Код да Винчи расшифрован
Когда в Средние века тамплиеры строили соборы во многих странах Европы, они посвящали своих каменотесов в низшие степени посвящения ордена. Следуя духовному завещанию тамплиеров, те продолжали практиковать подобные ритуалы по всей Европе. Для строительства церкви Рослин сэр Уильям Сен-Клер решил нанять каменотесов не из числа соотечественников, а из жителей континентальной Европы. Таким образом возникло масонское Общество шотландского ритуала, а Сен-Клеры стали его наследными покровителями и Великими магистрами. Традиция сохранилась и по сей день.
Родина Сен-Клеров — Нормандия. Начиная с X века они были одним из самых влиятельных семейств Европы. На каком-то этапе Сен-Клеры даже представляли серьезную угрозу королю Шотландии Давиду I, правившему в 1124–1153 годах. В 1157 году королем Шотландии Малькольмом III, известным также под именем Малькольма Канмора (Большеголового), им была пожалована вотчина Рослин. Мари де Сен-Клер была женой первого Великого магистра Приората Сиона Жана де Жизора, а Приорат, как мы знаем, создавался на основе ордена тамплиеров. Напомню, что последним Великим магистром Приората был Пьер Плантар де Сен-Клер, который утверждал, что ведет происхождение от древнего рода Сен-Клеров.
В «Коде да Винчи» Дэн Браун ведет Роберта Лэнгдона и Софи Невё тропой невероятных приключений, заставляя разгадывать одну загадку за другой, в Шотландию, и они вступают под своды «Собора кодов», где Софи встречает своих бабушку и брата, которых считала погибшими. Внучка Жака Соньера узнает, что и она, и ее ближайшие родственники принадлежат к роду Сен-Клеров, наследных покровителей церкви Рослин.
Интерьер церкви Рослин богато украшен масонской, тамплиерской, иудейской и христианской символикой. Здесь можно увидеть даже элементы исламского искусства. Хотя на первый взгляд избыток резных украшений создает впечатление своего рода изобразительной какофонии, наличие каждого изображения вполне обоснованно и удачно вписывается в ансамбль. Читатели «Кода да Винчи» наверняка вспомнят, насколько потрясло Лэнгдона сказочное разнообразие символов часовни. В церкви Рослин Роберт Лэнгдон и Софи Невё обнаружили код, указывавший на шестиконечную Соломонову печать, — эмблему чаши и меча, как пишет Дэн Браун, союз мужского и женского начала, воплощенный в символике Грааля.
Когда вы входите в церковь Рослин, то первое, что вы видите, — памятник языческому «Зеленому человеку», или «Джеку Грину». Вы непременно запомните, что его пустые зловещие глазницы провожали вас все время вашего пребывания в церкви. Считается, что памятник излучает холод более сильный, чем все прочие окружающие вас в церкви камни, и что его очень трудно или практически невозможно сфотографировать.
Колонна Подмастерья является доминирующим элементом интерьера «Собора кодов». Многие верят в то, что в ней спрятан Святой Грааль. Однако исследователи Тони Вуд и Грег Миллз просканировали колонну при помощи специальной аппаратуры и не обнаружили никакого тайника. Более реальной может показаться гипотеза о том, что резные изображения самой колонны представляют собой некий код, связанный с секретами Святого Грааля. Разгадать эту тайну, по всей видимости, предстоит будущим поколениям ветви Сен-Клеров, принадлежащим к роду Грааля. Относительно того, из чего состоит код, имеется множество самых разных догадок. Игра света и тени у разных наблюдателей вызывает самые разные ассоциации — от образа беременной мадонны до волнообразной двойной спирали ДНК. Колонну Подмастерья сравнивают с Иггдразилем — Мировым древом из скандинавской мифологии, мостом между адом и раем. При этом явно напрашивается сравнение с психодиагностическим тестом Роршаха, однако большинство наблюдателей сходятся на том, что в образе колонны определенно есть что-то мистическое.
Колонна Подмастерья была создана неким учеником каменотеса. Легенда гласит, что каменотес, у которого он учился, уехал в Рим, чтобы обрести вдохновение для предстоящей работы по украшению колонны резьбой. Когда он вернулся, то увидел, что ученик успел сам доделать начатое. Более того, все было сделано чрезвычайно талантливо. Вместо того чтобы порадоваться успехам своего подопечного, мастер разгневался и, вне себя от ярости, ударил ученика. Тот упал замертво. История очень напоминает легенду о Хираме Абиффе, зодчем храма Соломона, убитом своим учеником. Известно, что было решено повременить с освящением храма, ибо в его стенах незадолго до этого произошел грех смертоубийства. В церкви имеется резное изображение юноши, якобы того самого убитого ученика со следом увечья на лице. Вполне возможно, что след этот был оставлен в результате случайного либо умышленного повреждения. [9]
Согласно легенде, сам мастер также высек колонну — другую, получившую название Колонны Каменотеса, которая находится внутри церкви. Альтернативная версия легенды повествует о том, что эта колонна является ненастоящей, а настоящая находится в частном владении, в саду, в португальском городе Синтра. Неизвестно, было ли это навеяно римскими мотивами или желанием превзойти талантливого ученика, но колонна якобы получилась даже более красивой, чем та, которую сделала жертва его необузданного гнева. В церкви имеется еще одно интересное скульптурное изображение — перевернутый ангел. Оно расположено точно по центру обильно украшенной резьбой восточной стены. Ангел подвешен за веревку, привязанную к его ножкам. Он символизирует Семазаи (Шемхазаи), который, согласно легенде, имел отношение к причине Всемирного потопа.
Согласно легенде, Бог был настолько огорчен грехами, совершаемыми человечеством, что даже пожалел о том, что создал людей. Проведав о его печали, два ангела, Азазель и Семазаи, предложили спуститься на землю и повлиять на людей, чтобы те перестали грешить. Господь согласился с их замыслом, однако спустя какое-то время ангелы смешались с человечеством и начали перенимать их грешные привычки. Семазаи даже удалось соблазнить двести ангелов, убедив их сожительствовать с земными женщинами. Родившиеся в результате этого дети подвигли людей на новые грехи. Бога, вполне естественно, разгневал подобный ход событий, и он велел Семазаи вызвать Всемирный потоп, дабы наказать грешников.
Семазаи загладил свою вину, но испытывал горький стыд за содеянное. Он повис вверх ногами между небом и землей, стыдясь обратить лицо к Богу. [10] В отличие от него Азазель не терзался муками совести, а продолжал грешить, пока Господь не потерял терпение и не навлек на землю потоп для наказания как людей, так и падших ангелов.
Многим этот сюжет напомнит почти такую же легенду, изложенную в апокрифическом тексте Книги Еноха, в которой падшие ангелы называются «стражами неба». Книга Еноха сначала была признана церковью, но позднее отвергнута как еретическая. В ней содержится много сведений мистического и астрономического характера. Майкл Блэк, ученый, занимающийся исследованием Библии и опубликовавший много работ на тему анализа текстов Священного Писания, говорит о Книге Еноха так: «Эта книга включает в себя самые причудливые и разнообразные сведения о несопоставимых и частично совпадающих преданиях; в ней присутствуют элементы нарратива и дискурса… Книга Еноха подобна причудливо сделанной игрушке-мозаике или, скорее, целой комбинации таких загадок, в которых, после того как их элементы сложены вместе для получения всей картины, по-прежнему остаются неясные элементы, сбивающие с толку и все-таки не дающие возможности образовать единое целое… Однако нити Ариадны, способной провести читателя по лабиринту Еноха, нет».
Обрывочные сведения о стражах неба можно найти и в Книге Бытия, где падшие ангелы называются «сынами Божьими», а их нечестивое потомство — «исполинами». Основываясь на этой легенде, английский поэт Джон Мильтон создал свое знаменитое произведение «Потерянный рай». В книге графа Рослина недвусмысленно утверждается, что изображение перевернутого ангела символизирует главного злого духа Люцифера.