Последние дни Прабхупады. Дневник
Около часу дня Шриле Прабхупаде принесли пир. Он сразу попробовал ладху. Но выплюнул его: оно ему совсем не понравилось. Он отказывался от одного блюда за другим, не в силах распробовать их.
Вечером Прабхупада снова позвал Прадьюмну и Джаядвайту. И удивительным образом переводил больше часа, а потом еще час читал очень сильную лекцию. Он чистил уши, и потому начал с чувств:
— Мы ограничиваем язык. Принимая Кришна-прасадам мы ограничиваем язык, и все другие чувства становятся под наш контроль. А духовная жизнь — это обуздание чувств. Мы не собираемся убивать чувства. Йоги пытаются искусственно остановить чувства. Это невозможно. Чувства остаются. Жизнь означает чувства: сарвопадхи-винирмуктам. Сейчас наши чувства упадхи. Чувства есть, но они настроены определенным образом. Мы должны освободить чувства от материальной ориентации. Когда предубеждения исчезнут, а чувства таким образом очистятся, тогда можно заниматься служением Кришне. Это называется «бхакти». Понятно? Каждый день обсуждайте Бхагаватам как можно больше. Тогда все станет ясно.
Поздно вечером приехал из Тегерана Даянанда прабху. Он привез корзину свежих фруктов и отчитался о своей деятельности.
Гирираджа прославляет Шрилу Прабхупаду.
Гирираджа (с чувством): Шрила Прабхупада, мы никогда не встречали человека, обладающего такими божественными качествами, как вы.
Прабхупада: Это и нужно развивать. Божественные качества уже есть. Но они проявляются лишь тогда, когда у нас нет мотивов. Сваям эва спхуратй адах. Они проявляются когда мы служим в настроении слуги. Сейчас они скрыты. Но когда мы страстно пожелаем служить Кришне, они проявятся. Ничто не привносится извне. Сейчас печатайте и распространяйте книги.
22 октября
Рано утром я сидел рядом со Шрилой Прабхупадой. Проснувшись, он рассказал мне сон, который только что видел:
— Только что я видел во сне, как вайшнав из Рамануджа сампрадаи с большими тилаками готовил макарадхваджу. Этот кавираджа готовил ее. Почему бы не попробовать это лекарство.
Позже Прабхупада спросил меня:
— По гороскопу моя жизнь тянется через множество катастроф, но какова общая продолжительность жизни?
Я ответил, что одни говорят, что ему осталось пять-шесть лет, а другие, что он будет жить до ста лет. Прабхупада заключил:
— Единого мнения нет. При любых обстоятельствах делай все очень тщательно. Я уже мертв, но продолжаю давать вам наставления, насколько это в моих силах. Но это не жизнь — мешок костей.
— Вы — наше вдохновение, — сказал Гопала Кришна.
— Да, и буду выполнять эту роль до последнего вздоха, — добавил Шрила Прабхупада.
Поскольку вчера, когда мы не давали Прабхупаде лекарств, он был гораздо бодрее, мы решили и сегодня не давать ему никаких лекарств. Однако, поскольку Прабхупада позвал д-ра Гопала, мы все таки решили дать ему лечение.
Д-р Гопал рассчитывал на значительное улучшение состояния Прабхупады, но изменений не было. Прабхупада сказал ему:
— По поводу еды: даже само название пищи приводит меня в ужас.
Д-р Гопал был явно в замешательстве. Он выслушал Прабхупаду стетоскопом и предположил, что у него заболевание легких. Д-р Гопал предложил сделать ему рентгеновский снимок, и Прабхупада не возражал, при условии, что аппарат можно будет доставить в его комнату. Однако, когда д-р Гопал ушел, мы вошли в комнату Прабхупады и, посоветовавшись, решили, что сейчас д-р Гопал занят просто домыслами.
Прабхупада: Я думаю, что лечение этого доктора тоже провалилось. Теперь они будут просто гадать. Найдите мне макарадхваджу и предоставьте все Кришне. Хватит уже докторов. Они будут только гадать и все запутают.
Прабхупада спросил что прописал доктор, и Сварупа Дамодара ответил, что это мощное противотуберкулезное лекарство.
Прабхупада: А потом они скажут, надо в больницу. А кто там будет заботится обо мне?
Бхавананда Махараджа: Мы этого не допустим.
Прабхупада: Они сделают это постепенно. Не кладите меня в больницу. Лучше убейте меня здесь. Если вам противно, тогда дело другое.
Бхавананда Махараджа: Мы боимся, что вам противно.
Прабхупада: Нет. Мне не противно. Я сам буду себя лечить. Пусть придет кавираджа. Одно за другим они вылечат все. Как вы думаете?
Бхавананда Махараджа: Это вы обладаете совершенным знанием — духовным и материальным. Поэтому мы и приняли вас своим духовным учителем.
Прабхупада: Вы все согласны?
Все: Да!
Прабхупада: Тогда я буду давать указания! Я хочу узнать что такое эта макарадхваджа — посоветуйтесь с обоими кавираджами. (Пауза) Если вы заберете меня отсюда, я тут же умру. Я не могу жить без вашего общества.
Тамала Кришна Махараджа: А мы не можем жить без вас.
Сварупа Дамодара: Живите вечно, а мы останемся с вами.
Прабхупада: Смотрите же. И перестаньте давать мне лекарства. Недавно Хитсаран Шарма попал в беду: его болезнь приняли за другую и лечили его от туберкулеза. Я знаю много таких случаев. В моей семейной жизни один слуга, Каширам, однажды стал кричать и закатываться. Мы отвезли его в больницу. И там его окружили студенты м врачи. Они поставили ему диагноз «ущемление». И они приготовились делать ему операцию. Потом пришел еще один опытный врач и сказал: «Давайте подождем денек». И Каширама положили в больницу. Когда мы вернулись домой приятель Каширама сказал: «Бабаджи наклюкался». На следующее утро Каширам вернулся домой и сказал: «Доктор говорит, что у меня все в порядке». Так что давайте примем чуть-чуть лечения для бхагават. Все умирают, так дайте мне умереть спокойно. Жизнь убывает, но, по крайней мере, когда обсуждается Бхагаватам, наша жизнь не кончена. Можете вы подумать, как перевезти меня в Маяпур?
Тамала Кришна Махараджа: Да. Мы хотели бы отвезти вас туда.
Прабхупада: Маяпур более открыт. В Маяпуре вы можете поселить меня в моей квартире и понемногу ухаживать за мной. Вот и все. Здесь всего одна комната и она всегда закрыта. Вареные свежие овощи, я могу принимать немного бхинди13. Любые овощи, какие там растут, варите, и я буду есть. Какие овощи там растут?
Бхавананда Госвами назвал овощи, которые были сейчас по сезону и Шрила Прабхупада остался очень доволен.
Прабхупада: Брахмананда, ты что думаешь?
Брахмананда Махараджа: Да, вам нужно поехать.
Прабхупада: Гауда-мандала-бхуми тара хой браджа-бхуме бас. У нас такая ручи, открыть роскошное здание, дворец. Вот в чем моя идея. Теперь обдумайте все это и сделайте соответствующие приготовления.
Тамала Кришна Махараджа: Теперь вы поедете и прольете свою милость на бенгальских вайшнавов.
Прабхупада: Или я поеду и приму пыль с их стоп. Ну, Бхакти Према Свами, ты тоже едешь?
Бхакти Према Махараджа: Да.
Прабхупада: Давайте поедем всей командой. Места хватит. Вы займете две комнаты. Все равно где жить — В Маяпуре или Вриндаване. Это одно и тоже. Разницы нет. А на случай опасности у Бхавананды есть пистолет. Так что я предпочитаю Маяпур.
Бхавананда Махараджа: Я все думаю, какие блюда приготовить.
Прабхупада: Просто свежие овощи. И еще мунг дал. Поехали все вместе.
По просьбе Прабхупады Бхакти-чару отправился на поиски кавираджи из Рамануджа сампрадаи. Держа в голове сон Шрилы Прабхупады, Бхакти-чару пришел в храм последователей Рамануджи, храм Рангаджи. Там он встретил кавираджу, одетого в брюки, рубашку и пиджак, и без тилаки. Бхакти-чару отказался от него, но спросил, где найти кавираджу с тилакой Рамануджи. Одеты по западному кавираджа повел его в храм Джанаки-Валлабхи, где ему сказали, что кавираджа, которого он ищет, вернется около 6 вечера.
В 6 часов вечера Бхаки-чару разыскал кавираджу и привел его к Шриле Прабхупаде. Кавираджа принадлежал к Рамануджа-сампрадае и носил большую тилаку. Представ перед Шрилой Прабхупадой, он предложил ему дандават. Пощупав пульс Прабхупады, он сказал, что болезнь связана с неправильной работой почек и с огнем пищеварения, которым управляет Ваю. Шрила Прабхупада велел Бхакти-чару пересказать кавирадже его сон. Кавираджа сказал, что он тоже подумал о макарадхваджа и ганга-джале. Было решено, что кавираджа придет завтра. В тот момент когда Прабхупада надевал на него гирлянду, раздались звуки раковин. Шрила Прабхупада сказал, что это благоприятный знак, что раковины трубили в честь кавираджи.