Последние дни Прабхупады. Дневник
Когда я спросил Шрилу Прабхупаду, можно ли мне принимать омовение в Ямуне в полдень, он сказал, что это не хорошая мысль. Принимать омовение в Ямуне нужно либо утром, либо вечером. Я понял из его ответа, что он хотел бы, чтобы я оставался поближе к нему. Еще я почувствовал, что с тех пор, как Шрила Прабхупада так сильно болен, я не имею морального права думать о том, чтобы поплескаться в Ямуне. Гандхари доказала свою преданность своему слепому мужу, Дхритараштре, добровольно закрыв свои глаза повязкой.
15 августа
«Когда я был маленьким, один друг моего отца посоветовал ему отправить меня в Англию, чтобы я стал юристом, поскольку я был очень умным. Но отец сказал, что никогда не отправит меня учиться к млеччхам. Когда я стал юношей, мне понравилась эта мысль, и я все думал, почему мой отец не отправил меня учиться? Почему было не отправиться в Англию, не жениться на белой женщине и не родить белых детей? Я думал, что все равно как-нибудь поеду в Англию и женюсь на англичанке. Когда я в Лондоне гулял по утрам около юридического колледжа, я думал: «Теперь у меня тысячи белых детей, причем без всякой белой жены». Если бы я стал адвокатом, я был бы превосходным адвокатом, и приводил бы разнообразные аргументы и так, и эдак. Как японцы умеют правильно бить. Я приводил аргументы, как приемы каратэ».
Во время своей смены Абхирама проигрывает записи киртан и бхаджан с 9:30 до 11:30, и Шриле Прабхупаде это всегда нравилось. Он кивает головой и отбивает ритм рукой.
Сегодня был день врачей. Вчера вечером Абхирама Прабху привез во Вриндавану вайдью, главного врача аюрведической больницы в Дели. Однако, рассматривая его визитную карточку, мы увидели, что он имеет много титулов, не только в аюрведической медицине, но и в йоге, и в натуропатии. Я сразу же решил, что он мошенник. Прабхупада тоже сказал, что настоящий врач сосредоточен на одной дисциплине, а не на многих. Когда вайдья предстал перед Прабхупадой, он преклонил голову к ногам Прабхупады. Ни один врач не сделает этого, зная, что последствия грехов переходят на того, чьих стоп касаются. Его действия могли, таким образом, навредить Прабхупаде, усилив его болезнь. В отличие от настоящего аюрведического кавираджи, он имел помощника и стетоскоп, одежда его была грязна. Человек, знающий Веды, не нуждается в стетоскопе, и он всегда чист.
Позже утром пришел врач, отец Навин Кришны, индийского преданного из нашего храма в Детройте, с семьей. Он настойчиво предлагал Шриле Прабхупаде согласиться на госпитализацию и диализ. Когда он увидел, что Шрила Прабхупада не согласен, он предложил аюрведическую клинику в Дели, не зная, что мошеннического вида главный врач этой клиники уже был здесь.
Еще позже Бхагатджи привел вайдью, которого рекомендовал Сетх Бисан Чанд. Он пощупал пульс Прабхупады и сказал, что снова придет вечером и завтра утром. Прабхупаде понравилось, что он пришел, чтобы позаботиться о нем.
Каждое утро я убеждаю Шрилу Прабхупаду, что он обязательно поправится. Ему нравится мое вдохновение. Закрыв глаза, он улыбается, пока я чешу ему спину и рассказываю, почему я так уверен в его выздоровлении. Сегодня утром он сказал:
— Если бы я мог пить хоть немного молока, я бы никогда не заболел. Как ребенок живет на одном молоке. Иногда немного слабительного.
Во время вечерней арати Шрила Прабхупада вызвал меня наверх. Прадьюмна предлагал читать Прабхупаде комментарии, если это помогло бы ему переводить Бхагаватам. Прабхупада сказал мне:
— По поводу Бхагаватам: когда у меня будет вдохновение, я возьмусь за него. Не пытайся заставить меня. Я переживаю тяжелое время и очень устал. Это не механическая работа.
Уже лежа в постели и слушая вечернюю арати он раздумывал вслух:
— Я удивляюсь, как моя семья, и со стороны матери, и со стороны отца жили так спокойно в сознании Кришны. Особенно, со стороны матери. Как мне повезло: меня окружали одни преданные.
