Великий Йог Тибета Миларепа
«Я молюсь тебе, о милосердный Владыко!Ниспошли мне, нищенствующему, преданность отшельнической жизни.Поле Успокоенного УмаЯ орошу и удобрю стойкой верой,Затем засею его отборными семенами,Рожденными из незапятнанного сердца,И над полем, как гром, раздастся искренняя молитва,И благодать прольется на него ливневым дождем.К волам и плугу Сосредоточенной СилыЯ прикреплю лемех Правильного Метода и Разума.Воли, ведомые целеустремленным пахарем,Твердой рукой к одной цели,Кнутом упорства и усердия подстегиваемые,Разрыхлят затвердевшую почву Невежества, порожденногоПятью Греховными Страстями,И очистят ее от камней закосневшей греховной жизни,И удалят все сорняки лицемерия.Затем серпом Истины Кармических ЗаконовБудет собрана жатва Праведной Жизни.Эти зерна, которые суть Возвышенные Истины,Будут собраны в Хранилище,К которому не приложимы никакие умопостроения.Боги будут обжаривать и молоть эту драгоценную пищу,Чтобы напитать меня, сирого и смиренного,Когда я устремлюсь на поиски Истины.Я понимаю значение сна так:Слова не дают Полноценных Плодов,Рассуждениями не приобретается Истинное Знание.Но те, кто посвятил себя религиозной жизни,Во время медитации должны проявлять чрезвычайное усердие и стойкость.И если они преодолеют все препятствия и будут трудиться изо всех сил,Не прекращая поисков, они найдут Самое Драгоценное.Пусть все, кто искренне стремится к Истине,Будут ограждены от препятствий и задержек на Пути [184]».Вскоре я принял решение покинуть эти места и поселиться в пещере Драгкар-Тасо. В тот самый момент, когда я собрался уходить, пришла моя тетка и принесла с собой шестьдесят мер ячменной муки, рваное кожаное платье, один кусок хорошей ткани и катышек из смеси сливочного масла и жира и заявила: «Мой племянник, вот плата за твое поле, которым я сейчас пользуюсь. Возьми эти вещи и уходи в другое место подальше от моих глаз и ушей, так как соседи все время говорят мне: «Тхепага сделал нам столько зла раньше, и, если ты будешь продолжать иметь с ним дело и обслуживать его, он еще навредит нам и, может быть, погубит всех оставшихся жителей. Но мы скорее убьем вас обоих, чем допустим это». Поэтому лучше для тебя бежать отсюда поскорей в какое-нибудь другое место. С какой стати я должна стать их жертвой из-за тебя? Но нет ни малейшего сомнения, что они убьют и тебя».
Я знал, что люди не могли этого говорить, и поэтому ответил ей так: «Если бы я был верен данным мной обетам, я бы не отказался прибегнуть к колдовству, чтобы возвратить мое поле, тем более, что я не клялся не делать этого при таких обстоятельствах. Обладая такой магической силой, я мог бы в одно мгновение превратить тебя в бездыханный бледный труп, но я не буду делать этого, так как на ком еще мне упражнять мое терпение, как не на тех, кто причинил мне зло? Если я умру этой ночью, что я буду делать с полем или с этими вещами, которые ты мне принесла? Говорят, что терпение – наикратчайший путь к достижению Состояния Будды, и ты, моя тетя, как раз тот человек, на ком я должен оттачивать мое терпение. К тому же вы, мои тетя и дядя, являетесь причиной, приведшей меня к этой жизни, отказу от мирских благ. Я искренне благодарен вам обоим за это и буду всегда молиться о том, чтобы вы достигли Состояния Будды в вашей будущей жизни. Я могу тебе отдать не только это поле, но и дом тоже». Затем я ей все подробно объяснил и в заключение сказал: «Что касается меня, то мне нужны только указания моего гуру и ничто другое, и поэтому тебе пользоваться и полем, и домом». И я ей спел такую песню:
«О Владыко, мой Гуру, ты благословил меня жить аскетической жизнью,И мои радости и горести ведомы тебе!Вся сансара опутана нитями кармы.Кто прочно привязан к ней,Тот отбрасывает прочь жизнедательную нить Спасения.Накапливать зло – занятие человеческого рода,И кто делает так, должен испытать муки ада.Родственные привязанности подобны замку дьявола [185].Строить его – значит испытывать жгучую боль.Накопление богатства – это накопление чужого имущества.То, что накапливаешь, становится достоянием врагов.Вино и чай, употребляемые для поднятия настроения,подобны соку аконита.Пить их – значит утопить жизнедательную нить Спасения [186].Цена, заплаченная теткой за мое поле, состоит изпродуктов, из жадности приобретенных.Тот, кто будет их есть, родится среди голодных духов [187].Совет, данный моей теткой, продиктован гневом и мстительностью.Его произнесение вносит в жизнь людей сумятицу и раздор.Всем моим имуществом – полем и домомВладей, тетя, и будь счастлива этим.Моей искренней преданностью религии я смываю последствия ссоры.И моим усердным служением я угождаю богам.Состраданием я подчиняю демонов,Все грехи я развеиваю по ветруИ горе – обращаю мой взор.О Милосердный, Ты Неизменный,Пусть по твоему благоволению, я проведу жизнь вуединении и достигну цели».Выслушав меня, моя тетка сказала: «Ты действительно предан религии, и это очень похвально». И она ушла от меня довольная.
Эта встреча расстроила меня, но с другой стороны, я почувствовал облегчение, так мне уже больше не нужно было думать о моих земле и доме. Я решил немедленно осуществить свое намерение перебраться в пещеру Драгкар-Тасо и продолжать медитировать в ней. Так как эта пещера послужила мне жилищем в то время, когда я закладывал основание самадхи, ее стали называть Кангцу-Пхуг (букв.: пещера, в которой он, Миларепа, укрепился в преданности, то есть заложил основание). На следующее утро, взяв с собой вещи и продукты, принесенные теткой, и останки старого припаса, я отправился на новое место. Пещера Драгкар-Тасо оказалась очень удобным для меня жилищем. Я положил там принесенное с собой жесткое сиденье и застелил его моей спальной покрышкой. Разместившись на нем, я принял обет не спускаться к жилищам людей:
«Пока я не достигну сиддхи [188], я буду жить в уединении.Если даже я буду умирать с голоду, я не пойду просить милостыню,предложенную во имя веры или посвященную умершим,Ибо я задохнусь от праха [189].Если даже от холода буду я умирать, я не спущусь вниз просить одежды.Если от страданий и горя буду я умирать, я неСпущусь вниз, чтобы развеяться среди радостей мирской жизни.Если смертельной болезнью я заболею, я не спущусьвниз даже за одной дозой лекарства.И я не сделаю ни одного движения телом радикакого-нибудь материального приобретения.Но тело, речь и сердце я посвящу достижению Будды.Да помогут мне гуру, боги и Дакини исполнить мои обеты.Да благословят они мои труды.Да исполнят Дакини и боги-хранители веры мои желанияИ окажут мне необходимую помощь».