Последние дни Прабхупады. Дневник
Путешествие так утомило Прабхупаду, что вернувшись он проспал до полуночи. Потом он позвал меня и сказал:
— Помассируй меня.
Я постарался вложить в массаж всю свою любовь.
— Массируй меня как хочешь.
Через некоторое время я предложил ему принять смесь из молока пополам с водой.
— Приготовь ее мне. А как будет готова, принеси ее мне сам, — сказал Прабхупада.
Какая у меня преданность? А Прабхупада все-таки принимает ее. Он водит нас по всему миру, однако говорит, что это я его привел Он совершенно независим, однако хочет, чтобы я заботился о нем. Он ведет себя так, как будто зависит от моей любви.
7 сентября
День Вьяса-пуджи, восемьдесят второй день явления Шрилы Прабхупады! Я поздравил Шрилу Прабхупаду, как только он проснулся, и прославил его в день его явления. Он вспомнил детство и сказал: «Мой дядя по матери дал мне имя Нандулал [поскольку он явился в Нандотсаву]. Они называли меня «Нанду». А еще они называли меня «Кхока», то есть, малыш.
Утром Шрила Прабхупада пришел в храм и увидел Их прекрасные Светлости, Шри Шри Радха-Гокулананду. Затем соединенные силы английских, швейцарских, шведских и германских преданных исполнили восторженную киртану. После этого по милости Шрилы Прабхупады, мне была предоставлена возможность кратко рассказать о его жизни, полной славных дел. Кажется, моя речь понравилась Его Божественной Милости, и он добавил еще несколько дат, в которых я был неуверен. Один раз, когда я описывал наставление его Гуру Махараджи распространить это учение в англоязычном мире, Прабхупада добавил: «Через книги». Это ударение на книгах послужило мне указателем, и я провел эту тему через всю свою речь, поскольку именно книги составляют основу служения Шрилы Прабхупады своему Гуру Махарадже. Несколько раз Упендра вытирал Прабхупаде слезы. Чтобы описать, даже кратко, достижения Прабхупады, потребовалось сорок пять минут!
Весь день я читал Прабхупаде приношения и отчеты, приходившие по почте от поклонников и учеников со всего мира.
8 сентября
В конце седьмого дня (который, согласно предсказанию астрологов, был ознаменован вхождением Сатурна в восьмой дом), у Шрилы Прабхупады начались отеки и острая боль в области гениталий. Утром отеки и боль усилились из-за полной невозможности выпустить мочу. Прабхупада встревожился. Он велел мне применить разные средства, которые могли облегчить его состояние, но когда все они не дали никакого результат, он веле мне немедленно вызвать врача.
После нескольких телефонных звонков мы поняли, что положение Прабхупады критическое. Если мочу не удастся выпустить, в течение нескольких часов может наступить кома. Мы попытались отвести Прабхупаду в туалет, но его вдруг начало трясти. Глаза его закатились, тело напряглось, а дыхание остановилось. Мы тут же отнесли его на кровать, где он мог расслабиться. Побуждаемые Прабхупадой, мы вызвали скорую и быстро отвезли Прабхупаду в народную больницу в Ватфорде. Упендра, Абхирама и я ехали в машине скорой помощи, а Харикеша Свами следовал за нами в другой машине.
В больнице д-р Мак Ирвин после предварительного осмотра сообщил нам, что, поскольку Прабхупада был не обрезан, отверстие на конце его пениса было очень маленьким, почему моча и не могла выйти.
Хотя доктор не нашел значительного увеличения мочевого пузыря или простаты, Прабхупада нуждался в немедленном облегчении. Мы попытались объяснить доктору, что сделать нужно минимум. Д-р Мак Ирвин начал мыть пенис, готовя его к катетеризации. Внезапно фонтаном брызнула моча, и Шрила Прабхупада почувствовал большое облегчение. Когда спало давление мочи, Прабхупада показал, что он удовлетворен. Не зная, забирать его домой или нет, мы решили позволить д-ру Мак Ирвину применить местное обезболивание и расширить отверстие пениса Прабхупады.
