Последние дни Прабхупады. Дневник
Путешествие на поезде прошло удивительно гладко. Шрила Прабхупаде легко приспособился к передвижению в поезде. Днем, когда мы проезжали через Северный Гуджарат, жара доставила нам определенные беспокойства, но ночью Прабхупаде было достаточно удобно. В какой-то момент путешествия Брахмананда Свами велел одному чай-валле вести себя потише. Прабхупада спросил:
— Они пьют чай?
Брахмананда на руках вносил и выносил Прабхупаду из поезда.
2 октября
Поезд прибыл на станцию Матхура точно в назначенное время: в 7:30 утра. В храме Шрилу Прабхупаду приветствовали все преданные. Прабхупада прошел прямо в свою приемную, где его ожидала новая, аккуратно застланная кровать. Он долго лежал с закрытыми глазами, а потом сказал:
— Благодарю вас.
Старшие ученики окружили его ложе.
Воцарилось долгое молчание, прерванное лишь однажды, когда Прабхупада процитировал молитву царя Кулашекхары к Господу Кришне: «кришна твадийа-пада-панкаджа-панджарантам» — «О Кришна, позволь мне умереть сейчас же, чтобы лебедь моего ума запутался в лотосах Твоих стоп. Иначе, в последний миг, когда удушье сдавит мне горло, как я смогу помнить о Тебе?»
Прабхупада хотел пойти повидать Кришну-Балараму в 9:30, то есть, в обычное свое время, но я попросил его отдохнуть сегодня и начать программу завтра. Он милостиво согласился на мое предложение, сказав:
— Что ты мне посоветуешь, то я и сделаю.
Позже он согласился, чтобы мы позвали кавираджу на завтра. Он сказал:
— Устраивай все как знаешь. А мне позволь размышлять о Кришне и Балараме. Гуру-крипа Махараджа пусть остается во Вриндаване.
Я заметил, что Гуру-крипа Махараджа хотел уехать на сбор пожертвований для Кршны-Баларамы. Прабхупада сказал, что это тоже неплохо.
Жена Пранавы приготовила отвар мунг-дала и отвар шпината, и Прабхупада попил немного. Он позвал к себе Бхагатджи и попросил его достать свежего молока. Бхагатджи сказал, что они будут держать наготове корову, и как только Прабхупада захочет молока, они подоят ее.
Прабхупада попросил меня прочитать стих 2.4.12 из Шримад Бхагаватам, о том, как падшие народы могут очиститься, отдавшись под покровительство преданных Господа. Потом он велел мне прочитать предшествующую молитву Шри Шукадевы Госвами. Присутствовали Брахмананда Махараджа, Хари-шаури и Упендра.
Шрила Прабхупада ожидал звука колокольчика в четыре часа. Хотя он звонил, они не слышал его. Шрила Прабхупада озабоченно предупредил:
— Они должны быть начеку. После моего ухода они перестанут это делать. Я должен спрашивать об исполнении храмовых служб? Что там за звон? Они не должны звонить, когда им заблагорассудится.
В последние годы Шрила Прабхупада неустанно наставлял их, как и когда они должны звонить в колокольчик.
— Я очень беспокоюсь: если в таком огромном учреждении не будет правильной организации, опять все развалится. При таких условиях я не смогу даже лечь в постель. Пожалуйста, дайте мне шанс умереть спокойно. Я дал вам свою волю и силы исполнять ее — все, что надо — но если не будет правильной организации, все погрязнет в хаосе.
Мы уверили Прабхупаду, что мы сделаем все сами, и ему надо лишь размышлять о Кришне и Балараме. Потом мы устроили киртану.
К вечеру Прабхупада сказал мне:
— Я должен поблагодарить тебя за то, что ты свозил меня в Лондон и вернул обратно без затруднений. Это твоя большая заслуга. Поэтому я тебя благодарю, я, который в этом состоянии похож на мешок костей. Ты сделал это.
«Вчера на центральной станции в Бомбее я видел такую толпу. Это неожиданно. Ты заметил? Потому что они ввели круглосуточное движение по станции. Эти забастовки [речь идет о забастовке работников авиалиний] это плохое средство. Современная цивилизация очень опасна. Как можно действовать без рук и без ног? Поэтому в ведической культуре каждый должен быть занят».
Вечером я спросил Шрилу Прабхупаду, можем ли мы, его слуги, пользоваться его ванной наверху, потому что он, похоже, не очень-то поднимается наверх. Прабхупада сказал:
— Лучше не пользоваться моей ванной.
Я спросил его еще о разных таких вещах. Прабхупада ответил:
— Мои комнаты во всем мире после моего ухода могут использоваться как музеи. Мемориал должен быть построен слева от входа в храм Кришны-Баларамы, и мое тело должно быть помещено там. Там можно установить и мурти.
Я спросил, надо ли нам продолжать строить его дом в Маяпуре, и Шрила Прабхупада ответил:
— Да, этот дом можно строить как мемориал.
Другими словами, нет необходимости строить новый мемориал.
— Возьмите цветы и установите мурти.
Ночью Прабхупада сказал Куладри, что никто не должен готовить без его разрешения. Это очевидно относилось к жене Пранавы, которой Упендра разрешил подать Прабхупаде пищу, которую она приготовила.
3 октября
Приехал кавираджа. Он осмотрел Прабхупаду и пришел к выводу, что болезни никакой нет, а просто общая слабость. Он рекомендовал молоко, «Комплан», виноградный и гранатовый соки, а также предписал несколько лекарств. Поскольку мы не понимали бенгали, позвали Саччидандану Прабху. Я был несколько обеспокоен, зная что он человек легкомысленный.
После этого Прабхупада позвал меня и сказал, что мы должны сотрудничать друг с другом, тщательно исполняя все лечение, назначенное кавираджей. Мы решили немедленно вызвать во Вриндавану Бхакти-чару Махараджу. Прабхупада рассказал нам, что ему сказал кавираджа.
— Моя жизнь окончена. Я живу только по милости Кришны. Мне все равно, буду я жить или умру. Мне все едино. Но если вы хотите побороться за мою жизнь, приготовьтесь к серьезной борьбе. Небрежность недопустима.
Я был просто счастлив, что Прабхупада хотя бы говорит о возможности «побороться за его жизнь», хотя он и сказал, что ему все едино. Я сказал:
— Шрила Прабхупада, в Бомбее у вас не было надежды, а сейчас смотрите, у вас появилась надежда.
Прабхупада ответил:
— Это у бомбейского кавираджи не было надежды.
Когда прибыл Хамсадута Махараджа, Прабхупада вызвал его, чтобы получить последние известия о деле Ковура. Рассказав о том, что дело почти закончилось, Хамсадута рассказал о драке между индусами и буддистами. Правительство Цейлона хотело установить буддизм как государственную религию. Хамсадута советовал построить на Цейлоне храм, в котором наряду с нашими Божествами было бы и Божество Будды, и проповедовать не только свои книги, но и учение Дхармапады. Шрила Прабхупада не был против этой идеи, но сказал, что это потребует очень опытного проповедника. Он дал несколько наметок, как можно было бы направить проповедь:
— Первый принцип буддизма — это сделать человека безгрешным. Но вы ему не следуете. Будда пришел, чтобы остановить греховную деятельность, потому что вы не можете понять Бога и религию. Нирвана означает «сарва дхарман паритьяджа»! Кришна говорит: «Оставь!» Вот что такое нирвана. Все это требует очень тонкого представления.
Поговорив более эмоционально, чем в последние несколько дней, Шрила Прабхупада откинулся на подушки, совершенно утомленный.
После осмотра кавираджи Прабхупада пошел на даршану. Предложив поклоны каждому Божеству, он тут же попросил отнести его обратно, потому что он очень устал. Он попросил завтра носить его в паланкине, а не в кресле.
Мы обсудили трудности в отношениях с Пенджабским Национальным Банком. Прабхупада был рад услышать, что Гирираджа готов, если надо, спокойно и уверенно пойти через голову местных начальников к главе банка в Дели и подать жалобу. Прабхупада обозначил причину, по которой мы не хотим больше иметь дел с ними.
— Психология такова, что если я держу деньги в банке, это все равно, что они в моем кармане. Но если они оказываются в кармане банка, я разрываю с ним отношения Центральный Банк Индии в этом отношении куда более открыт.
Хари-шаури спросил, можно ли ему иметь Божество Прабхупады. Прабхупада сказал: