Дневник странствующего проповедника 1-13
Может быть я чего-то недопонимаю, пожалуйста, объясните мне. Ваш слуга.
Я немедленно написал следующий ответ:
Дорогой прабху, пожалуйста, прими мои смиренные поклоны. Вся слава Шриле Прабхупаде.
Благодарю тебя за письмо из КОМа.
Да, я подчеркивал во время пребывания в Москве, как важно преданным носить вайшнавскую одежду. Я был поражен, когда увидел, что многие преданные приходят в дхоти или сари только на утреннюю программу, а потом для служения в храме до конца дня носят синие джинсы. Также я был удивлен тем, что среди многих преданных, находившихся на территории храма в течение дня, едва ли можно было увидеть кого-то в ведической одежде. Также при посещении радио «Кришналока» я удивился что, никто во всем коллективе преданных не был одет в дхоти или сари, хотя студия и офис полностью принадлежат ИСККОН.
Потому я обсудил это с Эканатхом прабху, а позже поговорил со всеми преданными на эту же тему, поскольку считаю, что у нас должны быть другие стандарты. Я вовсе не говорил, что не буду принимать в ученики тех, кто носит не вайшнавскую одежду. Обычная одежда подходит для санкиртаны и бизнеса. Так же могут быть и другие исключения, например, если преданные находятся в районах, где люди вспыльчивы и очень националистичны, скажем, в Армении или Таджикистане. Но в общем преданные должны выглядеть как преданные. Это создает хорошую духовную атмосферу.
В своем письме ты говоришь, что многим преданным не стоит носить вайшнавскую одежду из-за того, что их культурный и духовный уровень очень низок. Конечно же, могут быть такие преданные, чей уровень настолько низок, что они не должны представлять ИСККОН, нося на улице вайшнавскую одежду, но это не должно становиться правилом для большинства. Ношение кармической одежды без особого повода само по себе развивает низкий уровень сознания. Большинству преданных вайшнавская одежда помогает вести себя примерным образом.
Ты говоришь, что общественное мнение об ИСККОН в России не очень высокое. Но ты совершенно неправ. Я путешествую по всей России в дхоти, и в общем вижу, что большинство людей относятся уважительно, а многие интересуются… или в худшем случае просто безразличны. Несомненно бывают случаи, когда демоничные личности выходят из себя, при виде преданных, но это исключения, а не правило, как кажется, утверждаешь ты. Преданные, подобные тебе, проповедующие искаженные идеи об общественном мнении на наш счет, раздувают бессмысленную истерию. Некоторые люди могут чувствовать себя оскорбленными, если видят нас в вайшнавсой одежде, но широкая общественность не воспринимает нас как «странного вида парней в шафрановых простынях», как утверждаешь ты. Может быть, это неизвестно именно тебе, поскольку ты никогда не выходишь в дхоти на улицу. «Атмаван манйате джагат», - человек смотрит на других согласно своему уровню мышления.
Я знаю в России многих преданных, которые даже на санкиртану ходят в вайшнавской одежде, и если они вообще сталкиваются с проблемами, то редко. Один из них - мой ученик Уттамашлока дас. Он в течение трех лет ходил на санкиртану в дхоти, и на него никто не нападал. На самом деле, постоянно нося дхоти, он выполняет свои обязанности регионального секретаря (встречается с большими людьми, представителями власти, и т. д.), но ни один человек ни разу не сказал ему даже грубого слова. Он говорит, что люди кажутся ему более восприимчивыми, когда он приходит в вайшнавской одежде. Но я не хочу сказать, что нам всегда нужно следовать такому стандарту. Я сам занимался санкиртаной одиннадцать лет, и мне известно, что для облегчения распространения книг лучше носить обычную одежду. Но преданным в Москве я хотел сказать, что многие из них зашли слишком далеко.
Твой аргумент о погоде я считаю просто смешным. Теплое нижнее белье согревает гораздо лучше, чем джинсы, и его можно запросто одевать под дхоти или сари. Шесть лет я ходил на харинамы зимой по заснеженному Парижу в дхоти с теплым нижним бельем.
Я хотел бы напомнить тебе, что во времена Шрилы Прабхупады мы не одевали кармическую одежду за исключением редких случаев явной необходимости, о которых я уже упоминал выше. Мы не надевали джинсы, выходя из храма просто чтобы купить бутылку молока, как многие преданные делают сегодня. Общественность в Америке и в Европе в те времена также не много знала о нас, и некоторые люди были настроены неприязненно, но из-за этого мы не отказывались от своей одежды. Когда Прабхупада был на планете, мы всегда носили ведическую одежду. Мы гордились символами вайшнавов. Видя нас, люди думали о Кришне. А сейчас преданные чуть ли не стыдятся того, что их замечают в традиционной вайшнавской одежде и с тилакой, или вообще панически боятся носить вайшнавскую одежду из-за того, что некоторые преданные, подобные тебе вселяют в них ложные представления, будто люди в этой стране люди плохо относятся к нашему Движению. Многие даже не знают, что мы еще существуем, потому что больше не видят преданных в привлекательной вайшнавской одежде.
Ты говоришь, что преданные в России очень фанатичны, и что они «принимают каждое наставление как правило без всяких исключений». Но проповедуя о преимуществах вайшнавской одежды для преданных и для общества, я очень ясно говорил об очевидных исключениях из правил и повторюсь снова: санкиртана, бизнес и места, где люди враждебно настроены по отношению к нам. Я считаю, что акценты в моей проповеди в Москве были расставлены правильно, в отличие от твоей проповеди, которая, как мне кажется, принижает духовные стандарты и преданных, оставляя все больше места для компромиссов. Твой слуга Индрадьюмна Свами.
22 октября
Проверив сегодня утром автоответчик, я обнаружил сообщение от Карттикеи о том, что Харибхадра в полночь покинула тело. Это не было для меня большой неожиданностью, но мне хотелось узнать о подробностях ее ухода, поэтому я попросил Уттамашлоку позвонить Карттикее и узнать при каких обстоятельствах Харибхадра покинула тело.
Я с нетерпением ждал, пока Уттамашлока весь день пытался дозвониться в Москву. И только поздно вечером ему удалось поговорить с женой Карттикеи. Ее ответ успокоил нас. После того, как я навестил Харибхадру, преданные заметили в ней серьезную перемену. Она сосредоточила ум на моих наставлениях и погрузилась в процесс слушания и воспевания. За час до ухода она впала в бессознательное состояние, но, по милости Кришны, за несколько минут до оставления тела она очнулась. В полном сознании она пристально смотрела на изображение Радха-Кришны, потом ей на язык положили листик туласи, окропили водой из Ганги ее голову, и пока шел громкий киртан, Харибхадра отправилась в ту обитель, достигнув которой, уже никто больше не возвращается в этот мир рождения и смерти.
Уттамашлока спросил, было ли мне грустно. Он немного удивился, когда я, улыбаясь, ответил: «Нет, вовсе нет. Я очень рад за нее. Кроме того, я очень удовлетворен, тем что выполнил свой долг. Я помог ей достичь лотосных стоп Кришны». Я был удовлетворен и чувствовал, что по милости Шрилы Прабхупады, чего-то достиг, помогая своей ученице подняться до такого славного положения.
23 октября
Сегодня я дал инициацию четырем новым ученикам: Гита Мала даси, Ачинтья Рупа даси, Джанаки Валлбха даси и Иравати даси. Теперь общее количество моих учеников - шестьсот двадцать два. Пока шла церемония посвящения, я думал о том дне в 1989 году - это было семь лет назад - когда я принял своего первого ученика в Нью Маяпуре во Франции. Так же как и многие другие виды деятельности, которые выполняют преданные в служении гуру и Гауранге, принятие учеников имеет свои возвышенные и трудные моменты. Возвышенные чувства испытываешь при виде того, как ученики продвигаются и оказывают ценную помощь в служении миссии Шрилы Прабхупады. А когда ученики колеблются и в некоторых случаях падают, это очень огорчает.
После церемонии, когда я находился в своей комнате, мне стало плохо, начались ужасные боли в желудке, но я не стал обращать на них внимания, потому что мы уезжали в Екатеринбург на Урал, и должны были через два часа находиться в аэропорту. Начался привычный хаос сборов и отъезда в последнюю минуту - упаковка багажа, ответы на телефонные звонки, разговоры с авторитетами храма по поводу их оценки моего визита, высказывание возможных решений проблем в ятре на основе того, что я видел и слышал. Вдобавок ко всему, за дверями преданные обычно ждут с вопросами: «Стоит ли мне согласиться на его предложение о вступлении в брак?», «Должен ли я оставить семью и жить в храме?», «Нужно ли мне продолжать скрываться от армии?» Преданные ждут с теми вопросами, на которые «могу ответить только я».