Безлюдные земли
Часть 9 из 61 Информация о книге
— Официальная точка зрения расследования была такова: похищение Эллен Савингер считалось единичным случаем. Аллан не хотел, чтобы в работу вкрались какие-нибудь домыслы, и я могу его понять. Однако некоторым из вас известно, что я с этим не согласен. Все сделано слишком идеально, слишком профессионально, чтобы быть первой попыткой. Мне казалось, что я нашел два возможных предшествующих случая среди многих пропавших без вести в стране, но не было ни малейших доказательств или хотя бы приемлемых улик. Кроме того, что речь шла о пятнадцатилетних девушках, которые исчезли совершенно внезапно. Уже позже нашлось достаточно свидетельств, позволяющих предположить, что и у Юлии Альмстрём из Вестероса, и у Юнны Эрикссон из Кристинехамна были свои тайные планы, что они сбежали вместе со своими молодыми людьми, которые по той или иной причине хотели испариться. Расследования велись месяц-другой, и в результате обеих девушек признали добровольно сбежавшими. Не исключалось, что они изменили имена и покинули страну. Дела закрыты. — Но ничего такого нет в деле Эллен, — сказал Самир. — Что-то случилось, — ответил Бергер. — Что-то, что заставило его изменить метод. — Это звучит очень расплывчато — как раз то, чего терпеть не может Аллан, — сказала Ди. — Итак, ты нашел нечто, что позволило тебе рискнуть и вынести на общий суд твое тайное, неофициальное расследование. Удалось наточить зубы? И вдобавок к этому взгляд. Бергер не удержался и улыбнулся. Вот нахалка. Он показал на фотографии на белой доске. — Вот здесь, дорогая Ди, мы с тобой стояли на террасе около адского дома в Мерсте сразу после штурма. Помнишь? — Ты фотографировал? Зачем? — Потому что у меня было какое-то странное ощущение. Не проси меня это объяснять. Интуиция — это не что иное, как концентрированный опыт. — Древнее правило джунглей, — отрешенно пробормотала Ди. — Но мы начнем вот откуда, — Бергер указал на довольно сумбурный снимок, где угадывалось несколько мотоциклов и кожаных курток. — За неделю до того, как было сделано это фото, пятнадцатилетняя Юлия Альмстрём пропала из своего дома в Мальмаберге на северо-востоке Вестероса. Это случилось семнадцатого марта полтора года назад. Поскольку ее исчезновение обнаружилось утром, сочли, что она сбежала из дома ночью. Такая возможность была, и со временем нашли тайную переписку с молодым человеком, который уверял, что хочет сбежать от своего преступного прошлого в «какое-нибудь место, где вечно светит солнце». Что, строго говоря, относится ко всему земному шару, иначе все мы умерли бы. — Выяснили, кто был ее парень? — спросил кто-то. — Нет, — ответил Бергер. — Были указания на то, что он недавно вышел из тюрьмы, и среди выпущенных на свободу по закону заключенных как минимум восемь бесследно исчезли; весьма обычное дело. Поддельные паспорта нынче легко покупаются. Следовательно, идеально выбранная маска. — Маска? — удивилась Ди. — Именно, — сказал Бергер и указал на нее. — Именно так должны задаваться партнером своевременные наводящие вопросы. — Прекрати, — спокойно сказала Ди голосом человека, привычного к такому ходу событий. — Что ты имеешь в виду, говоря о маске? — Что юный преступник был маской, прикрытием. Что он вообще не существовал. Что вся переписка была фальшивкой. Что речь шла о театрализованном представлении, которое, надо сказать, сейчас, по прошествии времени, напоминает о том звонке, который вчера направил нас в дом в Мерсте, о звонке так называемой Лины Викстрём. Которая стоит вот тут. И Бергер жирно нарисовал красным фломастером круг на расплывчатой фотографии, где компания мотоциклистов играла немалую роль. Он огляделся. Никогда раньше он не видел в одной комнате столько наморщенных лбов. — Но… — выговорила, наконец, Ди с отвалившейся челюстью. — Обыск в местном мотоклубе в Вестеросе, — пояснил Бергер. — Через неделю после исчезновения Юлии Альмстрём и до того, как всплыла переписка. Были указания на то, что мотоклуб предлагает деловым партнерам «недавно прибывшее свежее мясо». Этот рейд был во многих отношениях успешным: большой запас кокаина, две несовершеннолетние украинки, всевозможные краденые вещи на три миллиона… Но ни намека на