Прабхупада сказал, что когда он родился, его матери было около тридцати лет. Ее звали Раджани.
16 августа
Серди ночи Шрила Прабхупада вдруг позвал Гуру-крипу Махараджу и меня. Он сказал:
— Я не могу спать. Я беспокоюсь. Если этот вайдья такой известный, почему Сетх Бисан Чанд сам не пользуется его услугами? Завтра с утра пораньше разузнайте о нем. Обычно, если они рекомендуют богатым людям золото и серебро, это мошенники.
Поговорив с утра с Бхагатджи, мы пришли к Шриле Прабхупаде с отчетом. Он спросил, удалось ли нам узнать, где живет этот вайдья. Когда я сказал, что нет, Прабхупада раздраженно сказал, что я упустил самое важное.
Утром пришел вайдья, чтобы проведать больного. Пощупав сначала его пульс, он затем исследовал образец мочи, капнув в него горчичного масла. Этот тест показывает, излечима ли болезнью Если да, то капля масла постепенно и равномерно распределится по поверхности, если же масло расходится полосами, болезнь неизлечима. Масло разошлось равномерно, и вайдья произнес:
— Вы вылечитесь!
Шрила Прабхупада поинтересовался образованием и квалификацией вайдьи. Похоже, он был достаточно опытен, и ему можно было доверять. Среди его пациентов был один человек из Аллахабада, который жил в одном доме с Прабхупадой. Они договорились, что вайдья посоветуется с вриндаванским кавираджей Прабхупады, прежде, чем ехать в Алигарх за лекарством.
В 11 утра кавираджа и вайдья пришли вдвоем к Шриле Прабхупаде. Вайдья начал говорить на санскрите, чтобы показать, что он образованный ученый. Кавираджа, бенгалец, попросил его говорить на хинди, поскольку он не понимает санскрита. Затем каждый из них представил свою парампару, похоже, чтобы проверить друг друга на авторитетность. Вайдья и кавираджа согласились, что лечение, применявшееся до сих пор, было правильным. Перед этим кавираджа пощупал пульс Прабхупады и нашел улучшения. Он сказал, что поскольку тело Прабхупады старо и не способно переносить сильнодействующие виды лечения, Прабхупаду надо лечить, как младенца. Вайдья предложил купить лекарство в аптеке, но кавираджа сослался на Веды, где сказано, что каждый должен делать лекарства сам, а не покупать их в аптеке. В конце концов было решено, что вайдье будет позволено давать какие-либо лекарства только после консультации с кавираджей. Вайдья на неделю останется у Бхагатджи. По мнению Бхагатджи, вайдья хотел не денег, а чести лечить Шрилу Прабхупаду.
За последние несколько дней Шрила Прабхупада стал выглядеть заметно лучше. Я предположил, что улучшение связано с появлением голубого сапфира. Шрила Прабхупада ответил:
— Да, иначе откуда бы взялся вдруг этот вайдья? Никто ведь не звал его?
После обеда Прабхупада сказал:
— Можем ли мы так или иначе остановить в западных странах мясоедение? А бойни? Я думаю, что это возможно при помощи прасадама. Они тогда сами бросят. Вся их жизнь греховна. Они не просто животные, они — хищные животные, звери. Я серьезно думаю о том, как организовать общество без греховной деятельности. Хотя бы в Америке. На самом деле этот мир полон грешников. Нам приходится проповедовать им, смешиваться с ними и разделять их греховную деятельность.
Прабхупада поясняет:
— Варнашрама-дхарма — это систематическая тапасья. Тапасья — это ограничение сексуальности, и все это можно сделать при помощи бхакти. Поэтому наше движение превосходно.
В письме из Надии Помощник Мирового судья требовал, чтобы Прабхупада объяснил, по какой причине сельскохозяйственные земли, приобретенные на его имя, используются для других целей без разрешения. Вместо прямого ответа Шрила Прабхупада велел мне отослать заверенную нотариусом копию аффидевита, подтверждающего, что любая земля, записанная на его имя, является собственностью Общества.
17 августа
Сегодня приехали Сатсварупа Махараджа, Балаванта, Шрутикирти и Мадхудвиша. Поскольку они приехали как раз во время даршана, Шрила Прабхупада пригласил их в свою комнату. Шрила Прабхупада обратился к Мадхудвише прерывающимся от волнения голосом: