Дневник странствующего проповедника 1-13
По пути из Чечни мы проезжали мимо длинных караванов беженцев. Иногда нас останавливали военные и проверяли документы, но с Маюрадхваджем у нас все было в порядке. Через три дня мы были в Москве. Постскриптум
Двумя неделями позже я вместе с Каликритом снова вернулся в Грозный. Два дня мы провели с Асланом. Он вместе с боевиками отвел нас в тот небольшой дом на холме, чтобы забрать оставшиеся вещи. Также мы зашли и в школу. Там был полный хаос. Продуктов не осталось, и лишь большой ящик с нашими книгами стоял посреди комнаты. Гарика арестовала группа чеченских боевиков, но потом он был отпущен, хотя перед этим ему Божествами сломали ребра и разбили голову. Но сейчас, по милости Кришны мы все в безопасности. Все, кроме Андрея, который отдал свою жизнь в служении Шриле Прабхупаде и Господу Чайтанье Махапрабху. Я молюсь о том, чтобы Господь забрал его домой, в духовный мир.
Конец дневника Трибанга Сундары21 октября
После лекции по «Шримад-Бхагаватам» я попросил зайти ко мне одну семейную пару, учеников Его Святейшества Прабхавишну Свами и Его Святейшества Бхакти Вайбхавы Свами. Матаджи недавно родила ребенка, но он умер через две минуты после рождения. Они мне сказали, что хотя все случившееся считают планом Господа, все же очень сильно переживают.
Войдя, они поблагодарили меня за то, что я выбрал время поговорить с ними. Мне хорошо известно, насколько преданные нуждаются в личностном внимании, и даже подумал о том, как бы мне хотелось уделять больше времени личной жизни преданных. Но моя жизнь, по крайней мере в данный момент, настолько переполнена посещением храмов и организацией фестивалей, что у меня едва ли получается уделять внимание личной жизни преданных.
Я рассказал этим грихастхам о том, что говорил много лет назад Шрила Прабхупада в Лос-Анджелесе своей ученице, когда ее ребенок тоже умер сразу после рождения. Шрила Прабхупада сказал матери, что ее ребенок был преданным, который нуждался в коротком очистительном общении, чтобы стать достойным вернуться обратно домой к Господу.
После обеда Враджендра Кумар привез меня домой к моему ученику Дамодаре дасу, который последние годы сильно страдает болезнью Паркинсона. Врачи говорят, что долго он не проживет. В течение часа я разговаривал с Дамодарой, еще раз подготавливая своего ученика к последней проверке:
«Дамодара, в каком-то смысле ты удачлив. В настоящий момент ты очень похож на Махараджа Парикшита, который из-за проклятия должен был умереть в течение семи дней. Имеется ввиду, он знал, что жить ему осталось недолго, поэтому он серьезно практиковал сознание Кришны. Большинство из нас находятся в иллюзии и думают, что проживут еще долго. Тебе нужно следовать по стопам Махараджа Парикшита. Он спрашивал мудрецов: «Что входит в обязанности человека, который стоит на пороге смерти?» Они ответили, что ему нужно слушать о деяниях Верховного Господа, воспевать их и постоянно помнить о них.
Кришна отвел тебе немного больше времени. Почему? Потому что покидать тело не так просто, и требуется время, чтобы подготовиться. Но для таких как ты, для тех, кто так долго страдает, отказаться от тела не сложно. В посмертном письме Джаянанде дасу Шрила Прабхупада сказал, что Кришна забрал у него больное тело и дал другое, соответствующее его желанию служить Кришне в духовном мире. Большинство людей опьянены ложными обещаниями того, что их тело может принести им наслаждение. Но благодаря своей болезни, ты наверняка знаешь, что тело - это просто обитель страданий.
Иногда мы воспринимаем служение как должное, но когда тебе в следующий раз выпадет возможность активного служения, для тебя оно будет чистым нектаром. Ты подумаешь: «Как я удачлив, что выполняю для Кришны это служение». Когда мы лишаемся чего-то важного, но потом получаем обратно, то ценим это в миллионы раз больше. Когда тебе снова предоставится возможность заниматься активным служением, ты будешь очень сильно ценить его.
Смерть служит интересам преданного, приближая его к Кришне. Поэтому абсолютно не стоит бояться смерти. Особенно тебе. Что ты потеряешь, оставив это больное тело? Если кто-то расстается с телом в рассвете юности, еще молодым и здоровым, он крепко держится за тело. Он испуган: «О, я не хочу терять свое положение». Но Кришна перед смертью учит тебя отречению. Люди могут смотреть на тебя со скорбью, но ты, улыбаясь, можешь сказать им: «Лучше скорбите о тех, кто здоров, силен и до сих пор надеется найти счастье в этом мире».
Погрузи свой ум в деяния Кришны, Его игры с преданными и любовные взаимоотношения с ними, думай о том, как Он выглядит, какая у Него одежда и украшения, думай о Его лотосных глазах. Кришна говорит: «Не рождается снова тот, кому известна трансцендентная природа Моих деяний». Тебе больше не нужно много слушать об этом материальном мире, потому что ты находишься на последней стадии жизни. Конечно же, ты можешь слушать об истинной природе этого мира, потому что в твоем сердце могли сохраниться привязанности. Но самое главное - слушать о Кришне. Кришна настолько привлекателен, что ты не сможешь устоять перед Его очарованием.
Иногда великие преданные в конце жизни отстраняются от дел, чтобы погрузиться в размышления о Кришне. Даже Шрила Бхактивинода Тхакур сложил с себя обязанности и ответственность в последние годы жизни и, просто медитируя на Кришну, вошел в самадхи. Он ставил перед собой цель показать своим примером важность подготовки к последнему экзамену. Настоящую жизнь, или то, что от нее осталось, нужно полностью отдать Кришне.
Теперь твое служение - подготовка к смерти. Это одновременно является служением всем вайшнавам в качестве хорошего примера того, как следует сохранять бесстрашие и вдохновение в момент смерти. Пожалуйста, помни эти наставления и делись своим пониманием с другими преданными. Зачастую к концу жизни наше сознание Кришны углубляется. Мы вынуждены развивать истинный дух отречения и зависимости от Кришны. Твоя обязанность - делиться своим пониманием с окружающими. Веди записи или дневник и помоги преданным подготовится к этому неизбежному моменту, который все мы будем вынуждены пережить».
Сегодня вечером, перед тем как лечь спать, я получил по электронной почте адресованные мне письма и среди них было следующее послание от одного преданного из Санкт-Петербурга. Это письмо было его реакцией на мою проповедь в Москве о том, что всем преданным в России нужно как можно чаще носить вайшнавскую одежду:
Дорогой Индрадьюмна Свами, примите, пожалуйста, мои почтительные поклоны. Вся слава Шриле Прабхупаде.
Я узнал, что во время пребывания в Москве вы снова подчеркивали важность ношения вайшнавской одежды. Мне сказали, что тех, кто не носит постоянно дхоти или сари, вы даже не будете принимать в ученики. Я понимаю важность вайшнавской одежды, но все же, у меня есть сомнения, что это должно быть настолько обязательно, в особенности для преданных в России. Вот мои аргументы:
Некоторые преданные в бывшем Советском Союзе склонны к фанатизму. Они принимают наставления как правила без всяких исключений. Если кто-то носит дхоти или сари, это означает, что такая личность представляет ИСККОН. Учитывая низкий духовный и культурный уровень многих преданных в России, я не доверил бы им быть представителями ИСККОН на людях. Многие преданные не могут правильно представить ИСККОН даже в храме. Они не умеют проповедовать ни родственникам, ни друзьям, что уж говорить о том, чтобы представлять ИСККОН публично.
Общественное мнение о преданных в России все еще не очень хорошее. Я не думаю, что горстка странного вида парней в шафрановых простынях исправит ситуацию. Случаи избиения преданных пьяницами и националистично настроенными подростками участятся (даже в столице культуры России - Санкт-Петербурге).
Поскольку погода у нас (особенно в Санкт-Петербурге) холодная, а некоторые преданные фанатичны, то скоро многие заболеют. В ближайшем будущем начнутся хронические заболевания. Учитывая, что у многих преданных уже много проблем с пищеварением, не очень желательно чтобы к ним добавились простудные заболевания.