Последние дни Прабхупады. Дневник
Прабхупада читал джапу весь день и весь вечер.
23 апреля
Прабхупада попросил меня, насколько это возможно, освободить его от управления, чтобы он мог сосредоточиться на повторении Святого имени и на переводе Шримад Бхагаватам.
— Что я могу сделать, Прабхупада? — сказал я. — Я просто глупец. Вам придется наделить меня разумом.
— Пока ты будешь оставаться глупцом, — ответил Прабхупада, — я смогу наставлять тебя. Но если ты возомнишь себя умником, ничего не получится.
Днем приходил г-н Двиведи из Адарш Сева Санги. Эта Санга, расположенная в районе Похри, между Гвалиором и Джханси, хотела предоставить свою землю и строения Прабхупаде, чтобы он мог вести их в правильном направлении и дать толчок развитию этого поселения. Там были школа, гостиница, ремесленные мастерские — прядильная, ткацкая, бумагоделательная и т.д. Вокруг было много деревень. Гуру г-на Двиведи умер лет двадцать назад, и он [г-н Двиведи] хотел, чтобы его вел другой гуру. Г-н Двиведи хотел привезти в Бомбей десять лучших рабочих, чтобы познакомить их с Прабхупадой, но Шрила Прабхупада решил сам съездить туда. Прабхупада хотел двигаться.
Сначала он думал о Кашмире, потом о Лонаули, но это последнее предложение показалось ему самым привлекательным, ведь там была возможность проповедовать и развивать деревенские программы. Ориентировочно приезд Прабхупады был запланирован на 4 мая. Группа преданных из вриндаванского храма должна была встретить нас в Гвалиоре на машине Шрилы Прабхупады. Мы собирались проводить вечерние программы с 5 по 8 мая.
24 апреля
Сегодня пришел отчет от Дхриштадьюмны Свами. Шрила Прабхупада вспомнил прекрасную атмосферу нью-йоркского храма.
— Там особая жизнь — утсахан.
Он с удовольствием выслушал запись джапы Дхриштадьюмны Свами и заметил, что эти трое — Дхриштадьюмна, Тирупати и Ади-кешава — были очень разумны. Дхриштадьюмна отчитывался о проповеди в Китае, и Шрила Прабхупада сказал, что мне не уйти.
Прабхупаде было все труднее и труднее заниматься строительством и финансами. В том состоянии, в котором он находился, он просто не мог нагружать свои мозги управлением. Он все больше проводил время за джапой, переводом и проповедью.
Сегодня Нава-йогендра Махараджа выбирал прасадные вещи из гардероба Прабхупады. А Прабхупада приказал мне просто дать ему что-нибудь, потому что получать милость, прасад — это совсем не то же самое, что выбирать.
— Поэтому, — сказал Прабхупада, — остатки пищи и смешивают, чтобы никто не выбирал.
Снова приходил г-н Двиведи. Гаргамуни Свами предостерегал нас по ряду причин от поездки в Похри, но после встречи с г-ном Двиведи, поездка была решена. Г-н Двиведи собирался попытаться пригласить на программу Шри Джетхи, Президента Индии. Картикея Махадевия тоже должен был ехать с нами. Г-н Двиведи много говорил, описывая сказочную красоту Похри. Однако как только он упомянул «даридра-нараяну», Прабхупада остановил его и полтора часа объяснял, что пока они не захотят принять Кришну и «Бхагавадгиту как она есть», наш союз с Адарш Сева Сангой не принесет никакого плода.
25 апреля
Кажется, Шрила Прабхупада не слишком доволен тем, что на строительство наняли еще рабочих. Он попросил Гирираджу и Сурабхи Свами каждый день отчитываться перед ним во время массажа.
Прабхупада велел нам позвонить г-ну Двиведи. Г-н Двиведи доложил, что он беседовал с президентом Индии, Шри Джетхи, и тот очень хочет приехать на программу в Похри. Однако ничего еще точно не решено.
26 апреля
Приехал Гопала Кришна и отчитался перед Шрилой Прабхупадой о своем посещении Чандигарха, Вриндаваны и Дели.