Юлию Альмстрём. Зато среди зевак снаружи — вот эта женщина. Блондинка, курносая, около тридцати пяти лет, на велосипеде. Плотность морщин в комнате не уменьшилась, но их линии теперь пролегали иначе. Бергер ткнул в следующую фотографию. — Вперед во времени почти на год. Теперь мы в густых вермландских лесах. Февраль этого года, леса между Кристинехамном и Карлскугой, возможно, не самые глухие места. Но пятнадцатилетняя Юнна Эрикссон, жившая в Кристинехамне, уже несколько дней как пропала без вести. Поскольку ее парень Симон Лундберг пропал одновременно с ней, расследование шло ни шатко, ни валко. Ни Юнна, ни Симон не были ангелами — двое воспитанных в детдомах подростков, которые и раньше имели привычку сбегать, а потом возвращаться, поджав хвост. И вдруг мы получаем сигнал о только что найденном захоронении в лесу, прямо на границе между ленами Вермланд и Эребру, то есть в новом полицейском регионе Бергслаген. И оба старых полицейских округа в ближайшие сутки будут стараться свалить вину друг на друга, несмотря на то, что уже больше месяца они входят в один и тот же регион. Все это выливается в полицейскую катастрофу — то, что раскопали в заснеженном лесу, оказывается не чем иным, как останками застреленного браконьерами годом ранее лосенка. Бергер сделал паузу и оглядел подчиненных. Потом продолжил: — Очевидно, утечки в полиции шли как сквозь сито, потому что местная пресса как минимум из двух городов была там. И на фотографиях, сделанных и прессой, и полицией, видно, что там собралось больше любопытствующих, чем вчера, мокрым воскресным утром на окраине Мерсты. Видите? Они видели. Хотя еще не совсем понимали, что именно они видят. Бергер поднял фломастер и обвел что-то на снимке жирной линией. — Собственная полицейская фотография, — продолжил он. — Обратите внимание на велосипед. Конечно, голова скрыта под огромной меховой шапкой, а низ лица укутан толстым шарфом. Однако — поправьте меня, если я ошибаюсь, — в толпе точно стоит, черт возьми, та же самая женщина. Через год. В ста шестидесяти километрах от Вестероса. С велосипедом посреди зимнего леса. Морщинки на лице Ди разгладились, когда Бергер показал на третье фото и сказал: — Вернемся тогда на террасу дома в Мерсте, сразу после вчерашнего штурма. Вот здесь стоит светловолосая, курносая женщина приблизительно тридцати пяти лет с велосипедом. И его фломастер очертил еще одну окружность вокруг силуэта. Бергер положил фломастер и покачал головой. — Я исключал женщин, — сказал он. — Для меня было совершенно очевидно, что этот мерзавец — мужчина, одинокий неблагополучный мужчина без социальных контактов, особенно с противоположным полом. Мне кажется, в этом здании кто-то из наших старших коллег имеет обыкновение говорить, что, когда твои предрассудки рушатся, это бодрит. — Он уже не в этом здании, — прозвучал из коридора мощный мужской голос. Не колеблясь, Бергер встретил взгляд, в котором не отражалось никаких нормальных человеческих чувств, даже на таком расстоянии это было очевидно. — Он в Европе, — продолжил Аллан. — В Европоле, уж не знаю, чем он может там заниматься. — Аллан, — холодно сказал Бергер. — Как мило, что ты зашел. — Да ты не прерывайся, — ответил Аллан. Судя по всему, он удобно устроился, прислонившись к столбу. — А остальное обсудим потом. Бергер сделал глубокий вдох, чтобы продолжить, но вмешалась Ди: — Все так просто? Так немыслимо, чертовски банально? Возвращение на место преступления? — Может быть, — признал Бергер, глядя в сторону столба. — Но давайте я выступлю в роли Аллана: не будем делать поспешных выводов. — Вроде того, что эта велосипедистка является первой в Швеции женщиной — серийной убийцей? — дерзко предположил Самир. — Мы не знаем, какую роль она во всем этом играет, — сказал Бергер, бросив угрюмый взгляд на своего самого бородатого подчиненного. — Но мы должны ее разыскать. Как я уже сказал, я предполагаю, что это она звонила, сыграв роль Лины Викстрём. Таким образом она могла оказаться на месте в нужное время. Вероятно, она направляла действия полиции и в обоих других случаях, чтобы быть там и наблюдать. Тогда, однако, ее подсказки были ложными: и насчет мотоклуба в Вестеросе, и насчет лосиной могилы в