Последние дни Прабхупады. Дневник
Шриман Нараян заверил нас в своей поддержке во всем, что касалось любых проблем с визами, сказав, что пригласит нас к Шри Атул Бихари Ваджпаи, новому министру иностранных дел. Сегодня был приготовлен пир по случаю явления Господа Нрисимхи, и Шрила Прабхупада настоял на том, чтобы Шриман Нараян и его семья приняли прасадам. Позже он сказал, что если заставить человека съесть прасадам, он станет несгибаемым и верным. Он велел всегда об этом помнить. Спустя некоторое время Прабхупада сам отведал праздничного прасадама. Я молился, чтобы паратхи и другие блюда не причинили ему вреда.
3 мая
Сегодня мы получили известие о том, что Джаянанда Прабху оставил тело. Когда сообщили об этом Прабхупаде, он сказал:
— Да, рано или поздно, всем нам придется уйти.
Тут из глаз Его Божественной Милости покатились слезы.
— Он был одним из лучших моих учеников. Он был первым, кто дал мне пять тысяч долларов, которые я потратил на издание «Учения Господа Чайтаньи». Он возил меня на машине, и всегда пел по дороге.
Я спросил Прабхупаду о судьбе Джаянанды.
— Он не потерян. Он будет продвигаться. Если у него остались желания чувственного наслаждения, он поднимется на высшие планеты, где будет жить, наслаждаясь, десять тысяч лет. За это время он сможет улучшить свое преданное служение и будет возвращен назад, к Богу. Или, если он не доведет свое преданное служение до совершенства, он примет рождение в очень богатой, аристократической и благочестивой семье. Но если в момент смерти он думал о Кришне, то он отправился прямиком на Кришналоку.
Я спросил Прабхупаду о явлении Кришны, и он объяснил мне, что когда Кришна является в этой вселенной, он всегда приходит на эту конкретную земную планету.
Строительство продвигается по-прежнему очень медленно. Сурабхи Свами все время обещает, что через пятнадцать дней прибудут новые дополнительные рабочие по мрамору.
— Он уже пятнадцать лет это обещает, — сказал Прабхупада. — Как тот профессиональный свидетель. Когда его приводили к присяге, он всегда называл один и тот же возраст — шестьдесят лет. Однажды судья сказал ему: «Ты уже шестьдесят лет говоришь один и тот же возраст». А тот ответил: «Слово мужчины неизменно». Так и Сурабхи Свами.
Прабхупаду беспокоил комар.
— И еще они говорят, что у животных нет разума. Ночью комар прилетает и находит крошечную волосяную пору и впрыскивает яд в нее, и все это в кромешной темноте.
Прабхупада объяснил, что комар не может пронзить кожу, и ему приходится находить волосяную пору.
6 мая
Прошлой ночью мы получили известие о том, что премьер-министр Шри Морарджи Десаи согласился на встречу со Шрилой Прабхупадой, назначив ему прийти сегодня в семь утра. Разве это правильно, что политик заставляет ачарью приходить к нему? Насколько он может быть восприимчив к проповеди, если не соблюдает даже этикет поведения со святым человеком? Шрила Прабхупада уже решил, что не пойдет, что премьер-министр должен сам прийти к нему. Его решение не имеет ничего общего с гордостью, просто если г-н Десаи не пришел сюда, то много ли он будет способен понять? Слабость здоровья Прабхупады тоже надо было принять в расчет. Поэтому вместо Прабхупады отправились Гирираджа, Амогха-лила, Рама-шраддха и я. Хотя мы пришли к г-ну Раджде в назначенное время, он на сорок минут задержал нас. Мы пришли в здание правительства, где нас ждал премьер-министр, только в 7:25. Пообщавшись с ним пять минут, мы достигли немногого. Потом мы узнали, что он три раза спрашивал, почему мы до сих пор не приехали. Шрила Прабхупада выругал нас за то, что мы не объяснили г-ну Десаи причину своего опоздания. Он сказал, это была наша ошибка, что мы не сказали, что пришли вовремя, но г-н Раджда задержал нас. Гирирадже следовало ясно сказать г-ну Раджде, что Прабхупада не придет. В конце концов Прабхупада сказал, что эти люди все равно не изменили бы своего мнения.
