Последние дни Прабхупады. Дневник
— Нет.
Было бы лучше поставить его Божество на алтаре, где все могли бы поклоняться ему. Хари-шаури сказал, что у него есть несколько предметов одежды и т.д., которым он мог бы поклоняться, но Прабхупада сказал, что он это сможет делать позже, «когда меня уже не будет».
Упендра разбудил Прабхупаду, чтобы дать ему лекарство. Прабхупада ответил:
— Когда я сплю, не будите меня ни под каким видом. Сон важнее всего остального.
4 октября
Ночью, принимая лекарство кавираджи, Прабхупада ощутил переполнение слизью и у него начался сильный кашель. Утром он позвал меня и едва слышно сказал:
— Ночью был кошмар. Это лекарство кавираджи никуда не годится. Мне пришлось принять отхаркивающее.
«Отхаркивающее» произвело на Шрилу Прабхупаду усыпляющее действие. Много месяцев уже не было у него таких отеков.
Когда пришел кавираджа, он порекомендовал множество разных вещей, но весь день Шрила Прабхупада отказывался от лечения. Когда мы поняли, что кавираджа ломит непомерную цену, Прабхупада сказал больше не приглашать его.
Прабхупада сказал, чтобы присутствующие члены Джи-Би-Си начали петь для него. Ему очень нравилась киртана Хамсадуты Махараджи.
Гирираджа и я ездили в Педжабский Национальный Банк, и отчитались перед Прабхупадой. Прабхупада посоветовал:
— Лучше не держать деньги в банке. Половину потратить на книги, а половину — на строительство.
Прабхупада попросил меня написать д-ру Гхошу в Аллахабад о том, что какое бы лечение ни назначил д-р Гхош, он его примет. Однако сейчас Прабхупада не хотел ложиться в больницу. Но д-р Гхош мог приехать и лечить его сам.
Шрила Прабхупада попросил смолоть изюм с медом и дать ему.
5 октября
Шрила Прабхупада проснулся в 7:00 утра и попросил позвать меня. Он сказал:
— Уже семь часов. Купай меня.
Во время омовения я сказал Прабхупаде, что жду от Кришны чуда.
— Я тоже, — согласился он.
— Мы должны довериться Кришне, а не каким-то кавираджам, — сказал я.
Прабхупада согласился:
— Это истинная зависимость.
— В своих книгах вы упоминаете о том, что когда духовный учитель уходит, старшие ученики остаются возле него и прислуживают ему. Это сейчас и происходит? — спросил я.
— Да, — ответил он.
Прабхупада велел мне смешать карбонат кальция с медом и натереть ему спину, чтобы залечить пролежни.
— Шрила Прабхупада, ваши ученики весьма квалифицированы, — сказал я.
— Без сомнения. Они гораздо более квалифицированы, чем я, — ответил он.
Прабхупада спросил, надо ли ему идти на даршан Божеств. Поскольку он чувствовал себя таким слабым и уставшим, я посоветовал ему отдохнуть и пойти завтра.
Отеки не уменьшаются, и Прабхупада велел нам приготовить смесь гашеной извести с только что растертой куркумой и водой. Когда получившуюся пасту наложили на отечные области тела Прабхупады, кожа его в этих местах покраснела, а все простыни и наволочки стали цвета куркумы.
Когда Шрила Прабхупада узнал, что Хари-шаури обратился к делийскому астрологу за более детальным предсказанием ближайшего будущего Прабхупады, он остался недоволен этим. Его Божественная Милость сказал:
— Не тратьте деньги на астрологов. Это бесполезно. Они карми. А мы не общаемся с карми.
Было упомянуто, что астролог дал специальную мантру, которую десять брахманов должны были повторять много тысяч раз в день, в течение двадцати-одного дня. Шрила Прабхупада ответил:
— У нас есть маха-мантра. Нам не нужны другие. Лучше как можно чаще устраивать киртану. Киртана так прекрасна. Я могу слушать киртану круглые сутки. Не тратьте время и деньги попусту на другие меры. Вот настоящее дело — круглосуточная киртана.
— Шрила Прабхупада, ваши ученики так жаждут общения с вами, — сказал я.
— А я — с ними.
— Самое большое наслаждение для нас — это служить вам, — продолжал я. —Сколько священников служат вам!