Вермланде. Теперь она начала давать верную информацию, правда, только наполовину. И это только усугубляет разочарование. Впридачу она еще и может унизить полицейских; метательный механизм — это ведь нечто абсолютно новое. Юлия и Юнна наверняка уже мертвы, но Эллен все еще жива, я в этом убежден. Что-то изменилось, и я задаюсь вопросом, что же это. — В каком направлении нам работать? — спросила Ди. — Что скажет начальство? — из вредности поинтересовался Бергер. Аллан сделал жест, в котором одновременно было разрешение и приглашение, но на лице было написано нечто совсем иное. — Я уже кое-что спешно предпринял, — наконец сказал Бергер. — Я отправил фотографии Робину, чтобы его специалисты их максимально очистили и вытащили адекватный портрет, который мы потом прогоним через все существующие программы распознавания лиц. Могут также найтись и другие снимки, вырезки из газет. И тут в дело вступает наша очень толковая Силь. Строгого вида женщина за сорок откашлялась и насмешливым голосом произнесла: — Называй меня, пожалуйста, Сильвией. — Я охотно назову тебя Герой, или Геей, или Девой Марией, только найди для меня что-нибудь. — Может, Фрейей? — мягко предложила Ди. Бергер окинул ее очень мрачным взглядом. Ни дать ни взять одноглазое божество. — Я нашла вот что, — холодно продолжила Силь. — Несколько имен фотографов из прессы, которые присутствовали на трех местах преступлений. Я называю их местами преступлений, потому что браконьерство — это преступление. Еще у меня есть все сделанные СМИ фотографии оттуда. И, наконец, мне удалось убедить два представленных в Мерсте телеканала не удалять лишние файлы с видеозаписями. Кроме того, ходит слух, что одна команда с телевидения была на месте, когда обыскивали мотоклуб в Вестеросе, но в эфир так ничего и не пошло. Я не успела проверить, правдив ли этот слух. — Замечательно, — сказал Бергер. — Продолжай дальше, Силь. А вы, кто был в Мерсте, возвращайтесь туда и обходите соседей с фотографиями в руках. Вероятно, скоро эти снимки станут намного лучше, если я хоть что-то знаю о сотрудниках Робина. — Но тогда мы ведь должны опубликовать фотографии в прессе? — спросила Ди. Бергер посмотрел на нее и ответил: — Это одна из самых сложных дилемм, с которой я когда-либо сталкивался. Он оглядел полностью избавившуюся к этому моменту от морщин аудиторию и добавил: — Наша единственная задача, собственно говоря, — найти Эллен Савингер как можно скорее. Пока мы болтаем, она где-то переживает муки ада. Каждое слово, которое мы произносим, каждый шаг, который мы делаем не спеша, означает страдание этой невинной девочки. Все сводится к времени. Он указал на портрет улыбающейся Эллен Савингер. Эта улыбка встречала группу каждый день уже три недели, немного сдержанная улыбка, в которой, тем не менее, угадывалось будущее с безграничными возможностями. Рядом с портретом висели изображения одежды, которая была на Эллен в день ее исчезновения, в том числе элегантное, немного слишком летнее платье в крупный цветок. — Вероятно, — сказал Бергер, — мы бы нашли велосипедистку быстрее, если бы все СМИ одновременно опубликовали ее портрет. Но тогда мы бы также предупредили ее. А я не хотел бы повторения Мерсты. Прямо сейчас у нас есть преимущество: мы знаем что-то, чего не знает она. И так должно оставаться как можно дольше. Пока у нас есть хоть малейшее преимущество, мы должны использовать его. Он прервался, но было заметно, что он еще не закончил. Бергер указал на два субъективных портрета Эрика Юханссона и прикрепил рядом увеличенную фотографию лица велосипедистки. — У нас пока нет лучшего ее изображения, — сказал Бергер. — И мы не знаем, какие у нее с ним отношения. Она существует. А существует ли он, еще неясно. Снова пауза. Потом он продолжил: — Важно только одно. Мы должны найти ее. И все же еще не все было сказано. Группа замерла, не успев встать со стульев, и уставилась на Бергера. Он посмотрел в сторону столба и сказал очень членораздельно: — И, дорогие коллеги, это слово, естественно, нельзя произносить, но ищем мы серийного убийцу. Группа начала расходиться, и вдруг донесся мощный баритон. — В мой кабинет, — сказал Аллан, не отрывая взгляда от Бергера. Не сказать, что это было неожиданно.