Избранные письма. Том 2
Что Вам сообщить для газет, право, не знаю. Если что-нибудь найдется, я попрошу Ликиардопуло написать Вам.
Крепко жму Вашу руку.
В. Немирович-Данченко
309. Б. М. Кустодиеву[282]
9 мая 1915 г. Петроград
9 мая 1915
Многоуважаемый Борис Михайлович!
Решено просить Вас заняться «Волками и овцами»[283].
13‑го, в среду, первая режиссерская беседа, на которую {146} Василий Васильевич Лужский и просит Вас пожаловать. В театре, в фойе.
Жму Вашу руку.
В. Немирович-Данченко
310. Л. А. Сулержицкому[284]
8 июля 1915 г. Ялта
8 июля 1915
Ялта, гостиница «Россия»
Дорогой Леопольд Антонович!
Я ждал из Москвы Вашего адреса, а пока записывал на листках карандашом. Так, пожалуй, Вам и легче разобраться.
Ответа буду ждать от Вас не очень скоро — не торопитесь. Скажем, через 2 недели
Крепко жму Вашу руку.
Вл. Немирович-Данченко
Сезон предполагаем начать рано: 23 сентября, «Гамлетом» для 1‑го абонемента или «Карамазовыми».
Видите ли, новую постановку не успеем хорошо приготовить даже к половине октября. Может быть, успели бы новый Тургеневский («Завтрак»[285], «Безденежье», «Вечер в Сорренто»), но это слишком жидко… Предпочтительно начать сильной старой. А так как дать 10 раз «Гамлета» в начале сезона или 10 раз «Карамазовых» невозможно для Качалова или для Леонидова и Германовой и остановит другие работы, то мы будем давать так: 1‑й, 3‑й, 5‑й и т. д., словом, нечетные абонементы — «Гамлета»[286], а 2‑й, 4‑й, 6‑й и т. д., т. е. четные, — «Карамазовых». А во второй половине сезона, уже в январе, наоборот. Таким образом, мы в начале сезона сдадим один полный абонемент, не утомив актеров. Понятно?
При этом мы могли бы сыграть необходимые 200 спектаклей сезона, начав и позднее, чем 23 сентября, но предпочли начать раньше, зато делать в первое время перерывы, т. е. в течение 6 недель не играть спектаклей по понедельникам и вторникам. Пока не вступит новая постановка. Это даст возможность {147} и сэкономить силы, и ввести старый репертуар, и не останавливать репетиций новых пьес.
Между прочим, я думаю, что Студия могла бы воспользоваться этими понедельниками и вторниками для своих спектаклей независимо от театра.
В первое же воскресенье (27 сентября) утром — 200‑е представление «Синей птицы».
Ничего особенного тут не сделаешь. Я просил наших художников как можно лучше проремонтировать декорации…
Вам придется только бросить свой глаз.
Гамлет — Качалов.
Король — Массалитинов. Желательно вернуть сцену молитвы короля.
Королева — Бутова.
Лаэрт — Берсенев[287]. Перед отъездом я его предупредил, чтобы к августу он был совсем готов показаться Вам.
Полоний — Лужский. Так как он будет одновременно с репетициями «Гамлета» занят и на других репетициях, то для удобства можно просить репетировать Стаховича. Он мог бы и играть. Лужский уступает.
Офелия — Барановская и Гзовская. Справедливость требует в первое представление показать Барановскую. Но, во 1‑х, первое представление, может быть, состоится во втором абонементе, а кроме того, Барановская будет играть в «Карамазовых». Этот вопрос пока оставим открытым.
Розенкранц — Гейрот? Базилевский? Ввести кого-либо из них может помочь Вам Сушкевич (Гильденштерн).
Кто по-Вашему? Гейрот и по манерам и по дикции более подходящий. Но, может быть, он Фортинбрас?
Фортинбрас — Рустейкис? Гейрот? Морозов?
1‑й актер — Вишневский.
Могильщики — Грибунин (Александров), Павлов.
Озрик — Тезавровский.
Актер-злодей. — Чебан?
Актриса — Савицкий? Церетелли? Пантомиму не выкинуть ли?
{148} Вахтангова не надо отрывать от Студии.
Священник — Лазарев.
Дух Короля — Вот в чем заковырка! Бакшеев? Хмара? Подгорный? Хохлов? За Подгорного очень стоит Качалов. Я и Константин Сергеевич не верим. Вспоминают Тю[288] — это совсем из другой оперы.
Для идеала требуется: 1) такая раздирающая душу и леденящая ум скорбь, которая заразила бы Гамлета.
Для меня это — самое важное. 2) Благородство дикции, 3) импозантность короля.
Я не очень люблю «пробы», но на этот случай иду на это. Я уже распорядился, чтобы Бакшееву и Хмаре послали роль. В августе надо прослушать всех.
От решения, кто «Дух», зависит распределение ролей Горацио, Марцелло, Бернарде.
Репетиции по всему театру начнутся 11 августа. 10‑го августа должно раздаваться съезжающимся распределение репетиций. 8‑го августа режиссерам надо быть в Москве, я в этот день (хотя бы вечером) устрою заседание для распределения параллельных работ.
Одновременно будут репетироваться: «Братья Карамазовы» (в один вечер), «Будет радость» Мережковского, «Волки и овцы» и, может быть (я еще не решил), новый Тургеневский спектакль.
Из участвующих в «Гамлете» заняты параллельно: Качалов — в пьесе Мережковского и немного в «Карамазовых» (новый Смердяков — А. Попов)[289].
Массалитинов — в пьесе Мережковского. В «Мокром».
Бутова — Мурзавецкая! Большая задержка.
Берсенев — у Мережковского. В «Суде».
Лужский — режиссировать «Мокрое» (немного), в «Волках» — только в первом действии. Монтировочное режиссирование всех пьес, кроме «Гамлета».
Гзовская — Глафира.
(Книппер — Купавина).
{149} Рустейкиса думаю пробовать в Алеше Карамазове.
Остальные могут попасть только в Тургеневский спектакль — Стахович в «Завтраке», Гейрот в «Безденежье» — пожалуй, и все.
Пока Вы будете подготовлять отдельных исполнителей, я залажу «Будет радость» и «Волки и овцы», потом начну собирать «Гамлета»… Между прочим буду вести беседы с Качаловым (Гамлет) и некоторые сцены «Карамазовых», где мне будут помогать сами прежние исполнители.
Я бы просил Вас составить такой план.
Приняв во внимание minimum того, что мне от Вас необходимо получить. Разбить репетиции «Гамлета» на отдельные куски, чтоб можно было вести параллельно репетиции других пьес.
(Качалов с А. Поповым — сцены Смердякова, Качалов в «Будет радость», Качалов со мной вдвоем «Гамлет»… Бутова в «Волках и овцах»… Бакшеев, Хохлов, Сушкевич в «Мокром»… Рустейкис в «Карамазовых»… Лужский готовит «Мокрое», участвует в «Волках»… И т. д. Для Вас этот перечень не так важен. Вам нужно такие куски «Гамлета», которые Вы могли бы репетировать без помехи.)
1) Готовить отдельные роли: Духа, Лаэрта, Розенкранца, Фортинбраса, —
а. когда не нужен Качалов,
б. когда он уже нужен Вам,
в. когда Вы сдаете сцены мне.
2) Просмотр по нескольку сцен или актов сразу, —
а. без Качалова и, по возможности, считаясь с тем, что некоторые исполнители заняты на других репетициях,
б. со всеми исполнителями в фойе,
в. со всеми исполнителями на сцене.
3) Отдельные занятия по монтировочной части и мизансцене:
а. с Константином Сергеевичем — более домашние беседы и показать ему,
б. с монтировочной частью через помощников и непосредственно. Около Вас будет Мчеделов или его заместитель (Бебутов?) всегда.
{150} Может быть, возможно так составить куски репетиций, что когда я уже получу от Вас тот или другой, то, пока Вы будете заняты остальными, я уже буду репетировать принятые от Вас.
Мое участие должно свестись к следующему:
1. Прежде всего Качалов. Конечно, и Константин Сергеевич, и Вы, и Крэг помогли Качалову в полной мере. Может быть, Вы трое сделали уже все, что только нужно Качалову. Но если принять во внимание, что я жил ролью Гамлета с юных лет, что и образ его и сама роль росли в моей душе непрерывно до последнего времени, что, кроме того, у меня есть свои приемы воздействия на актера и что я, наконец, так же знаю возможности Качалова, как Вы и К. С., то странно было бы не использовать этого всего.