Последние дни Прабхупады. Дневник
Относительно ученых степеней Шрила Прабхупада сказал:
— Мы не гонимся за учеными степенями, вроде доктора наук. Единственный титул, который мы хотели бы иметь, это название чистых преданных, сарвопадхи винирмуктам.
Шрила Прабхупада сказал, что и не надеялся, что Морарджи Десаи придет сюда. Я сказал, что политики боятся встречаться с ним, потому что у него такая репутация: всем известно, что независимо от того, какого ранга личность перед ним, он будет говорить о собаках, свиньях, верблюдах и ослах. Шрила Прабхупада на это ответил, что он просто повторяет как ребенок: «Мой папа говорит, что вы собака». Нельзя сердиться на ребенка, он просто повторяет то, что сказал его отец.
— Мы, как дети, повторяем слова Кришны. Например, «мудха».
Во время массажа Шрила Прабхупада послал Гопинатху и Арундхати принести миску нарезанной картошки и portals Что бы это могло быть? Портулак?, чтобы приготовить бади-чарчари. Прабхупада указывал, какие специи класть и дал подробные наставления относительно приготовления сабджи. Когда же в конце концов оно напрочь сгорело, Прабхупада сказал, что Арундхати недостаточно умен, чтобы готовить. Когда мы путешествовали, Прабхупада обычно учил готовить Гопинатху и Упендру и занимал в приготовлении местных поваров. Я спросил Прабхупаду, как он сам научился готовить, и он ответил, что наблюдал за своей матерью, которая готовила целыми днями. Еще он наблюдал за поварами, которые готовили на обочинах дорог.
Он был любимым сыном своей матери. Однажды он проглотил арбузную косточку, и друзья сказали ему, что она прорастет у него в желудке, и оттуда вырастет дерево. Прабхупада побежал к матери, и она уверила его, что ничего такого не произойдет. Она сказала, что прочитает специальную мантру, чтобы предотвратить беду. Он так был привязан к ней, что спрашивал у нее разрешения даже чтобы сходить в туалет. «Да кто тебе не дает? — обычно удивлялась она. — Иди, конечно». Только после этого он шел.
Шрила Прабхупада сказал:
— Программа стерилизации3 провалится. Как они не могут остановить смерть, так не смогут остановить и рождение. В шастрах говорится, что перенаселение ограничивают войны, эпидемии и бедствия. Там нет ни слова о стерилизации. Одного человека можно стерилизовать, но всех — нет. Мужа стерилизуют, но жена будет хотеть иметь ребенка. Это приведет к нарушению религиозных заповедей.
Я вспомнил историю из Шримад Бхагаватам про Сомадеву и жену Брихаспати4. Шрила Прабхупада сказал, что единственное, чего они добьются своей программой, так это атеизма.
Позже он встретился с Сурабхи Свами и Гопала Кришной и говорил с ними о маяпурском Планетарии. Нам надлежит дать людям некоторое представление о вселенной. Не обо всем творении, ибо это невозможно.
Шрила Прабхупада попросил Гопала Кришну прийти еще. Он хочет обсудить с ним установление мемориалов в некоторых местах своих игр, особенно в храме Дели, где он когда-то жил, и в храме у Кеши-гхата во Вриндаване. А еще в Калькутте и, может быть, в Аллахабаде. В каждом из этих мест должна быть устроена мемориальная комната, в которой должно находиться его изваяние. Я спросил его об отпечатках его стоп. Он сказал:
— Да, падапитхи тоже».
Май 1977
1 мая
Шрила Прабхупада решил не есть манго. Раньше, как он говорит, было принято не есть манго до первого дождя. Дождя в Бомбее не будет еще месяц, а в Мадхья Прадеше — еще два месяца. Вчера я обмолвился, что чрезмерное употребление манго летом приводит к появлению гнойников.
Сегодня утром выступала прекрасная группа киртаны, и их выступление очень понравилось Шриле Прабхупаде.
— Нужно приглашать много таких групп, — сказал он, — но все они должны петь Харе Кришна. Люди с удовольствием будут жертвовать храму все необходимое, чтобы храм продолжал существовать.
Г-н Сетхи привел нескольких солистов и солисток группы на даршан. Они попросили Шрилу Прабхупаду сойти вниз, в храм где находились еще триста человек, членов их коллектива. Но из-за болезни Прабхупада не стал спускаться вниз, а вместо того стоял на балконе, давая таким образом свой даршан всем. Поскольку был вечер, мы вынесли и зажгли лампы, чтобы осветить его божественное лицо. Один старый, восьмидесятидвухлетний господин по имени Шри Мурарилал Митхал, очень смиренный, принял от Шрилы Прабхупады посвящение в харинаму.
