Последние дни Прабхупады. Дневник
— Посмотрим.
Потом я помог ему повернуться на бок, и он уснул.
Около 11:15 Прабхупада проснулся и спросил меня. Я был на встрече. Когда я вернулся, Прабхупада спросил:
— На какую встречу ты ходил?
Тамала Кришна Махараджа: очень интересная встреча. Парамананда, Ваманадева, Трипурари Свами, Ади-кешава Свами и я говорили о Гита-нагари, о варнашраме. Потом я описал, как они следуют наставлениям Прабхупады.
Прабхупада: Так и делай. Продолжай так же!
Тамала Кришна Махараджа: Джая Шрила Прабхупада! Вы неизменный центр нашей жизни.
Прабхупада: Хмм, давайте построим идеальную общину.
Тамала Кришна Махараджа: Покажите миру, как надо жить. Вернитесь к Богу! Выращивайте пищу, сами делайте себе дхоти, стройте дома и пойте Харе Кришна! Поклоняйтесь Радха-Кришне! Материалисты так много работают, и все же у них нет хорошего дома, у них нет хорошей одежды, у них нет хорошей пищи. У них нет любви к Кришне. Мы должны показать, как делать все правильно. Как вы показали это нам. Нам просто нужно понять, что вы нам дали.
Прабхупада: Спасибо.
Тамала Кришна Махараджа: Нам ничего не нужно искать, ничего исследовать. Вы дали нам все. Нам только нужно продолжать делать все так, как вы нас научили.
Прабхупада: Прекрасно. Продолжайте заниматься своим делом.
Снова началась киртана, а Прабхупада задремал. Около 12:30 мы попытались заставить Прабхупаду попить, но он отказался. Он жалуется на слизь. Упендра объяснил, что сейчас он теряет слизи больше, чем потребляет жидкости, и из-за этого обезвоживается. Но он все же отказывается принимать что-либо, говоря:
— Я не чувствую потребности. Когда Упендра ушел, Прабхупада обратился к Абхираме:
— Я боюсь кашля.
Когда Абхирама спросил, не попьет ли он воды, Прабхупада подумал и сказал:
— Вы посоветуйтесь между собой и решите, что мне делать.
Абхирама: Вы о выздоровлении, Шрила Прабхупада?
Прабхупада: Я не хочу.
Абхирама: Не хотите выздоравливать?
Прабхупада: Да.
В 1:25 дня Прабхупада вызвал меня. Он наполовину отобедал. Мы придвинулись поближе, чтобы слышать его слабый голос.
Прабхупада: Если бы я хотел жить, я бы, конечно, принял что-нибудь. Невозможно выжить, если ты ничего не ешь. Но если я выживу, это повлечет так много сложностей, одну за другой. Поэтому я решил спокойно умереть во Вриндаване.
Его голос угасал. Он говорил очень тихо, только шепотом. Мы были потрясены. Мы только и могли, что стоять и смотреть на Прабхупаду, который лежал, закрыв глаза. Вдруг он издал звук: «Ммм». Через две-три минуты, которые тянулись, казалось, целую вечность, я решился, наконец, спросить, нужно ли нам продолжать киртану. Пришли Гуру-крипа, Бхагавата и другие. Хамсадута Махараджа начал петь. Мы не могли оторвать взгляд от Шрилы Прабхупады. Я сказал Прабхупаде, что если придет почтовый перевод на имя кого-то из его бывших родственников, его надо отдать адресату. Он ответил, что они будут довольны и не будут сожалеть в любом случае.
— Вы обо всех позаботились, Шрила Прабхупада.
Преданный всхлипнул, и Прабхупада услышал это.
— Почему вы хотите, чтобы я жил? — спросил Прабхупада.
Преданные молчали. Они чувствовали, что если они будут просить Прабхупаду остаться после того, как он ясно дал понять, что хочет уйти, это будет оскорблением. Они не хотели говорить: «Оставайтесь и сражайтесь», — но никто из нас не желал, чтобы он уходил. Я склонялся к тому, чтобы послушать самого Прабхупаду.
— Они хотят, чтобы вы жили, — сказал я.
Прабхупада заговорил, и киртана смолкла. Все подались вперед, ловя каждое слово. Атмосфера была невероятно напряженной.
— Если я решил умереть, то это мой способ умереть спокойно.
Через некоторое время я сказал, что нам надо выйти на пятнадцать минут, чтобы посовещаться.
Прабхупада: Посовещаться? Они хотят, чтобы я выжил, а я хочу умереть спокойно. Я не умею делать чудеса. Если я выживу, мне придется поддерживать свое физическое тело. Но если я не принимаю пищи, как может жить тело? Это фанатизм.
После долгой паузы я сказал Прабхупаде, что все в руках Кришны. Прабхупада открыл глаза.
Прабхупада: Кришна предоставил мне возможность действовать как я хочу. Выбор за мной. Кришна предоставил мне полную свободу.
Брахмананда Махараджа: Не важно, умрете вы или будете жить, вы все равно остаетесь с Кришной. И мы остаемся с вами, потому что следуем вашим наставлениям.
Прабхупада: Умру я или выживу, я остаюсь слугой Кришны. Если Брахмананда уверяет, что это движение будет продолжаться, то лучше дайте мне умереть спокойно.
Хамсадута Махараджа запел молитву «Чинтамани». Когда он дошел до стиха «адвайтам, ачьютам», Прабхупада открыл глаза.
— Пойте эту, «Яшомати-нандана» и Харе Кришна. Пойте эти три.
Возникло замешательство: петь все молитвы «Говиндам» или только этот стих? Прабхупада пояснил:
— Адвайтам ачьютам анадир ананта рупам.
Стало ясно, что он имеет виду этот конкретный стих. Через несколько минут я вышел с Брахманандой Махараджей и несколькими другими. Прабхупада внезапно спросил:
— Киртанананда уехал?
— Нет, Прабхупада, — ответил Хамсадута Махараджа, он еще здесь.
— Где он?
— Он прямо здесь, в комнате.
— О! — произнес Прабхупада и задремал.
Брахмананда Махараджа очень сожалел, что сказал Прабхупаде, что все будет идти, как надо, таким образом облегчив Прабхупаде решение уйти из тела. Несколько санньяси и членов Джи-Би-Си начали обсуждать утверждения Прабхупады. Хотя он и сказал, что ему надо просто спокойно умереть, все же он дал понять, что Кришна оставил за ним право делать то, что он считает нужным. Киртанананда Махараджа заключил, что это, фактически, наш выбор. Если мы действительно безумно хотим, чтобы Прабхупада остался, мы можем войти и попросить его об этом. Он оставил выбор за нами. Я указал, что Прабхупада употребил слово «выживать». Не значит ли это, что мы должны попросить его выжить, как это было в последние два месяца? Видя, в каком состоянии он находится, мы не должны были этого делать. Но если он мог выжить, чтобы закончить Бхагаватам, мы должны были попросить его остаться ради этого. Все согласились, что так и надо сделать. Киртанананда Свами также задал вопрос, почему мы все считаем, что его положение безнадежно, и он никогда не поправится? Иисус поднимал мертвых, и даже обычные йоги могут это делать. Ясно, что и Прабхупада сможет, если захочет. Рассудив таким образом, мы сменили настроение, которое снедало нас в последние несколько дней, и преисполнились решимости просить Прабхупаду остаться с нами. Было решено, что говорить будет Киртанананда Свами.
Мы подождали, пока Прабхупада пошевелится, и вошли в его комнату и столпились вокруг его кровати. Было 3:30 дня. Киртанананда Свами вышел вперед, Прабхупада лежал и ждал. Киртанананда Свами начал было говорить, но губы не слушались его, а глаза наполнились слезами. Внезапно он упал на колени перед ложем Прабхупады и уткнувшись головой в край кровати, зарыдал. Прабхупада поднял руку, пытаясь на ощупь определить, кто это был, но ему было трудно повернуть руку вниз и назад. Он спросил:
— Кто?
Кто-то ответил:
— Киртанананде.
Он положил руку на голову Киртанананде. Прабхупада спросил:
— Так чего ты хочешь? — и ласково погладил своего ученика.
Никто не мог проронить ни слова. Все ждали Киртанананду Свами. Брахмананда Махараджа гладил его по спине, чтобы успокоить. Я ободрял его, чтобы он сказал что-нибудь.
Наконец, постепенно овладев собой, он поднял голову и посмотрел на Прабхупаду. Киртанананда Махараджа с мольбой произнес:
— Если Кришна дает вам выбор, не уходите! Вы нужны нам!
Прабхупада повел рукой, указывая на нас.
— Это ваше общее…? Вы обсудили?
Брахмананда Махараджа заговорил, стараясь быть позитивным, но чувства переполняли его.
— Мы поговорили. Шрила Прабхупада, мы хотим, чтобы вы остались и руководили этим движением и закончили Шримад Бхагаватам. Мы решили, что вы должны остаться еще как минимум лет на десять. Ведь вы сделали только полдела.