— Пожалуйста, продолжаете, — попросил Прабхупада.
Он хочет принять побольше нашего служения.
6 октября
Когда приехал Парамананда, Прабхупада сказал ему:
— Я собирался приехать [в Гита-нагари]. Будь благословен. Конечно, если я умру, не о чем будет печалиться. Ты достаточно компетентен. Организуй эту ферму. Простая жизнь. Человеческая жизнь предназначена для осознания Бога. Мое физическое присутствие не важно.
Парамананда подарил Шриле Прабхупаде чадар, который Сатьябхама соткала из спряденной ею же овечьей шерсти в Гита-нагари. Прабхупаде он очень понравился, и он тут же закутался в него. Чадар покрыл все его тело целиком.
После купания Прабхупада решил пойти в храм на даршану Кришны-Баларамы. Потом Прабхупада уселся в паланкине, сделанном специально для него, под деревом во внутреннем дворике храма. Во время киртаны Гуру-крипы Махараджи Прабхупада показывал всем, чтобы они встали и танцевали. После этого мы вынесли Шрилу Прабхупаду через главный вход, но он, вместо того, чтобы вернуться в свою комнату, решил обойти вокруг храма. Он сделал это под звуки вдохновенной киртаны.
Позвав Гопала Кришну, Прабхупада сказал, что напечатанные в Индии книги очень хорошо продаются в Австралии, поэтому мы можем напечатать их побольше и продавать в Европе, Америке и вообще где угодно. Не желая хранить деньги в банке, он только что перевел четыре лакха рупий в Бомбей, чтобы использовать их в печатании книг. Гопала Кришна упомянул о том, что они хотят построить пандус (на первом этаже бомбейской гурукулы), который был очень необходим. Он спросил, можно ли потратить деньги на это дело, и Прабхупада сказал «да».
Днем Шрила Прабхупада позвал меня и сказал:
— Я ничего не пью, а слизь все-таки накапливается. Что делать?
Я напомнил ему его же слова о том, что должен быть какой-то муж [лекарство]. Поразмыслив над моими словами, Прабхупада сказал:
— Последний муж — это «йогендра-рас».
— А что если вы опять несколько дней его попьете, а потом бросите? — спросил я.
— Тогда я стану вдовой, — ответил он.
Он попросил Хари-шаури приготовить лекарство. Я предложил наложить на тело обычный порошок, и он согласился. Я наносил порошок на все тело в течение примерно получаса.
Прабхупада позвал Саччидананду и говорил с ним о кавирадже и о том, что кавираджа заломил цену. Прабхупада решил позвонить вриндаванскому врачу из Лои Базара, который, вместе с сыном, практикует аллопатическую медицину. Но когда Прабхупада вспомнил, что сегодня четверг, да еще вторая половина дня, он велел позвонить им завтра.
Прабхупада пригласил меня в свою комнату, чтобы спросить, послал ли я д-ру Гхошу приглашение. Я послал. Шрила Прабхупада сказал:
— Эти врачи приходят и дают что-нибудь, пытаясь спасти меня. А я не хочу быть спасенным. Д-р Гхош приедет не для того, чтобы лечить меня, а для того, чтобы продвинуть свою клинику.
Я спросил, надо ли приезжать двум врачам их Вриндаваны. Прабхупада ответил:
— Нет. Лучше по твоему совету устроить киртану.
Я согласился, что киртана лучше, потому что в такой день мы могли просить Кришну оставить ему жизнь. Прабхупада ответил:
— Лучше не просите Кришну спасти меня. Дайте мне умереть.
Прабхупада некоторое время лежал, а затем сел и вдруг сказал:
— Хочешь что-то спросить, прежде, чем я уду?
Я сказал, что он уже все нам объяснил. Прабхупада сказал:
— Если Хамсадута не устал, пусть продолжает петь.
Послушав нежное пение Хамсадуты еще два часа, Шрила Прабхупада остановил и поблагодарил его.
7 октября
Утром Прабхупада попросил Хамсадуту пропеть молитвы из пятой песни Брахма-самхиты.
Вчера за весь день Прабхупада попил только один раз. Сегодня, выпив с утра «Комплан», он опять целый день ничего не пил. Когда я попросил Прабхупаду попить еще, ведь кашля нет, Прабхупада рассмеялся, сказав: