Последние дни Прабхупады. Дневник
После ухода духовных братьев Прабхупады Киртанананда Свами попытался заставить Прабхупаду принять лекарства.
Киртанананда Махараджа: Мать Яшода могла забыть, что Кришна — Бог, и заставлять Его есть. К сожалению моя любовь не так велика. Я не могу забыть, что вы мой духовный учитель.
Прабхупада: Я делаю твою работу.
И вот настало время Шриле Прабхупаде принять прасадам. Писима с большой любовью приготовила пять блюд — кхичхари, шукта (тушеная), жареные баклажаны, цветная капуста, чатни. Киртанананда Свами хотел сказать, что если Прабхупада съест все это, то он, Киртанананда Свами умрет. Он боялся, что Прабхупаде станет плохо, если он съест такую тяжелую пищу.
Киртанананда Махараджа: Вы обладаете запредельным знанием. Вы можете делать что пожелаете.
Прабхупада: Да.
Киртанананда Махараджа: Но с медицинской точкой зрения, это нехорошо.
Прабхупада: Отстань! С медицинской точки зрения ты не можешь даровать жизнь мертвому телу. И тогда ты начинаешь верить в чудеса. Это не имеет никакого отношения к медицине. Медицина не даст тебе возможности вдохнуть жизнь в мертвое тело. Мое тело уже мертво. И не в твоих силах даровать мне жизнь. Это не яд. Переварится в свое время. Дайте мне поесть что есть. А потом [возвращайтесь и] пойте.
Преданные потянулись к выходу, чтобы дать возможность Шриле Прабхупаде поесть.
Прабхупада: Если бы я даже думал, что принимаю яд, мертвое тело уже отравлено. Мертвому телу все едино — яд или амброзия.
Киртанананда Махараджа: Но Шрила Прабхупада, ваше тело не мертво. Оно очень даже живо.
Прабхупада: Лучше молись Кришне если ты веришь в чудо. С медицинской наукой покончено.
Потом Шрила Прабхупада сел в кровати и перед ним поставили поднос. Он начал есть. С ним остались: Упендра, Бхакти-чару Махараджа, Шатадханья Махараджа, Хари-шаури и я.
Тамала Кришна Махараджа: Вкусно?
Прабхупада: Помаленьку.
Тамала Кришна Махараджа: Я думаю, это Кришна послал ее [Писиму]. Мы ведь ее не звали.
Прабхупада: Поэтому я и ем. Принесите мне лаван-баскар.
Первый раз за много месяцев Шрила Прабхупада ел так охотно. Закончив, он принял лаван-баскар и лег. Киртанананда Свами вернулся в комнату.
Прабхупада: С медициной покончено.
Киртанананда Махараджа: Мы сделали анализ мочи. Там кровь и гной. Врач прописал таблетки.
Бхагатджи: Доктор хочет крови.
Прабхупада: Это сложно. Сначала дайте мне попробовать таблетку.
Но Прабхупада никогда не принимал таблеток. Похоже, он твердо решил прекратить всякое общение с медициной.
Когда раньше Шрила Прабхупада говорил с Кришнадасой Бабаджи, он попросил прощения за все оскорбления. Кроме того он сказал:
— Они [мои духовные братья] должны помочь в проповеди по всему миру. Когда я уйду, не останется никого, кто был бы их благожелателем. Поэтому помогайте им, если можете. Когда Прабхупада [Шрила Бхактисиддханта] захотел, чтобы я писал на английском, я думал: «Как я смогу?» А потом кто-то сказал: «Пиши, что можешь, а Кришна поможет тебе».
Беседуя с Кришадасой Бабаджи Шрила Прабхупада прославил своих учеников:
— Одно лишь [скажу] о моих учениках: что бы я не сказал, они принимаю это совершенно искренне. Благодаря этому движение будет продолжаться.
После обеда, а на самом деле уже несколько дней, Шрила Прабхупада с нетерпением ждал Сварупа Дамодару, который находился за пределами Вриндавана, так как был занят подготовкой конференции. И вот Сварупа Дамодара вернулся.
— Какие новости? — спросил Прабхупада.
Сварупа Дамодара рассказал, каких докладчиков и гостей он пригласил. Прабхупада вызвал Киртанананду Свами.
Прабхупада: Ты слышал о конференции. Сотрудничайте. Ты знаешь о том какие нужны приготовления? (Так Шрила Прабхупада вовлекал каждого.) Согласно гороскопу, жизнь моя кончена. Но я все еще живу. Какой же из этого вывод?