7 мая
Примерно в 1:30 утра мы завершили переговоры и подписали договор с Индийским Заморским Банком о банковской собственности. Тем же утром, но чуть позже мы должны были вылететь в Дели, чтобы оттуда двинуться дальше, в Ришикеш. Когда мы ехали вниз на лифте, Шрила Прабхупада сказал, что раз у Бали-марданы так хорошо получилось вести переговоры с банком, то он может взять на себя зону Хамсадуты Махараджи.
Когда я собирал красную папку, Прабхупада попросил взять с собой фотографию Радха-Расабихари. Кто сможет полностью понять взаимоотношения духовного учителя с Кришной? Прабхупада попросил Кришну остаться на этой земле и пообещал Ему, что все остальное он устроит сам. Однако храм все еще не был закончен, а Радха-Расабихари ждали Своего воцарения в Своем прекрасном храме. Именно задержка с установлением Божеств и была причиной того, что Прабхупада предъявлял такие требования к строительству, что они даже казались завышенными. По материальным меркам так оно и было, но ведь Прабхупада строил храм для Кришны. Он любит Кришну, а Кришну заставляют ждать. Когда Шрила Прабхупада требует, чтобы Кришну не заставляли больше ждать, он действует так из любви, а не из соображений здравого смысла.
Во время полета множество людей интересовались книгами Шрилы Прабхупады. Среди них был даже один человек из Саудовской Аравии. По этому поводу Прабхупада сказал, что теперь, когда саудовцы разбогатели, им захотелось культуры. Он часто говорит, что без культуры невозможна истинная цивилизация.
Контроль в аэропорту Дели мы прошли легко, и Прабхупада захотел сам дойти до самолета. В храме, перед гуру-пуджей, он почтил Божества Радха-Партхасаратхи.
Позже, когда ему делали массаж, из Гвалиора с докладом прибыли Свами Акшаянанда и Вишвамбхараджи. Адарш Сева Санга представляет собой вовсе не то, что рассказывал г-н Двиведи. Земли там раза в три меньше, чем он говорил. И вокруг живет вовсе не двадцать тысяч крестьян, а только две тысячи. Кажется, это не ст'оящий вариант.
В середине дня Прабхупада долго беседовал с Радживом Гуптой, молодым студентом, который переводит книги Прабхупады на хинди. После этой беседы и общего даршана Прабхупада очень решительно проповедовал.
Мы поехали на станцию «Старый Дели» и сели на поезд из Масоури, который прибывает в Ришикеш в 10:30 вечера. У нас было хорошее купе. Шрила Прабхупада попросил меня остаться с ним, у него было двухместное купе. Я спал на полу. Прабхупада очень радовался поездке и сказал, что спал лучше, чем когда-либо в Бомбее. Однако отеки, к сожалению, усилились, особенно на стопах и лодыжках, а кроме того, теперь появились и на руках.
8 мая
В Хардваре нас встретили Гопала Кришна, Ядубара и владелец «Рекха Пресс». Хардвар оказался красивым городом, очень благочестивым, кажется, он даже больше Матхуры. Оттуда мы на машине отправились в Ришикеш. Погода была очень хорошая, просто превосходная, и было так прохладно, что Прабхупада даже набросил чадар. По дороге, говоря о тиртхах, Прабхупада сказал, что Праяг — это раджа-тиртха, то есть «царь святых мест», и что другого такого места нет во всех трех мирах. Оно существует с незапамятных времен, по крайней мере со времен воплощения Мохини-мурти. Ришикеш красив, он стоит на Ганге и окружен зелеными предгорьями. В этом месте Ганга течет очень быстро, и по берегам реки разбросаны многочисленные ашрамы.
Нас приветствовали Тривикрама Свами и Прамана Свами, которые препроводили нас на моторном катере в Сварга Ашрам. Эта гостиница Шри Д.П. Манделии — лучшая в Ришикеше, как нам сказали. Это было чудесное место, и Прабхупада был очень доволен. Он тут же приказал купить качори и джалеби и с удовольствием съел их. Потом он велел набрать воды из середины Ганги. Поскольку добывать глиняные горшки было слишком долго, я схватил термос и бросился выполнять приказ. Сплавав до середины реки и обратно, я возвратился ко времени, когда Его Божественная Милость обычно принимал массаж. Когда я вошел в его комнату, с меня капала вода. Шрила Прабхупада с большим удовольствием попил холодной, чистой воды из Ганги и тут же отрыгнул. Он сказал, что такая отрыжка есть признак того, что желудок принял воду. Потом Прабхупада велел нам набрать в ведра воды из Ганги и поставить ее на солнце, чтобы она нагрелась для омовения. Эта священная река полна благословений!