Последние дни Прабхупады. Дневник
— Не покидай нас. Живи как грихастха. Неважно. Грихастх немало. Это никого не побеспокоит. Если человек не продвигается, это ничего. Падение — основа успеха. Где твоя жена? Шрутикирти тоже грихастха. Оставаясь с нами ты сможешь работать и улучшать это движение. Нароттама написал, что неважно, домохозяин ты или санньяси. Если он преданный Господа Гауранги, я хочу общаться с ним. Следуй заповедям, и какое положение ты бы ни занимал, не давай волнам майи смыть тебя. Ухватись за стопы-лотосы Чайтаньи Махапрабху, и ты спасешься. Согласно моему гороскопу, я доживаю последние дни. Я рад, что ты выбрил голову. И Гаурасундара тоже пришел. Ты — один из главных моих преданных. Вперед. Не давай майе остановить себя какими-то уловками. Продвигайся вперед любой ценой. Препятствий немало. Майя сильна, но мы продолжаем идти вперед.
Когда мальчики из гурукулы танцуют на утреннем даршане, люди приходят и размахивают банкнотами у них над головой, а потом кладут деньги к стопам Шрилы Прабхупады.
После утреннего отдыха Шрила Прабхупада снова собрал нас. Он увидел свечи, сделанные преданными на Гавайях.
— Вы молодые американцы, вы умеете зарабатывать деньги; теперь вы научились тратить их на Кришну.
Услышав о Ратха-ятре в Атланте, он воскликнул:
— Новая цивилизация!
Прабхупада комментирует:
— Посмотрите на москита, он в точности как самолет. Но вот удивительно: он не только машина, но и пилот. Миллионы самолетов рождаются без всякого научного знания. Вы же построите один и тут же идете войной на Бога. Это просто игра словами! «Мы сделали этот элемент, мы сделали тот элемент». А попробуйте-ка сделать хоть одного москита! Когда я давал лекцию в МТИ [Массачусетский Технологический Институт], я спросил: «Где у вас то отделение, где мертвого человека могут сделать живым?»
Балаванта рассказал об одном английском ученом, который говорил, что все стариков надо убить, потому что они бесполезны.
— Да, — шутливо сказал Прабхупада, — прекрасное предложение. Они бесполезны. Или пусть станут дхирами, или лучше умереть. А чтобы сделать их дхирами, очень хороши наши сельскохозяйственные проекты. «Цивилизация» означает стать джентльменом. Они не знают, что такое джентльмен. Это не просто шляпа и пальто, а внутри негодяй.
Вайдья сказал, что у Прабхупады высокий пульс. Он посоветовал Шриле Прабхупаде не напрягаться. Он сказал, что четыре вещи противопоказаны Прабхупаде при его болезни (водянке): соль, сон в дневное время, неестественное движение воздуха (вентилятор), полное омовение. Он порекомендовал Шриле Прабхупаде принимать молоко три раза до 10 утра, затем вечером и один раз ночью. Я высказал предположение, что совет вайдьи сократить до минимума слушание Бхагаватам из-за того, что оно якобы напрягает ум, не слишком сочетается с сознанием Кришны. Шрила Прабхупада сказал:
— Они не понимают. Нирвишеша шуньявади. Наш метод — это шраванам киртанам. Слушать хорошие новости — это киртанам.
18 августа
Абхирама Прабхупаду вернулся с информацией об иммиграционной визе и паспорте. Паспорт должен быть готов в течение четырех-пяти дней. А вот с зеленой картой возникли проблемы. Американское консульство в Нью-Дели настаивало на том, чтобы Шрила Прабхупада лично явился туда на интервью. Услышав об этом Шрила Прабхупада не мог уже отдыхать. Пролежав неподвижно час, Шрила Прабхупада позвал меня и сказа:
— Я еду. Ты можешь организовать мою доставку? Отвези меня или на нью-йоркскую ферму или на Гавайи. Я бы предпочел ферму. Я хочу туда, где прохладный климат. Худшее, что может случиться, это смерть. Я не боюсь смерти. Здесь я чувствую, что умираю по кусочку. За эти шесть месяцев я перепробовал столько лекарств и методов, но все они не дали результата. Отвези меня на Запад. Вместо неизменности пусть настанут перемены, неважно, хорошие или плохие. За пределами Индии, если случится что-нибудь хорошее, ладно. А здесь все равно все только плохое. Так или иначе, отвези меня. Здесь я не жду ничего хорошего. Я не боюсь. Умру я в храме здесь или там, все равно это Вайкунтха.
