Аморизм (СИ)
Происхождение
Однажды иностранец был задержан по подозрению в убийстве. Прямых улик не было, и его допросили на детекторе лжи. Тот показывал, что он говорит правду. Допрос повторили на родном языке подозреваемого. Это затронуло его подсознание, и детектор показал, что он лжет.
Если я вам скажу, что нейросеть состоит из работы программистов (софт) и вычислительных мощностей (хард), и все вместе это называется программно-аппаратным комплексом, для многих это набор технических терминов, не прибавляющих понимания и не дающих уловить самую суть.
Чтобы ухватить нерв, переведу компьютерные термины в аналогии докомпьютерной эпохи. Софт — это умножение столбиком; а хард — ручка и бумага. Первична тут технология умножения столбиком, программа, а материальные средства, ручка и бумага, являются вторичными.
Приоритеты меняются, если в одном случае хорошая программа, но материальные средства крайне неудобны, а в другом примитивная, но средства очень мощные. Например, есть 347 мешков, и в каждом 524 яблока. Нужно ответить, сколько всего яблок? Допустим, в уме это не считается.
Представим двух человек. Один умеет умножать столбиком, но вместо ручки у него бревно, а в роли бумаги выступает грунт. Он водит бревном по земле, выводя цифры и выполняя действие по алгоритму, получая в итоге результат. Сам по себе процесс умножения столбиком прост, но так как бревном по земле писать крайне неудобно, на вычисление таким софтом уходит много времени.
Другой не умеет считать столбиком. Зато у него есть машина, которая очень быстро умеет пересчитывать яблоки по одному: 1+1=2; 2+1=3; 3+1=4, и так далее. С помощью такого харда он за минуту пересчитал все яблоки во всех мешках, пока другой возился со своим бревном.
Существующие сегодня компьютерные программы фантастически быстро «считают яблоки по одному». Квантовый компьютер тоже «считает яблоки». Главная разница, классический компьютер жестко определяет информацию — есть только или единица или ноль, а в квантовом компьютере правильный вопрос не «что это, единица или ноль», а «какова вероятность, что это единица, и какова вероятность, что это ноль». Если у меня два объекта, один точно единица, а другой точно ноль, а у вас два объекта, где каждый может оказаться и единицей, и нулем, у меня два варианта возможных комбинаций: 1/0 и 0/1; а у вас четыре: 1/0, 0/1, 1/1, 0/0. При росте объектов число моих вариантов будет расти арифметически, а ваших по экспоненте. Большая вариативность позволяет квантовому компьютеру на тех же носителях иметь бесконечно больше памяти, чем классическому.
Но оба эти компьютера не способны самостоятельно выйти из ситуации буриданова осла. Этот осел известен тем, что умер с голоду, стоя перед двумя мешками овса. Проблема была в том, что это были два абсолютно одинаковых мешка. Он никак не мог решить и обосновать в логике свое решение, почему нужно начинать с левого, а не с правого мешка, или с правого, а не левого.
Причина беспомощности в том, что следующее состояние компьютера исходит из прошлого. Так как его программа написана из логики «из А следует Б», ничего иного не может быть ни при каких условиях. Абсолютный детерминизм, последующее железобетонно зависит от предыдущего.
Вывести зависший компьютер из ситуации буриданова осла может только вмешательство извне. Например, генератор случайных чисел или статистика, с какого мешка большинство ослов начинало в такой ситуации. Без помощи извне задача для компьютера в принципе нерешаема.
Человек в отличие от компьютера самостоятельно выходит из ситуации буриданова осла, так как его настоящее состояние определяет не только прошлое, но и будущее, какое он представляет. Тут принципиальная разница между компьютером и человеком. Настоящее состояние компьютера определяет только прошлое, а настоящее состояние человека рождается из прошлого и будущего.
Ориентир на будущее рождается у человека из желания иметь то, чего нет сейчас, тогда как у компьютера желания нет. У него может быть цель, как у пули или самонаводящейся ракеты, но как наличие цели не делает пулю желающей, так и компьютер не делает желающим. Желать достигнуть цели и быть запрограммированным двигаться к цели — это совсем не синонимы.
Человек подобен огню, у которого нет постоянной формы. В ситуации, когда между двумя одинаковыми «хорошо» или двумя равными «плохо» нужно выбрать одно, человек на какое-то время зависает в равновесии. В следующее мгновение равновесие нарушается, и он легко делает выбор, так как ситуация перестала быть равновесной.
Человек является неустойчивой системой в динамическом равновесии. Его можно сравнить с юлой, она стоит, пока крутится, отклоняясь от своей оси в разные стороны, т.е. стоящая юла по факту того, что она стоит, состоит из противоречий. Если избавить юлу от них, она будет лежать на боку.
Люди полны противоречий. Это не разрушает их, а придает полноту и многообразие, дает свободу, создает личность, отличную от машины. Пенроуз говорит о квантовой природе сознания. Это значит, что оно не однозначно, там нет строгого «да» и «нет», есть вероятность того и другого.
Выражение динамического равновесия сильнее заметно на эмоциональных личностях: на творцах, женщинах и детях. Поэт пишет, что ему «весело грустить». Женщина жалуется на то, что ей нечего надеть, хотя одежды столько, что нет места в шкафу. Когда она говорит взаимоисключающие вещи, то видит в этом не противоречие себе, а полное выражение себя. Дети могут плакать от того, что не могу понять, чего же они хотят, зная наверняка только одно: они точно чего-то хотят.
У мужчин этот момент менее ярко выражен, так как они решают практические задачи, где нужно зажать эмоции и делать то, что требует ситуация, а не выражать себя. Но стоит им попасть под эмоции, как они начинают исполнять не менее противоречивые номера, чем женщины.
Французский поэт XIX века, Шарль Бодлер, говорил, что неотъемлемое право человека — это право противоречить самому себе. Из этого он выводил право не соглашаться и спорить с собой, из чего вытекало право ненавидеть себя, и крайним выражением этого права было самоубийство.
Противоречие является неотъемлемым свойством нашей природы. Его размер определяет границу человека. При ее пересечении в одну сторону человек становится листиком, который несет полноводная река, или животным, которое само себе не принадлежит, им полностью управляют инстинкты. При пересечении границы в другую сторону человек становится фанатиком, у которого нет черты, какую он не мог бы переступить, и он похож на машину. Человеком быть сложно.
Человек — это Слово, а компьютер — Цифра. Слово несет множество смыслов, оттенков и эмоций, проявляющихся в зависимости от ситуации. Это сродни суперпозиции квантового мира, когда объект проявляется в момент наблюдения. Частица «да» несет в себе как отрицательные, так и положительные смыслы, она и междометие, и союз, но проявляется одно из ее значений в контексте. Без контекста в ней есть все смыслы, и одновременно она бессмысленна. Какой смысл в слове проявится, зависит не только от предыдущего контекста, но и от будущего, от желания.
Компьютер состоит из цифр, и потому он статическая равновесная система, выполняющая простейшие операции по алгоритму. В основании его софта лежит математика XVIII века, которая не только не знала противоречий, но и мысли не допускала, что в ней могут быть противоречия. Фраза математическая истина» была синонимична фразе «абсолютная истина».
Математика возникла из арифметики и геометрии. То, другое и третье формальные системы, так как в их основе лежит набор абстракций и правила оперирования ими. В какой мере реально не существует бубновой дамы, Зевса или ангелов, есть только их символы в виде картинки или статуи, в такой мере не существует точки, линии или цифры, есть только их символы. Символом точки является маленький кружочек, символом линии узкая полоска, а символом цифры знак.