Последние дни Прабхупады. Дневник
Прабхупада: Правильно. У нее нет разума.
Д-р Капур: Просто другая форма материи.
Прабхупада: Да, третий вид материи. Это материя. Вы можете взять материю, например, смешать глину с водой, положить ее в огонь, а потом построить что-то. Сама материя не сможет это сделать. У материи нет ни ума, ни разума, ни побуждения.
Прабхупада говорил с большим напряжением, и д-р Капур заметил, что эта философская дискуссия тяжела для него.
Прабхупада: Нет, это просто чепуха, что материя порождает жизнь. Это мы и хотим доказать. У материи нет разума. Жизнь — это высшая энергия. Сама материя бесполезна. Бхумир апо 'нало ваюх. Они занимают низшее положение. Апарейям. Тут другое: яедам дхарьяте джагат. Мы не принимаем ученых и умствующих мыслителей. Философ это «материально мыслящий». После этого д-р Капур предпочел уйти. Мы были рады, что он ушел, и Прабхупаде не надо больше напрягаться.
Около полудня пришли Атрея Риши и Паривраджакачарья Свами и принесли полный поднос апельсинов, сладких лаймов и слив. Прабхупада был доволен и попросил сделать из них сок. Атрея Риши и Паривраджакачарья поднесли Прабхупаде экземпляр первого журнала на персидском языке под названием «Бхакти». Прабхупаде он понравился.
Прабхупада: Я понял, что ты ходишь к царской семье и проповедуешь им часами.
Паривраджакачарья Махараджа: Да.
Прабхупада: Это очень хороший признак.
Паривраджакачарья Махараджа: Да, некоторые члены семьи очень заинтересовались изучением Бхагавадгиты и сознания Кришны. Они смогут принести большую пользу миру, если просто будут знать, что делать. Поэтому мы и пытаемся проповедовать разумным людям.
Прабхупада: Да, разумным. Яд яд ачарати шрештхас тат тад эветаро джанах. Что делает разумный человек, тому следуют и обычные люди. Бхагавадгит предназначена для раджариши, а не для глупцов. Имам раджаршайо видух. Не для так называемых попрошаек. Имам вивасвате йогам проктаван ахам. Это было бы ошибкой. Бхагавадгиту нужно проповедовать царской семье, и если она примет ее, то и все остальные последуют ее примеру. Хмм. Атрея Риши, ты следишь за моей мыслью? Тебе выпал счастливый случай, ты познакомился с царской семьей, и если тебе удастся обратить их к святости, тогда твою деятельность можно считать успешной. Имам вивасвате йогам проктаван ахам авьяям. Отнюдь не третьеклассные глупцы способны понять Бхагавадгиту. Это то же здание, в котором я собирался побывать?
Атрея Риши: Джая Шрила Прабхупада. В том здании сейчас ресторан. К нам каждый вечер приходит много людей, чтобы получить прасадам. От семидесяти до ста человек.
Прабхупада: Что вы подаете?
Атрея Риши: Одно тали (поднос) такое: два вида овощей, дал, рис, салат, сладкое блюдо и травяной чай и десерт, иногда фрукты.
Прабхупада: Людям нравится?
Атрея Риши: Людям очень нравится. Нандарани и Даянанда управляются.
Прабхупада: Они оба разумны. Сколько вы просите за такой обед?
Атрея Риши: Очень разумная цена, но многие люди дают пожертвования и берут ваши книги. Берут и читают, и они им нравятся.
Прабхупада: Это успех.
Хари-шаури: Что за люди к вам приходят?
Атрея Риши: Высшие сословия.
Прабхупада: Высшие сословия? Люди низшего сословия купят одну большую роти. (Смеется.) Они не ходят по ресторанам.
Атрея Риши: Иногда люди даже приходят — люди из высших сословий — и даже работают. Они выполняют служение в ресторане. Они моют посуду. Они накрывают столы. Мы занимаем их в бхакти-йоге.
Прабхупада: Что ж, вы неплохо продвинулись.
Атрея Риши: Это ваша милость, Шрила Прабхупада. (Шрила Прабхупада смеется). Вас очень уважают в Тегеране. Бизнесмены вас уважают. Действительно уважают.
Прабхупада: Персидская культура. Очень высокая арийская цивилизация. Там все хорошо. Медленно, но неуклонно. Вам досталась персидская культура, а ему досталась африканская культура. (Брахмананде Махарадже.) Черные и белые.
Прабхупада сел, чтобы попить и заметил, что он весьма удовлетворен отчетом из Персии.
Атрея Риши: Вы должны приехать к нам, Шрила Прабхупада.
Прабхупада: Я готов ехать хоть сейчас.
Атрея Риши: Да, Шрила Прабхупада, вы приедете. Миллионы людей ждут вас.
Прабхупада: Сейчас вам придется тащить мешок костей. Вот в чем трудность. Ведь это мешок костей — больше ничего.
Бхакти-чару Махараджа: Кости или мясо, ваше тело божественно, Шрила Прабхупада.
Прабхупада: Надо отделять кости от жизни. Вот пример того, как материя отлична от жизни. Материя есть подчиненное. Жизнь есть высшее — это видно на примере моей жизни. Почему персияне любят меня?
Атрея Риши: Они уважают вашу философию, Шрила Прабхупада. Они понимают философию. Они уважают философию.
Прабхупада: Очень хорошо.
Атрея Риши: Они уважают пение и повторение. Они говорят, что ваши юноши благочестивы и повторяют имена Бога. Люди видя, что они совершают удивительные вещи, уважают это. Они видят ваши книги. Чудесная философия постоянно прославляющая Бога. Они почитают Бога. Они религиозны.
Прабхупада: О да.
Атрея Риши: И они знают, что никто больше этого не делает.
Прабхупада: Персы, они арьяны. Когда на них напали мусульмане, они бежали в Индию.
Атрея Риши: Теперь некоторая часть парсов вернулась в Иран и каждый вечер приходит в ресторан. Они почтительны. У них возвышенная философия, но никто не занял их в практике. Они почитают вас потому, что вы единственный, кто занял их в преданном служении.
Прабхупада: Как только у меня появится возможность, я встречусь и познакомлюсь с ними. Большое тебе спасибо.
Атрея Риши и Паривраджакачарья Свами запели, вел Паривраджакачарья. Прабхупада слушал, сидя в кровати. Он велел Паривраджакачарье Свами подойти ближе к кровати. Когда тот подошел и преклонил перед ним колени, Прабхупада потрепал его по голове.
Прабхупада: Я так тебе благодарен. Ты великий раджариши. Делай все так же хорошо. Не совершай ошибок. Представляй философию. Сделай и их раджарши.
Паривраджакачарья Махараджа: Эти люди знают все королевские семьи мира, и из них всех они самые богатые. Если мы дадим им философию, они могут изменить весь мир.
Прабхупада: Да, они раджи, а если ты превратишь их в риши, то наша миссия будет успешной. Прекрасное служение. (Обращаясь к Атрее Риши) Теперь ты начал собственное дело.
Атрея Риши: Джая, Прабхупада. Дело не такое уж важное, но оно служит сознанию Кришны. Мой секретарь тоже преданный, и другие люди начинают интересоваться. Цель состоит в том, чтобы создать в обществе действующую группу сознания Кришны.
Прабхупада: Продвигайтесь очень медленно. Ничего. Вы люди молодые. Ммм. Все в порядке. Продолжайте петь. (Через несколько минут обращаясь к Паривраджака Ачарье) А ты позаботься о своем здоровье.
Хари-шаури: Это о вашем здоровье мы хотим позаботится.
Прабхупада улыбнулся.
Около шести часов вечере Прабхупада вызвал меня. Я рассказал Прабхупаде как мы собираемся вместе добиться успехе на ферме Гита-нагари.
Прабхупада: Я был сердечно рад, что благородные джентльмены из любви моют посуду. Ты знаешь об этом? Атрея рассказывал мне. Это очень великодушно.
Днем Гирираджа ездил в Дели, чтобы организовать перевод срочных вкладов из Вриндаваны туда. К вечеру он вернулся и отчитался. Тот факт, что Прабхупада согласился выслушать отчет такого сорта благоприятен, потому что означает, что он не собирается покидать нас. Сегодня он выпил 620 мл сока — это больше чем во все дни начиная с 30 сентября.
Ночью Киртанананда Свами посадил Прабхупаду и заставил его глубоко дышать.
12 октября
Сегодня утром Прабхупада попил еще сладкого лимонного сока. Он кашлял больше чем обычно. Мы попытались посадить его, чтобы он не захлебывался мокротой, но он пожаловался что ему больно сидеть. У него были пролежни, и когда он сидел они болели.
С утра приехал Локанатха Свами и рассказал как они широко распространяют книги Прабхупады на хинди и немного на бенгали.