Я решил поговорить с теми членами Джи-Би-Си, которые присутствовали здесь, просто чтобы донести до них решение Шрилы Прабхупады. После обеда мы предстали перед Его Божественной Милостью, чтобы почитать ему почту. Прабхупада сказал:
— Никаких обсуждений. Я принял решение. Немедленно готовьте все необходимое для путешествия.
Однако вечером Прабхупада позвал меня наверх и сказал:
— В гороскопе сказано, что самое тяжелое время — это первая неделя сентября. Давай подождем и поедем после нее.
Поздно ночью я пытался понять, почему Шрила Прабхупада внезапно изменил свое решение. Возможно, это было влияние вайдьи, который приходил как раз перед тем, как он меня вызвал. Я подумал, что утром обязательно спрошу.
19 августа
Рано утром, когда я чесал Шриле Прабхупаде спину, я спросил, почему он так внезапно изменил свое решение. Он сказал:
— Вайдья попросил меня подождать десять дней. В астрологическом прогнозе сказано, что надо посоветоваться с врачом. Мой врач велит подождать.
Тогда я попросил Шрилу Прабхупаду рассказать, каков его план. Он сказал:
— Мне нужна «зеленая карта», потому что я рассчитываю остаться в Америке. Я не вернусь назад, пока не закончу Бхагаватам. Я хочу там все организовать. Американцы такие хорошие: Ади Кешава, Рамешвара. Если я все хорошо настрою, Движение выдержит. Я хочу все организовать в следующих местах: Гавайи, Лос-Анджелес и нью-йоркская ферма.
Прошлой ночью Шрила Прабхупада опорожнил кишечник прямо в постель. Кажется, лекарство вайдьи слишком сильно.
Я напомнил Шриле Прабхупаде, что Балаванта Прабху имеет влиятельного друга в Государственном Иммиграционном Департаменте Вашингтона. Поговорив с Балавантой, Шрила Прабхупада решил, что Балаванта должен взять «зеленую карту» и немедленно вернуться в США. С помощью своего друга он должен продлить ее, хотя срок ее действия уже истек. Прабхупада снова чувствовал, что ему необходимо ехать немедленно, не дожидаясь, пока минует первая неделя сентября. Во время массажа он сказал мне:
— Я разочарован, я сыт по горло, до тошноты. Поедем сейчас же. Они скажут «четыре дня», потом скажут, что «лечение должно подействовать, подождите немного». Это их метод.
Прабхупада выглядел неважно. Он напрягался, пытаясь принять решение, ехать ему или нет, и это напряжение сказалось на нем. Он выглядел даже слабее обычного.
Джи-Би-Си обсуждали все происходящее. К вечеру, поскольку Прабхупада не мог толком отдохнуть, мы решили, что сначала Балаванта и Абхирама устроят ему паспорт и «зеленую карту» или же туристическую визу. А потом мы обсудим отъезд Прабхупады. Если бы мы сказали всем, что уезжаем, а потом изменили свое решение, это было бы слишком огорчительно, да к тому же поставило бы под угрозу наше положение с визой здесь в Индии. Прабхупада принял наши аргументы и согласился подождать паспорт и карту. Эти постоянные перемены туда-сюда очень утомляют Его Божественную Милость, ведь он очень слаб. Такие перемены и для здорового-то человека весьма утомительны.
Вечером Прабхупада поднялся наверх и улегся на свое ложе под навесом. Когда он позвал «Тамалу и остальных», мы подошли к нему, не зная, каких еще перемен ожидать. Прабхупада сказал:
— Сядьте. Я просто хочу посмотреть на вас всех. Это придает мне жизненной силы.
Прабхупада с большой любовью и благосклонностью смотрел на нас, и тут началась сундара-арати. Воздух был напоен запахом благовоний, зажженных, чтобы отгонять комаров. Мы стали массировать Прабхупаду. Шрутикирти и Сатсварупа массировали ноги, а я массировал голову Прабхупады. Гуру-крипа курил благовонием. Мы плотно обступили Прабхупаду, который молча лежал, закрыв глаза. Он казался еще более изможденным, чем обычно. Прабхупада произнес:
— Вайшнавы, прошу вас, будьте милостивы ко мне.