Вечный юноша
На этом мы и распрощаемся с воспоминаниями Д.Кобякова.
Ю. Терапиано».
19. На Или, с 1 по 14 сентября. Из Илийской тетради.
Вернулся из кино. Хорошая картина. По-настоящему забавная, с чувством меры. Хороший юмор. Наша. Чудесная девушка Клава. И когда увидел ее лежащую на кровати и мечтающую, вдруг, понял — поразительно похожа на Таю.
А когда выходил, заметил, что за мной сидела славная молодая женщина, с коротко, по-мужски подстриженными волосами. Она шла впереди с подругой. Голос — богатый интонациями. Я их обогнал. Глупо, что я обращаю внимание на такие вещи!
А придя на базу, подумал: как хорошо было бы начать жизнь сначала! И понял — лучше, что не хожу в кино, в театры и вообще не вылезаю из своей берлоги — жизнь ограничена рабочим столом и письменным столом дома. Настольная лампа. Оказывается, так меньше чувствуешь, что жизнь прошла, меньше чувствуешь свое беспросветное одиночество.
20. 5\ IX
Странно, вчера, вдруг, ни с того ни с чего написал два стихотворения.
Уже в темноте сидел на дворе базы на перевернутой старой лодке и, вдруг, какая-то машина осветила меня сзади фарами. И по белой стене доплыла, какая-то раздвоенная, моя тень. Машина прошла и снова наступила темнота. Молодой туманный месяц — кое-где по нему тонкие тучи — в резкой развилке сухого карагача.
Потом писал для «PH» о поведении скарабея. Вообще-то, изумительная вещь! От пистиннга — к разуму. Правда, это требует больших и трудных доказательств. Постоянный соблазн антропоморфизма. Уж очень нам хочется найти единство мира и в этом плане — «общую почву для “взаимопонимания”».
Началось с того, что обнаружил на базе забытую кем-то книгу «Труды всесоюзного анатомического общества. 45 т. 1956 г.». В ней нашел статью Пузановой-Малышевой «Поведение жука скарабея». Любопытные опыты с прикалыванием шара — правда, повторение фабёровских.
Вспомнил Фабера. Свои наблюдения в апрельской экспедиции. Беседа с Мариковским и Бутовским. Выводы П — Мал.: «Цепной или сериальный характер деятельности, столь типичный для сложных инстинктов насекомых, в поведении скарабея оказался затушеванным».
Захотелось рассказать обо всем этом читателям «РН».
По вечерам пишу при свече! Так как пароходство обрезало на базе электричество, за неуплату — подумать только, всего 10 рублей, а плательщики Академия Наук! И все-таки обрезали.
Откуда-то, издалека — ночные песни. Звонкие девичьи голоса. Чаще с металлическим звучанием.
И уж когда лег, случилось неожиданно стихотворение. Встал, зажег свечу и записал его. Побоялся на утро забыть.
***
Это тень моя — черной тушьюПоплыла по белой стене.Кто-то фарой ночной нарушилЗадумчивость в тишине.Как странно следить за тенью,От меня ускользающей в ночь.Многих, многих мое ослепленьеОт меня уводило прочь.Пронеслись слепящие фары.Посерела, потухла стена.И опять — усталый и старый,Сижу и курю.Ти-ши-на.21. 6/XI
Сегодня днем неожиданно написал «Старая лодка»
На опрокинутой старой лодкеСижу.Рассохлась лодка. Стара!А киль у лодки острый и ходкий,Но в кузове дряхлом — дыра.И лежит она на дворе базы,Как никому не нужный хлам.Никто ее дел не вспомнит ни разу,Толкнет лодку ногой вечный хам.А ведь было время — по весенним разливам,По широким рекам — легка и гордая —Носила людей, больших и счастливых,И ласково пела за бортом вода.Видела лодка и горе, и радости,И из беды выносила людей.Что ж, старый друг, нет больше надобности,Людям в службе твоей…Странное дело — всю жизнь я писал строго выдержанными правильными размерами, а сейчас хочется их ломать без всякой системы, «как поется». Стихи «так себе», но с какой-то неопределенной грустью, может быть, с внутренней взволнованностью «второго плана», «подтекста». Стихи ведь, в общем, не о любви, а о человеческой жизни.
Удивительнее всего, что я их опять пишу. А, может быть, потому что в эти пятнадцать дней «ушли все заботы». И я наедине с природой. В кажущемся безделье. (Пушкинская «праздность», необходимая творчеству).
Хотя после каждого кажется, что последнее, что после него ахматовская «непоправимо белая страница».
Впрочем, и Ахматова, после «непоправимо белой страницы» пишет и пишет себе на здоровье!
То же и у Пастернака:
Есть в опыте больших поэтовЧерты естественности той,Что невозможно, их изведав,Не кончить полной Немотой.Но это не кокетство. Это верное и подлинное чувство поэта, а не версификатора. У версификатора его не может быть. Этот строчит — будь здоров! На всякий очередной случай.
Космонавт — даешь космонавта!
Уборка урожая — даешь уборку!
Борьба за мир — даешь борьбу за мир!
Куба — даешь Кубу!
Лумумба — даешь Лумумбу!
Словом, эти реагируют на современность автоматически, незамедлительно и в полной мере. А сколько бумаги уходит на эти «ложноклассические» вирши. И какое беспощадное отношение к читателю. Впрочем — читают ли их?
В Илийске стал необычно много курить — зарез для меня.
У меня, как мне кажется, — лучшие концовки, две последние строчки:
Какая это мутная тоска,Так унизительно искать бессмертья.Чтобы в последней написать строке:Земную жизнь любить не перестану.Любил как в речи, так и на бумагеПростые и наивные слова.И даже ты, ведь так и не узнаешь,Как я томился, бедствовал, любил…И т. д., что пришло в голову.
Стихи Роберта Рождественского «Спор», «Улыбка» и т. д. Интересно, не сын ли он Всеволода? (Приклеен рисунок-шарж на Р. Рождественского — Н.Ч.).
«…И приходят ребята,Глаза свои щурят.Не простые ребята,Зубастые, как щуки.Их уж очень много».