В течение некоторого времени Шри Патит Уддхаран по просьбе Шрилы Прабхупады путешествовал по всей Индии в поисках ученого, который мог бы ясно и доступно объяснить устройство мира, как оно описано в Пятой Песни Шримад Бхагаватам. Шрила Прабхупада сказал, что он сам попытался как можно лучше объяснить этот предмет, но все же оставался неудовлетворен. Он хотел, чтобы ему представили чертеж действующей модели, которая стала бы частью маяпурского Планетария. В Мадрасе Патит встретился со Шри Агнихотрамом Рамануджей Татачхариаром и привез его в Бомбей, восхваляя его ученость. Этот господин, одетый в южно-индийское дхоти и с большой тилакой Рамануджа-сампрадаи на лбу, предложил дандават и молитвы Шриле Прабхупаде и произнес много стихов из Шримад Бхагаватам.
Затем Прабхупада задал ему два вопроса: как он понимает семь планет и что он думает о природе луны и солнца (то есть, светит луна сама или отражает свет солнца). Последователь Рамануджи начал рассказывать что-то о планетах и личности, но совершенно сбился. Потом он пропел еще несколько стихов из Шримад Бхагаватам. Однако когда Шрила Прабхупада спросил, сможет ли он сделать чертеж или хотя бы приступить к нему, он ответил, что это невозможно, так как ему надо посоветоваться с людьми в своем городе.
— Благословите меня, — попросил рамануджи, — и я вернусь домой и выполню Ваш приказ.
Прабхупада обратился к Патиту:
— Зачем ты привез его сюда, если он не готов делать чертеж прямо здесь?
Все происходившее отнюдь не вдохновляло. Было сомнительно, обладает ли этот господин вообще какими-то практическими знаниями о данном предмете. Он сам признал, что ни он, ни его друзья никогда не рассматривали Бхагаватам с научной точки зрения. Прабхупада потом заметил, что для них Бхагаватам был просто сборником историй. Хотя ранее мы пообещали возместить последователю Рамануджи стоимость авиабилета, Прабхупада посоветовал не платить ему ничего, поскольку он явился сюда просто как обманщик.
Сегодня мы узнали, что президент Джетхи не явится на наше мероприятие.
— Ничего, — сказал Прабхупада, — сами пробьемся.
2 мая
Сегодня утром разговор вращался вокруг плачевного состояния брака в нашем Обществе. Шрила Прабхупада сказал: «Поскольку и муж, и жена имели секс с другими до брака, они никогда не будут привязаны друг к другу. Менталитет женщины таков, что она будет всегда помнить своего первого мужчину. Поэтому в ведической культуре принято очень рано выдавать девушек замуж. Тогда, достигнув зрелости и почувствовав половое влечение, она начнет жить с мужем. В Индии и мужья, и жены, и дети здоровы и счастливы». Жене Прабхупады было двенадцать лет, когда ее выдали замуж за него.
Прабхупада сказал, что он исследовал менталитет западных мужчин и понял, почему они не хотят жениться. Он рассказал об одном молодом человеке, плотнике, который пришел к Шриле Прабхупаде, когда тот впервые посетил Нью-Йорк. В разговоре Шрила Прабхупада предложил ему жениться, но юноша ответил, что не может найти хорошей жены, что он не доверяет женщинам. Ему было удобнее иметь просто подружку.
— Если молоко можно купить на рынке, — заключил Шрила Прабхупада, — зачем держать корову?
Чувствуя, что здоровье его слабо, Шрила Прабхупада выразил свои опасения по поводу предстоящей поездки в Мадхья Прадеш. Он попросил своих секретарей высказаться по этому поводу. Когда они единодушно выразили свой протест, Шрила Прабхупада сказал, что не будет настаивать. И мы отменили программу. Сразу после этого Шрила Прабхупада решил, что я должен назначить дату путешествия в Шринагар, в Кашмир, и подготовить эту поездку. Однако во второй половине дня Его Божественную Милость посетил Шри Шриман Нараян, губернатор Гуджарата. Он высказал предположение, что здоровье Шрилы Прабхупады могло бы существенно поправиться, если бы он поехал в Ришикеш. У Джайдаяла Дальмии там было бунгало, и он, конечно, все устроил бы. Итак, Шрила Прабхупада решил немедленно отправиться в Ришикеш.