Последние дни Прабхупады. Дневник
Шрила Прабхупада спросил, какое впечатление произвел на меня кавираджа, но я не мог следить за ходом разговора потому, что он шел на хинди. Тогда Прабхупада спросил как мне понравился вид кавираджи. Я сказал, что из всех врачей кавираджи — лучшие, но насколько они понимаю свою науку, я сказать не могу.
23 октября
Во время дежурства Бхавананда Махараджи с часу ночи до шести утра, Шрила Прабхупада изъявил желание ничего не ждать, а немедленно ехать в Маяпур. Прабхупада почувствовал все усиливающуюся тяжесть в левой ноге. Когда он спросил меня, не думаю ли я , что это паралич, я ответил, что, по моему, это застой крови связанный с неподвижностью. Адикешава, Тривикрама и я массировали ему ноги в течении двух часов, пока в восемь утра не пришел профессиональный массажист.
Несколько позже пришел Рамануджа-кавираджа. Ранее он сказал Бхакти-чару, что макарадхваджа будет стоить 500 рупий за толу14, а для лечения потребуется семь тол. Вчера он сказал, что макарадхваджа, которую приготовил Бонамали, это на самом деле никакая не макарадхваджа, что очень нас удивило, потому что мы предоставили Бонамали очень дорогие ингредиенты — мускус, жемчуг и золото. Когда пришел кавираджа, Шрила Прабхупада спросил, можно ли ему уехать в Маяпур немедленно. Кавираджа сказал, что путешествовать сейчас было бы опасно, потому что тряска в поезде может повредить внутренние органы. Лучше подождать несколько недель. Еще кавираджа сказал, что, по твердому его убеждению, лишь одно лекарство — макарадхваджа — может принести пользу на этой поздней стадии болезни. Однако он сказал, что поскольку к нему на консультацию приходят очень много людей, а приготовление этого лекарства требует круглосуточного внимания в течении недели, он не сможет приготовить его в нашем храме. Шрила Прабхупада позвал меня, чтобы решить, что делать . Конечно, высокая цена вызвала у нас некоторое подозрение, и мы колебались, разрешать ли приготовление лекарства вне нашего надзора, особенно после того, как нам сказали, что лекарство, приготовленное Бонамали, было не настоящим.
Тамала Кришна Махараджа: Прабхупада, мы можем посоветоваться между собой, а затем посоветоваться с вами.
Прабхупада: Со мной не надо советоваться. Я видел Рамануджа-вайшнава готовящего макарадхваджу. Что делать дальше, решайте вы.
Шрила Прабхупада спросил кавираджу, какое лечение ему принимать, пока будет готовится макарадхваджа. Кавираджа ответил, что никакого другого лекарства он ему не назначит, но Прабхупаде следует принимать прежнее лечение. Прабхупаде это предложение, однако, не понравилось, потому что оно отдавало его в руки врачей, которые могли попытаться госпитализировать его. Дело казалось достаточно сложным из-за того, что кавираджа отказывался готовить лекарство в нашем храме.
В конце концов кавираджа ушел, чтобы дать нам возможность посоветоваться. Мы решили петь Харе Кришна и подождать решения от Шрилы Прабхупады.
После полудня Прабхупада сказал:
— Идите к кавирадже и спросите его: если человек приходит к нему с таким же точно заболеванием и совершенно без денег, какое лечение он назначает? Не у каждого есть 3500 рупий. И возьмите лекарство, которое он вам даст. Я приму это лекарство и отправлюсь в Маяпур, а он под чьим-нибудь надзором пусть приготовит макарадхваджу. Ответьте мне на два вопроса.
Тамала Кришна Махараджа: На какие вопросы, Шрила Прабхупада?
Прабхупада: Ты что не понял? Может ли д-р Гопал насильно положил меня в больницу?
Тамала Кришна Махараджа: Нет!
Казалось, что Шрила Прабхупада раз за разом спрашивает нас об этом, потому что все еще не уверен в нас. Он всегда проверяет нашу веру в него и в Кришну.
Прабхупада: Какое лекарство даст кавираджа? Судите сами, разумны ли мои вопросы.
Тамала Кришна Махараджа: Я думаю, что Гаура-Нитай зовут вас в Маяпур. Это те же Кришна-Баларама.
Прабхупада: О да!
Прабхупада процитировал стих, в котором Маяпур приравнивается к Вриндаване, а Гаура-Нитай — к Кришне-Балараме.
Позже вернулись Бхакти-чару и Бхагаван Махараджа, которые ходили беседовать с кавираджей. Бхакти-чару отчитался:
— Кавираджа сказал, что ваше состояние отличается от такого, которое можно лечить средствами, подходящими для обычных людей. Обычное лечение не сработает в случае с Прабхупадой. Дешевое лечение не даст эффекта. Кавираджа отказался дать нам какое-либо из дешевых средств. Он отказался даже продать их, когда Бхагаван предложил заплатить. Когда я спросил хотя бы название и состав дешевых лекарств, кавираджа отказался даже дать эту информацию. В конце концов кавираджа сказал, что коль скоро вы решили лечится согласно шастрам, отступать нельзя.
— Опять спекуляции, — сказал Его Божественная Милость. — Он не хочет брать на себя никакой ответственности, но хочет, чтобы мы потратили деньги, а там — куда кривая вывезет. Разумеется, здесь и речи нет об ответственности. Но тем временем он должен дать какие-то лекарства.
Он помолчал.
— А вы не можете найти Рамануджа-кавираджу в Дели? У нас так много членов. Как это — невозможно достать макарадхваджу? Он обвинил Бонамали, а сам не объяснил, как ее делать.
Аллопатическое лечение ужасно, и они преспокойно мошенничают. Я вам честно говорю: я боюсь этих врачей. Можете вы поговорит с М.Л. Джаланом? Они последователи Рамануджи и держат храм. Думаю, что у них тоже есть благотворительная аюрведическая аптека. Просто спросите, есть ли у них опытный кавираджа, чтобы приготовить макарадхваджу. Люди в Дели — с ними можно разговаривать. И если он скажет да, мы немедленно поедем туда. Кто-нибудь ответственный может сказать так: Бхактиведанта Свами болен. Он ищет кавираджу, принадлежащего к Рамануджа-сампрадае, чтобы приготовить макарадхваджу. Нам нужен просто опытный человек. Можно еще позвонить Бангуру.
Таким образом Шрила Прабхупада объяснил нам, как узнать, достоин ли доверия вриндаванский кавираджа. Мы непрерывно наблюдаем беспредельные духовные качества и игры нашего духовного учителя.
Днем пришел массажист, и Шрила Прабхупада, похоже, испытывает большое облегчение от его массажа. Прабхупада спросил Бхагаджи, может ли этот массажист поехать с ним в Маяпур.
Когда Дхриштадьюмна Махараджа и Трипурари Махараджа собрались уезжать, Прабхупада сказал:
— Живите долго и проповедуйте, — и погладил Дриштадьюмну Свами по голове.
Гопала Кришна с Адикешавой уехали в Дели, чтобы позвонить.
24 октября
Ночью Шрила Прабхупада говорил со мной о новой и важной организации:
— Создай «Благотворительный Фонд Бхактиведанты Свами» или «Благотворительный фонд ИСККОН». Он должен будет заниматься развитием Гаура Мандала Бхуми и сотрудничеством в ней. Попечителями этого фонда должны стать ты, Гирираджа, Джаяпатака, Бхавананда, Сварупа Дамодара, Мадхава Махараджа и Мадхусудана Махараджа. Больше чтоб не было разобщенности. Теперь все должны сотрудничать ради распространения движения Шри Чайтаньи. Вот например, у Шридхары Махараджи возникли трудности с завершением Натх Мандира. Вот и помогайте ему, сотрудничайте. Вы будете управлять процентами с капитала фонда – десяти лакхов рупий. Но сам капитал не трогайте.
Я напомнил, что часть этого срочного вклада первоначально предназначалась для поддержания сева-пуджи Кришне-Балараме, если бы когда-то в будущем не удалось собрать достаточных для этого средств в качестве пожертвований. Прабхупада прояснил этот момент:
— Это тоже поддержание: направлять деньги на развитие. Расходуйте. Не придерживайте деньги. Расходуйте их на то, чтобы усилить миссию. Вы не должны останавливать расходы. Но направляйте их на лучшие вещи. В этом и состоит разум.
Прабхупада продолжал объяснять, что деньги «Маяпур Вриндавана Траста» в Лос-Анджелесе были предназначены для расходования в Индии, а не для срочных вкладов.
Поскольку у нас до сих пор не было макарадхваджи, мы стали думать, как получить лекарство. Шрила Прабхупада сказал: