чандра рассказал, что каждое утро, около пяти утра, Прабхупада проводил киртану, пел Харе Кришна вместе с семьей, затем он предлагал угощение своим Божествам Радхи-Кришны. Вечером программа повторялась, и в дополнение Прабхупада читал Шримад Бхагаватам. Он сам шил Божествам одежды. Так он поклонялся Богу дома изо дня в день. По большим праздникам он ходил в Гаудия Матх Багхбазара.
Простуда у Прабхупады никак не проходит. Во время дневного массажа он сказал:
— Нажимай изо всех сил, я потерплю.
Я применил «Вапораб Вика», который Прабхупада любит.
Сегодня утром в саду я спросил Шрилу Прабхупаду, что нам делать с посвящениями. Он сказал:
— Дай мне список санньяси, и я отмечу некоторых. Ты можешь давать, Киртанананда Махараджа, Сатсварупа Махараджа тоже. Джаятиртха, Бхагаван, Харикеша Свами. Пять-шесть человек, самых близких. Они могут давать первое и второе посвящения. В Индии Джаяпатака Махараджа, и ты тоже в Индии. Рамешвара и Хридаянанда. Не жди меня, выбери тех, кого считаешь нужным на свое усмотрение.
На следующее утро Шрила Прабхупада добавил Хамсадуту Махараджу и Бхавананду Махараджу. Эти одиннадцать преданных получили название «ритвик» — представитель ачарьи.
9 июля
Пришло письмо от Гопала Кришны, в котором он выражает глубокую печаль по поводу того, что Бхакти Чайтанья Свами назначен Джи-Би-Си в Дели. Он также был опечален другими преданными в Бомбее. Прабхупада комментировал так:
— Почему Гопала завидует? Он не устойчив.
(Гопала Кришна сказал, что хочет оставить свой пост.)
— Почему этих преданных нельзя вознаградить за то, что они так много проповедуют — сколько земли, сколько преданных, сколько книг распространено — вот, что я хочу видеть. Сначала пусть вернет три лакха рупий, которые я дал взаймы ББТ и сделает шесть лакхов прибыли, как он обещал. Потом и ему достанется. Это подтвердит его честное слово.
Вечером я читал Шриле Прабхупаде отчет об убедительной победе в бостонском суде по делу Басу Гопала. Шрила Прабхупада остался очень доволен отчетом. Я также показал ему экземпляр «Духа Бриджабаси» и прочитал очень трогательную историю о шестнадцатилетнем юноше, которому родители не разрешали принять сознание Кришны, но он все равно продолжал практиковать.
Поняв, что депрограмматоры считают его сердцем нашего Движения, Прабхупада прокомментировал так:
— Кришна хочет, чтобы я перестал передвигаться. Отсюда и эта болезнь. Кришна знает, как я люблю ездить повсюду. Это опасно. И они [депрограмматоры] были бы очень рады такой возможности. «Вот этот старый негодяй, из-за которого все и началось». Они могли бы потащить меня в суд. Пусть лучше идет туда ритвик.
Ночью Прабхупада принял какое-то лекарство от кашля, содержащее спирт и хлороформ, от которого спал много часов. Поэтому он не переводил. Он сказал, что это лекарство слегка одурманивает.