27 апреля
Шрила Прабхупада встретился с г-ном Бридж Ратаном Мохаттой и попросил его выяснить, не обманывают ли нас с этим строительством, и руководить завершением работ лично. Г-н Мохатта согласился.
А раньше Гирираджа сообщил Прабхупаде, что он пытался при поддержке г-на Раджды организовать встречу премьер-министра с Прабхупадой.
28 апреля
Шрила Прабхупада с большим воодушевлением и очень твердо говорил о том, что наше общество создавалось не для удовлетворения чувств. Поводом для этого заявления послужила выплата зарплаты рабочим и организация специальных условий для грихастх. Прабхупада подчеркнул, что сознание Кришны — это вайрагья. Человек, который пока не чувствует склонности к вайрагье, не должен рассчитывать на поддержку Общества, иначе оно быстро ослабеет. Если грихастхи несут какое-то особое служение, храм может предоставить им минимально необходимые условия для жизни, но они должны работать добровольно, а не за деньги.
Днем я читал Шриле Прабхупаде статью из еженедельника «The Current». Хотя репортер, индийский христианин, изо всех сил старался дискредитировать Шрилу Прабхупаду, он представал во всей своей мощи и славе, и это было напечатано без всяких изменений. Его Божественной Милости статья очень понравилась.
Шрилу Прабхупаду спросили, пойдет ли он на встречу с Морарджи Десаи, если у того не найдется времени самому посетить нас. Шрила Прабхупада сказал решительное «нет»! Это политики должны посещать святых, а не наоборот. Позже Прабхупада предложил в случае, если премьер-министр не сможет приехать сам, отправить к нему делегацию преданных, чтобы встретиться с ним и рассказать, какие трудности мы испытываем здесь, в Индии.
29 апреля
Сегодня утром Шрила Прабхупада прочел в газетах, что г-н Дж.П. Нараян собирается в Америку на лечение. Шрила Прабхупада сказал по этому поводу, что у Дж.П. и у него одно и то же заболевание, и д-р Г. Гхош рекомендовал и ему, и Дж. П. полечиться в Госпитале Джайшлока. Но, несмотря на все усилия тамошних врачей, ничего у них не получилось, и теперь г-ну Нараяну придется ехать лечиться в Америку. Это подтверждает, что доктора далеко не всегда способны вылечить пациента. Прабхупада сказал нам, чтобы мы ни при каких обстоятельствах не позволяли никому забирать его в больницу или применять какие-нибудь лекарства, даже если он будет в бессознательном состоянии. Он скорее умер бы, чем согласился на все это.
Я спросил Прабхупаду, не следует ли нам возбудить дело против пуджари храма Джаганнатхи в Пури (которые не пускали белых преданных в Храм), но Прабхупада не одобрил эту мысль.
— Мы пойдем своим путем. Мне никогда не было дела до других. Мы же не каништха-адхикари, чтобы думать, что Джаганнатха сидит только там. У нас сотни храмов Джаганнатхи.
Сегодня днем я спросил у Прабхупады, в какой степени я должен участвовать в управлении, поскольку он хотел, чтобы я также писал статьи и повышал свой образовательный уровень. Шрила Прабхупада подчеркнул, что все девять методов преданного служения одинаково важны. Управление относится к категории «арчанам». Писать я мог урывками в свободное время, а подготовка к лекциям вполне сходила за получение образования. В управлении я должен был участвовать как исполнитель. Я должен был следить, чтобы все шло по плану.
В письме Ади-кешаве Свами я написал, что домохозяева обязаны жертвовать половину дохода от своего бизнеса. Но Шрила Прабхупада поправил меня:
— До половины.
Его Божественная Милость был очень мягок с теми, кто не жил в храме, для этих преданных служение было абсолютно добровольным. Но всякий, кто поселялся в храме должен был стать отрешенным, вайраги.
Сегодня был экадаши, и Прабхупада ел только фрукты.
30 апреля
Шрила Прабхупада объяснил, что грихастхи не должны жить в здании храма. Если при храме есть земля, на которой стоят другие здания, то грихастхи могут жить в этих зданиях на условиях аренды, но арендную плату не должно вносить Общество.