Киртанананда Махараджа: Астрологи говорят, что вы сможете жить если захотите. Вы нужны всему миру.
Сварупа Дамодара: Профессора просят открыть филиал [Института Бхактиведанты] в Дели.
Прабхупада: Почему же не воспользоваться этой возможностью? Это было бы очень престижно — в Дели. Киртанананда Махараджа, что вы об этом думаете? Устраивайте конференции одну за другой, приглашайте много гостей, сделайте что-нибудь до моего ухода. Чтобы я мог что-то увидеть. Бог один, и Он — личность, Он Кришна, и мы должны следовать тому, что говорит Кришна. Тогда наша жизнь станет успешной. Согласно нашим шастрам ум предназначен для размышлений. Он не дает никакого определенного знания. Мой ум работает так, а ваш этак. Никакого определенного вывода. Таков результат умствования. Гита говорит: манах — шаштханиндрияни. Духовная искра связана умом и чувствами и ведет тяжкую борьбу на материальном плане.
Прабхупада позвал сына Писимы и попросил его рассказать как народ в Калькутте посещает наш храм, нравится ли он людям.
Прабхупада: Сейчас всем нравится наш обычный прасадам. Прасадам очень хорош. Я сам его не ем, но я слышал о нем и очень удовлетворен. Быть удовлетворенным, когда другие вкушают хороший прасадам, это тоже бхаджана.
К вечеру к Прабхупаде пришла делегация Гаудия-вайшнавов возглавляемая Пури Махараджей. Выразить свое почтение явились Ашрама Махараджа, Ананда прабху и множество преданных из Вишакхапатнама и Раджахмундри. Они беседовали со Шрилой Прабхупадой, пели для него и даже массировали его тело. Прабхупада попросил у них прощения за все оскорбления, которые он мог совершить, и назвал самого себя маха-патитой. Они тут же поправили его, сказав, что он — маха-патита-павана.
Ашрама Махараджа: Ты вечный правитель. Ты будешь управлять нами, бранить нас, вести нас.
Прабхупада: Простите все мои оскорбления. Я возгордился своим богатством.
Духовные братья Прабхупады: Нет, ты никогда не гордился. Богатство и успех пришли к тебе когда ты начал проповедовать. Это благословение Шри Чайтаньи Махапрабху и Шри Кришны. Здесь и речи нет об оскорблении.
Прабхупада: В шастрах сказано: духкха, страдание, есть род аскезы. Поэтому можно только приветствовать, что человек может совершать эту аскезу и тем очиститься. Теперь простите меня.
Шрила Прабхупада попросил Пури Махараджу помочь открыть храм в Бхуванешваре.
Пури Махараджа: Твое тело божественно. Тиртха Махараджа пролежал пятнадцать дней без сознания в больнице. А ты находишься в полном сознании. Это признак твоей божественности.
Во время этой беседы Шрила Прабхупада рассказал чудесный анекдот:
— Однажды выбирали жениха. Родственники невесты спрашивают: «Какая квалификация у жениха». Им говорят: «Он врач». Они спросили: «Какой он доктор – доктор философии или доктор медицины»? А те отвечают: «Нет, нет, нет. Какая чепуха. Он куда больший доктор — он кон-дуктор».
Вечером Шрила Прабхупада съел сандеш.
Не видя Киртанананду в течении многих часов после того как Прабхупада отказался от аллопатической медицины и от режима, предписанного Киртананандой Махараджей, он спросил:
— Где Киртанананда? Он сердится?
Мы попросили у Шрилы Прабхупады разрешения взять в долг семьдесят тысяч долларов у Маяпур-Вриндаванского Траста для бомбейского строительства.
В течении дня Шрила Прабхупада все время спрашивал Сварупа Дамодару, чтобы узнать как идет подготовка конференции.
Прабхупада: Сейчас они [ученые] считаются большими людьми. Если они последуют за нами, то и другие последуют. (Обращаясь к Сварупа Дамодаре) Какой-то джентльмен предлагает место в Дели?
Сварупа Дамодара: Нет, они только хотят помогать нам.
Прабхупада: Как? Поддерживать — значит давать деньги.
Сварупа Дамодара: Они предлагают деньги и другую помощь.
Прабхупада: Сотрудничая с ними Институт станет очень престижным. Но на перегружайтесь. Другие дела не должны страдать. У нас уже есть место в Бомбее. Если Бомбея достаточно, не вешайте себе на голову еще и Дели.
Сварупа Дамодара: Все очень уважительно настроены к Шриле Прабхупаде.