Последние дни Прабхупады. Дневник
Прабхавишну Прабху, который был ответственным за проповедь в Дакке, привез письмо. Он пришел к Шриле Прабхупаде, который сидел на своей веранде наверху. Гуру-крипа как раз в это время показывал Прабхупаде новые солнцезащитные очки фирмы «Полароид». Прабхупада сказал Прабхавишну:
— Поздравляю. Был такой бенгальский поэт Заминдар Михаэль Мадхусудан Дутта. Он стал христианином и растратил все свои деньги. Индиец-христианин — это человек расточительный. Индийцы становятся христианами, чтобы есть мясо и пить вино. Он женился на англичанке, поселился в Англии и там растратил все деньги. Тогда ему пришлось просить денег у индусов, и никто ему не давал. Но один, из Видьянагара подумал: «Такой большой человек, и нуждается в деньгах. Дам ему». И поэт поздравил давшего: «Никто не дерзнул дать мне денег, кроме тебя. Ты обладаешь смелостью англичанина и сердцем бенгальской матери.
— Ты британец. — Продолжил Шрила Прабхупада. — Британская Империя расширялась благодаря такой смелости. Америка — тоже порождение Британии. Они прославились благодаря смелости, энтузиазму и расширению. Так вот, тебе предстоит продемонстрировать эту смелость англичанина. У тебя два прекрасных поля — Бангладеш и Непал. В Непале есть представление об индуизме. Мы можем основать там свою цитадель. Они хотят иностранной валюты, поэтому я буду давать тебе шестьсот долларов ежемесячно. У меня есть зарубежный счет. Раньше Британия разрослась до империи. Теперь тебе предстоит основать империю сознания. Кришна дал тебе способности, делай же свое дело со смелостью англичанина и с сердцем бенгальской матери. В Бангладеш меняй деньги и печатай книги, не заботься о качестве.
— Мы должны обнародовать тот факт, что эти наши индийские вложения — это мои деньги. Я работал изо всех сил день и ночь, а американские юноши помогали мне. Это не американские деньги, это мои деньги. Они должны гордиться. «Наш парень сделал такой бизнес!» Я сделал бизнес, заработал деньги и привез их домой, чтобы потратить. Они не должны думать, что это американское правительство и Всемирный Банк. [Такова была правительственная пропаганда.] Нас никто не поддерживает. Я зарабатываю деньги своим тяжелым трудом. Деньги принадлежат А.Ч. Бхактиведанте Свами. Обнародуйте этот факт. И вся литература на бенгальском языке, переиздайте ее.
Вчера приехал Сура даса, и я представил его Шриле Прабхупаде.
Прабхупада пользуется своими солнечными очками все больше и больше — не только на улице, но и в помещении, если там светло. Сегодня во время даршана Божеств он попросил солнечные очки. Теперь он надевает их даже когда его несут в кресле в храм.
Днем Прабхупада позвал меня и спросил:
— Что делать? Продолжать с этим же кавираджей, или поискать другого? Может быть, астролог располагает какой-то информацией. Лекарство кавираджи уже не приносит облегчения.
Сейчас вернулся Абхирама, который ездил в Дели, чтобы получить дополнительную информацию от астролога. Астролог вычислил, что согласно гороскопу Шрилы Прабхупады он будет жить восемьдесят один год, пять месяцев и двадцать девять дней. Другими словами, предположительная дата его смерти — 28 февраля 1978 года. Он подчеркнул, однако, что все это верно для обычного человека и что благочестивая и духовная деятельность продлевают жизнь. Следующие шесть месяцев будут тяжелыми, особенно первая неделя сентября, когда Сатурн будет проходить Кету и возбуждать его, вызывая слабость и возможные неприятности со стороны младших. Если он переживет 1978 год, у него не будет проблем четыре-пять лет, после чего его здоровье снова ухудшится. 28 февраля 1978 — дата завершения одной Кету-махадасы. В течение этого периода голубой сапфир и аюрведическое лечение должны облегчить положение.
Прабхупада выслушал отчет Абхирамы молча, но внимательно, неслышно повторяя мантру на четках. Его лицо сохраняло выражение сдержанности. Через несколько мгновений он сказал:
— Согласно вычислениям, жизнь моя закончена. Если я умру, это будет достойно славы.
В начале вечера Прабхупада позвал меня в свою спальню. Лежа в постели он заговорил:
— Все Общество должно приготовиться. Прими это как милость. Дни мои сочтены. Теперь делай все внимательно. Каждый знает, что когда нет аппетита, это предупреждение: жизнь заканчивается.
12 августа
Прабхупада решил попробовать южно-индийскую кухню. Жена Абхирамы начала с того, что приготовила иддли, но они оказались твердыми, как камень. И Прабхупада попросил, чтобы пришла на несколько дней Палика. После обеда он, однако, сказал:
— Не надо звать ее. У меня нет вкуса, так что — какой смысл?
Днем Прабхупада позвал меня и сказал:
— Я был рад, когда ты отставил Палику. А теперь ты опять поручил приготовление женщинам. Почему? Огонь растопит масло. Ты можешь искусственно сохранять спокойствие, но на деле будет именно так. Тактично удали ее с кухни.
Я объяснил, что поскольку я хотел, чтобы Абхирама помогал мне в секретарской работе, я вдохновлял также и его жену, но Прабхупада ответил:
— Иногда муж и жена могут поработать и раздельно.
Несколько последних дней Прабхупада был очень тих, почти запредельно суров. Он слушал письма, не комментируя. Я подумал, что если случай представится сам, нужно поговорить.
13 август
Сегодня утром, когда Прабхупада проснулся, я сел у него за спиной, слегка массируя ему спину. Я спросил:
— Шрила Прабхупада, о чем вы думаете последние несколько дней?
Прабхупада понял мой вопрос и ответил:
— Я думал о том, что если мне осталось жить всего шесть месяцев, до февраля 1978, то почему не умереть сейчас? У Парикшита Махараджи было всего семь дней.
— Но астролог сказал, что вы можете пережить эти шесть месяцев, — попытался я вдохновить его.
— Это зависит от желания Кришны, — возразил Прабхупада.
— Есть ли какой-то признак того, что Кришна хочет, чтобы вы жили?
Моя голова была почти вплотную к спине Шрилы Прабхупады, и я не дыша ждал его ответа.
— Есть признаки того, что Он хочет, чтобы я жил.
Я не сдержал слез, услышав это, и пробормотал:
— Это чудесно, Шрила Прабхупада.
— Это движение революционно. Во всем мире я нажил себе врагов. И друзей тоже. Они [враги] хотели сказать, что Бог мертв.
— Я думал: что если с помощью Прадьюмны вы смогли бы переводить? Вы сейчас не заняты, а ведь в течение всей своей жизни вы всегда были заняты чем-то.
— Поэтому я и думал: какой прок в этой жизни?
— С помощью Прадьюмны. Сейчас ваши глаза обманывают вас, но у него хорошие глаза. Он может читать вслух комментарии ачарий, а вы можете компилировать их.
— Да, надеюсь, что так и будет.
Я хотел знать, как широко должна распространяться информация о состоянии Прабхупады.
— Надо ли преданным Запада знать о вашем теперешнем положении и об астрологическом прогнозе?
— Нет, — ответил Прабхупада.
Отчет Хамсадуты Махараджи содержал очень напряженные дебаты между ним и одним ученым, д-ром Ковуром, из которых Хамсадута вышел триумфатором. Эта новость доставила очень большое удовольствие Его Божественной Милости. Я читал его утром, которое, как и время дневного приема пищи, похоже, является наиболее удачным для чтения писем Шриле Прабхупаде. Послеобеденное время, кажется, не очень благоприятно.
14 августа
Гуру-крипа Махараджа подумывал о покупке земли здесь, во Вриндаване для устройства санньяси-ашрама. Я спросил у Его Божественной Милости о том, каков его план. Он ответил:
— Санньяси-ашрам – это не хорошая мысль. Это сахаджия — сидеть и есть. Есть разные типы сахаджий, но все они очень отрешенные. Наши люди должны активно проповедовать, как Хамсадута Махараджа. Мы не поощряем ленивого сидения, уединенной бхаджаны. Сахаджии, они придумывают столько историй о том, что высшим видом благочестивой деятельности является кормление святых во Вриндаване. А единственные святые личности — это они сами. Они сидят, едят и сплетничают. Такой-то — тоже сахаджия, поэтому он и говорит о Рамакришне. Такой-то [другой житель Вриндаваны] — сахаджия номер один. Просто общайтесь с ним, чтобы получить от него какое-то служение. В то же время будьте с ним очень осторожны, чтобы он не эксплуатировал вас. Во Вриндаване девяносто процентов — сахаджии. А их отвергал Бхактивинода.