Последние дни Прабхупады. Дневник
Около полудня прибыл д-р Гхош из Кодайканаля. Он вошел и остановился, пораженный состоянием Прабхупады. Прабхупада ничего не сказал. Когда д-р Гхош вышел Прабхупада позвал меня и спросил, кто позвонил д-ру Гхошу. Я сказал, что не я, а неверное кто-то из людей Хамсадуты Свами сделал так по собственному почину. Прабхупада отказался от этого врача еще в июне, поэтому сейчас его приход раздражил Прабхупаду. Однако сейчас, коль скоро он уже приехал, Прабхупада сделал над собой усилие, чтобы встретится с ним и чтобы он не обиделся.
Мы обсудили д-ра Гхоша из Аллахабада, и Прабхупада сказал, что нужно послать к нему человека. Он хотел положить Прабхупаду в стационар, но Прабхупада решительно отказался. Впрочем, Прабхупада хотел, чтобы доктор полечил его лично. Позже, около половины третьего пополудни, Прабхупада предложил связаться с ним по телефону, поскольку это было быстрее. В конце концов Локанатха Свами поехал на поезде.
Тем временем, в час дня прибыл Джаяпатака Свами. Он отчитался перед Прабхупадой о Маяпуре и о центрах, упомянув, что теперь мусульмане хотят уладить дело миром. Они просят нас отозвать свое заявление против них и снова дать им работу. Разумеется, мы не собирались этого делать. Прабхупада сказал, что это их дело с правительством, и мы не будем забирать заявление.
Джаяпатака Свами упомянул, что недели две назад один астролог в Маяпуре прочитал в Бхавананде гороскоп Прабхупады и всех лидеров нашего общества. Этот человек сказал, что Прабхупада – своеобразная аватара, и ему дано уходить и приходить по своему желанию.
Касательно будущего, он сказал, что нынешняя болезнь Прабхупады продлится до 28 ноября, то есть до тех пор пока Венера не перейдет в следующий дом, после этого еще месяц он будет поправляться, а потом семь лет не будет ничем болеть. Прабхупада никак не прокомментировал услышанное. Почти весь день он просидел, хотя его мучил пролежень, потому что как только он ложился, он начинал кашлять.
Я спросил Шрилу Прабхупаду не хочет ли о попить, и он ответил:
— Дай мне напиться харинамы абхиласы.
— Это сладчайший нектар, — сказал Хари-шаури.
Хамсадута Махараджа запел для Прабхупады своим нежным голосом.
Из Калькутты приехала сестра Прабхупады Писима со своим сыном.
13 октября
Утром Прабхупада вызвал Бхакти-чару Махараджу и велел ему позаботится о Писиме и его сыне. Когда Бхакти-чару упомянул, что Локанатха Махараджа поехал в Алахабад за доктором Гхошем, Прабхупада сказал, что в этом не было никакой нужды, но не повредит. Киртанананда Махараджа очень рассчитывал на доктора Гхоша, что он займет жесткую позицию и сможет настоять на том, чтобы Прабхупада принял медицинскую помощь и, может быть госпитализацию. Но, по опыту можно было догадаться, что ничего из этого не выйдет.
Ночью Прабхупада помочился, и в его моче было полно гнойных и кровяных сгустков. Бхагатджи взял мочу на анализ, и врач прописал какие то таблетки которые, как он сказал, Прабхупада должен обязательно принимать, иначе через три дня он умрет. Но Прабхупада отказался их принимать.
Прабхупада позвал Джаяпатаку Свами и спросил:
— Так часто происходят какие то неприятности [в Маяпуре]. Ты не разочарован?
Джаяпатака рассказал, что некоторые из нападавших продолжали свою преступную деятельность, и теперь власти начали ощущать, что они создают беспокойства.
Прабхупада: Да, это гунды.
Джаяпатака Махараджа: Вы назвали меня «Джаяпатака». Я надеюсь это имя оправдает себя, и победа будет за нами.
Прабхупада: Это уже так. Соседний участок, прилегающий к большому зданию – за сколько тот магометанин хотел продать его нам?
Джаяпатака Махараджа объяснил, что из-за происшествия никто из посторонних не хочет приобретать землю, поэтому этот человек вынужден был снизить цену.
Прабхупада: Если он согласится на три тысячи рупий, купите землю. Моя идея состоит в том, чтобы на этой земле вырыть еще один ров глубокий и широкий. Выньте землю и устройте что-то вроде озера. Оно должно быть похоже на небольшой канал.
Бхавананда Махараджа: Тогда никто не сможет напасть. После всего происшедшего я не мог успокоится, все думал, как такое могло случится с проектом Прабхупады. Теперь я чувствую себя лучше.
Пришли две телеграммы. Одна от Мадхавы Махараджи из Чандигарха, содержала молитву за Прабхупаду, обращенную к Бхактисиддханте и Гаура Кришне. Прабхупада немедленно ответил телеграммой: «Благодарю. Простите мои оскорбления духовных братьев». Прабхупада такой смиренный, он постоянно просит прощения у всех.
Я показал Шриле Прабхупаде два тома трехтомника «Кришна», отпечатанных на португальском языке Хридаянандой Махараджей. Прабхупада поблагодарил его:
— Это моя жизнь. Очень хорошо. Продажа будет продолжаться. Это жизнь. Жизнь заключается не в костях и испражнениях. На самом деле мы должны заботится о жизненной силе. Апареям и джива бхутам. Жизненная сила, которая наполняет кости. Есть целая наука о том как поддерживать жизнь в костях. Хиранькашипу тоже так делал. Так что заботьтесь о костях пока возможно, но настоящая жизнь не в них. Всегда помните об этом. Медицинская наука считает что жизнь находиться в костях, плоти и испражнениях. Они ничего не понимают. Апареям — не бесполезное — низшее. Настоящая жизнь — джива бхутам. Печатайте книги. Я предусмотрел в своем завещании половину на печать, а половину тратьте как хотите. Каждую английскую книгу переводите на все языки. У нас достаточный запас. Большое спасибо. Харе Кришна. Повторяйте Харе Кришна.
Прабхупада позвал свою сестру и заговорил с нею на бенгали.
Прабхупада (обращаясь с сестре): Раньше я слышал, что тебя не пускали в комнату. Если я оскорбил тебя, я прошу, чтобы ты простила меня. (Обращаясь к стоящему рядом Бхакти-чару Махараджу) Она не просто моя сестра, она моя духовная сестра. Она приняла харинама дикшу от Бхактисиддханты. Если мы совершаем оскорбление по отношению к любому вайшнаву, это не хорошо. Поэтому, пожалуйста, попроси ее простить меня. Я все время пью сок, но я хотел бы и поесть чего-нибудь. Чего? Сегодня я собираюсь поесть чего-нибудь твердого. Неважно, будет это для меня хорошо или плохо. Хуже уже не будет. Она вайшнави и это будет хорошо для меня.
Наверно я немного загордился своими богатством и успехом. Вот Господь и поубавил мне гордости. Если у тебя нет тела, то чем гордиться?
Бхакти-чару Махараджа: Шрила Прабхупада, все что вы делали, вы делали для Кришны.
Прабхупада: Может быть, но в этом мире совершаешь оскорбления даже не зная об этом.
Бхакти-чару Махараджа: Вы не можете совершить оскорбления, Шрила Прабхупада. Вы любимец Бога, как же вы можете совершить оскорбления?
Прабхупада: Я немного вспыльчив. Я часто употреблял такие слова как «мошенник» и «негодяй» и т.д. Я никогда не шел на компромисс. Про меня говорили «курул нийе прачара». Проповедь с мотыгой. Курул в одной руке, Бхагаватам в другой. Вот как я проповедовал. В общем, устройте ее и позаботьтесь о ней.
Позже пришел Кришнадаса Бабаджи и пел киртану для Прабхупады. Присутствовал также Ашрама Махараджа, ученик Госвами Махараджа. Прабхупада лежал в кровати, а они сидели рядом на стульях. Потом Прабхупада проповедовал им.
Присутствовало много преданных и Рамешвара Махараджа, пользуясь случаем показал фотографии картин из нового Шримад Бхагаватам, Песни Десятой, второй части, а также фотографии открытия храма Рукмини-Дваракадиши на Фиджи.
Прабхупада (обращаясь к своим духовным братьям): Я дал им философию индийской культуры и американских денег. Весь мир изменится. Не держите индийскую культуру взаперти и не транжирьте американские деньги на чувственное удовольствие. Кришна дает им разум.
Затем Гопала Кришна представил «Научную основу сознания Кришны» на хинди. Эту книгу будут распространять на конференции.
Рамешвара Махараджа задал важный вопрос касательно политики ББТ на будущее. Может ли ББТ собирать в один том под твердой обложкой и опубликовать различные статьи, лекции, дискуссии и беседы Шрилы Прабхупады, чтобы таким образом сохранить их. Прабхупада сказал: «Да»!