Шрилу Прабхупаду забрали в операционную, и мне позволили сопровождать его, поскольку я ни при каких обстоятельствах не имел права оставить Шрилу Прабхупаду наедине с ними. В пенис сделали три подкожных обезболивающих укола. Шрила Прабхупада сказал, что боли он не чувствует.
Врач начал срезать отверстие. Он с удивлением обнаружил, что хотя он срезает и срезает крайнюю плоть, отверстие не становится больше, а представляет собой узкий канал. Так ему пришлось срезать гораздо больше, чем он рассчитывал, и оказалось, что на самом деле он сделал обрезание.
Видеть, как карми режет тело Шрилы Прабхупады, как течет кровь, было очень печально. Его тело божественно и достойно поклонения. Он лежал там, спокойный и сдержанный, предаваясь, а я мучился вопросом, правильно ли мы поступили, приняв решение сделать ему операцию. Однако остановиться уже было нельзя. Врач сказал, что такого ему не доводилось видеть за всю жизнь, и что это не очень-то чистая работа. Его слова, разумеется, только усилили мои сомнения. Однако, я собрался и постарался утешить Шрилу Прабхупаду. Через тридцать минут врач зашил рану, наложив, кажется, семь швов.
Вы вышли из больницы и вернулись на скорой помощи в Мэнор. Ко всеобщему удовлетворению Прабхупада теперь выпускал мочу без всяких осложнений. Прабхупада сказал:
— Он очень хороший врач. Если бы мы были сейчас в Индии, во Вриндаване, ничего подобного там делать никто не стал бы.
Чтобы проверить качество операции, мы вызвали д-ра Камодию, пожизненного члена Общества. Он приехал вечером и нашел, что операция была проведена удовлетворительно.
Ночь Прабхупада провел спокойно.
9 сентября
Теперь мы смотрели за Прабхупадой еще внимательнее. Кто-то из нас постоянно находился при нем. Мы записывали количество выпиваемой и выпускаемой им жидкости, и несколько раз в день меняли ему повязку, потому что она пачкалась во время мочеиспускания.
Днем приходил д-р Мак Ирвин. Прабхупада был очень рад видеть его и очень тепло его поблагодарил. Врач настаивал на том, что Прабхупаде нужно пить как можно больше и съесть хоть сколько-то белка, иначе рана не заживет. Он не согласился с тем, что мы продолжали давать Прабхупаде антибиотики, прописанные д-ром Камодией. Они были бы нужны только в том случае, если бы инфекция начала распространяться. Теперь же надлежало только следить, чтобы операционная рана была сухой и чистой. Прабхупада подарил ему гирлянду и велел нам накормить врача прасадамом, особенно самосами и качори.
Когда я ходил к зубному, Прабхупада сказал Абхираме, Упендре и Харикеше:
— Если я проживу еще несколько дней, пусть мне доведется увидеть открытие бомбейского храма. Мы можем подождать здесь, а потом полететь туда, в Бомбей. Я так трудился ради этого харма. Если я увижу его открытие, а потом умру, это будет очень спокойная смерть. А если я выживу, то смогу вернуться сюда.
После этого Прабхупада отправился спать.
Ночью Прабхупада пошел в туалет, но снова упал в обморок, и его пришлось отнести в постель.
10 сентября
Проездом из Бостона во Вриндавану был Сварупа Дамодара, и предстал перед Прабхупадой. Когда Его Божественная Милость стал ему мощно проповедовать, он едва мог усидеть на месте.
— Наша точка зрения заключается в том, что мы не осуждаем никакое научное достижение. Но люди не верят в Бога. Так что ты должен доказать своими научными достижениями, что Бог есть. Если человек отвергает Бога, он негодяй. Люди страдают только из-за этого.
Говоря все это, Шрила Прабхупада заплакал от жалости к обусловленным душам.
— Мы не животные, чтобы отвергать научные знания. Но мы должны знать источник. Жизнь не возникает из химических элементов. Она дается Кришной.
Сварупа Дамодара рассказал о своих разнообразных проповеднических программах, упомянув, в частности, Бомбей. Это возбудило мысли Прабхупады, и он очень прочувствованно сказал:
— Я хочу поехать на открытие храма в Бомбее. После этого я могу умереть спокойно. Судя по астрологическим прогнозам, шансов выжить у меня немного.