Великий Йог Тибета Миларепа
В годовщины в память о моем уходе возносите искреннюю молитву из самой глубины сердца. Что касается методов приобретения практических знаний, то если какой-то метод приводит к усилению ваших отрицательных качеств и пробуждает эгоистические наклонности, то оставьте его, даже если он признается превосходным, и продолжайте совершать те действия, которые помогают бороться с Пятью Вредоносными Страстями и приносят благо всем живущим. Знайте, что они являются истинной и Святой Дхармой, даже если считаются греховными с точки зрения людей, связанных мирскими условностями.
Если услышавший эти наставления не следует им и вместо этого насмехается над ними, он нарушает Божественный Закон, и, каким бы знающим он ни был, он заработает себе место в самой нижней части преисподней. Жизнь коротка, и час смерти неизвестен. Поэтому усердно медитируйте. Не совершайте грехов и приобретайте заслуги, не жалея сил и даже жертвуя жизнью. Все, что я сказал, кратко выражается в следующем: поступайте так, чтобы вам не пришлось стыдиться самих себя, и твердо придерживайтесь этого правила. Если вы будете поступать именно так, знайте, что вы не нарушаете заповедей Высших Будд, если даже в книгах вы встретите противоречивые требования. К этому сводятся все наставления, касающиеся слушания и размышления. Если вы будете поступать так, сердце мое будет радоваться, а если мое сердце будет радоваться, ваши обязанности будут выполнены как в отношении сансары, так и Нирваны. Никакой другой метод, каким бы он ни казался превосходным для мирских людей, не может удовлетворить меня ни в малейшей степени».
И в заключение Джецюн исполнил гимн о полезных делах:
«Я склоняюсь к стопам Милосердного Марпы!Вы, мои ученики, объединенные верой,Выслушайте последнее наставлениеСтарца Миларепы, Духовного Отца,Йога Миларепы,По милости Марпы из Лхобрака [271],Выполнившего все свои обязанности безупречно.Если вы, мои шишьи и последователи,Желаете соблюдать мои заповеди,Делайте то, что я вам сказал,И тогда в течение этой жизни вы принесетеНеоценимую пользу другим и себе,Радуя меня и Высших Будд.Все остальное бесполезноДля вас и других и огорчительно для меня.Если гуру не принадлежит к непрерывающейсяапостольной иерархии,Какая польза от посвящения [272]?Если Дхарма не проникла в сердце,Какая польза от заучивания наизусть тантр [273]?Без полного отречения от мираКакая польза от медитации на Избранных Истинах?Если тело, речь и ум не созвучны Учению,Какая польза от соблюдения религиозных обрядов?Если гнев не побежден с помощью противоядия [274],Какая польза от размышлений о терпении?Если не оставлены все пристрастия, все симпатии и антипатии,Какая польза от молитв?Если эгоизм не выкорчеван из сердца,Какая польза от занятий благотворительностью?Если живущих в Шести Лока мы не считаем нашими родителями,Какая польза от посвящения в духовный сан?Если чистая любовь и благоговение не прорастут в сердце,Какая польза от возведения ступы?Если нет способности медитировать круглосуточно,Какая польза от изготовления тша-тша?Если произносимая молитва не рождается в глубине сердца,Какая польза от соблюдения годовщин?Если не были получены Тайные Учения [275],Какая польза от страданий?Если к Святому не относятся с любовью и Верой при жизни,Какая польза от поклонения его останкам или его изображениям?Если в человеке не родилось раскаяние,Какая польза от слов «отвергнись от себя и покайся»?Если не культивировать любовь к другим, большую, чем к себе,Какая польза от словесного сочувствия?Если все греховные страсти не преодолены,Какая польза от служения религии время от времени [276]?Если каждое слово гуру не почитается и не исполняется, как закон,Какая польза от такого учительства?Все дела, не приносящие пользы,Не приносят ничего, кроме вреда, и потому не совершайте их.Йог, завершивший свой путь служения,Не должен возлагать на себя новые обязанности».Этот гимн произвел на учеников глубокое впечатление.
Вскоре у Джецюна обнаружились симптомы серьезной болезни, и как раз в это время явился геше Цапхува, принеся с собой немного мяса и чанга, якобы для того, чтобы преподнести Джецюну, но на самом деле целью его визита было увидеть своими глазами, в каком состоянии находится Джецюн. Обратившись к Джецюну, он сказал: «Такой святой человек, как Джецюн, не должен болеть такой тяжелой болезнью. Но так как это случилось, ее следует распределить между всеми твоими учениками, если это возможно. Или если есть способ ее переноса, тогда ее можно передать мне. Но если и это невозможно, тогда что лучше всего сделать?»
Джецюн улыбнулся и сказал: «Действительно, эта болезнь настигла меня беспричинно, но у меня не было выбора, как ты, по-видимому, хорошо знаешь. Вообще болезнь йога и болезнь обычного человека не одно и то же. Йогу она может казаться не заслуживающей внимания. Но эта болезнь служит мне украшением».
Сказав так, он спел гимн:
«Круговорот рождения и смерти и освобождение отнего можно видеть или постичь в обители Ясного Света.Когда руки принимают естественное положение [277],Великая Мудра ставит на них свою печать [278].Поэтому я обладаю невозмутимостью совершенной имужеством, не знающим преград.Болезни, злые духи, грехи и затменияЛишь украшают меня премного.Они заключены во мне, как нервы, как влага и как семя.Дары я принимаю для украшения знаков моего совершенства.Пусть грех зложелательства будет искуплен [279].Эту болезнь, которая мне так к лицу,Я мог бы передать, но в этом нет нужды».Геше тогда подумал: «Джецюн подозревает, что я его отравил, но он полностью не уверен в этом. А относительно его способности передать болезнь, то я не сомневаюсь, что он не мог это сделать, даже если бы имел на это право». И он сказал Джецюну: «О Джецюн, мне бы хотелось знать истинную причину твоей болезни. Если она вызвана злыми духами, их нужно изгнать. А если это просто расстройство организма, вызванное нарушением равновесного содержания соков, то их нужно уравновесить и нормализовать. Но я в этой болезни не разбираюсь. Однако, если ты можешь передать ее, пожалуйста, передай».