Будет кровь
Часть 56 из 63 Информация о книге
Это я уже слышал, подумал Дрю. Почти слово в слово. Но где? От кого? — Буквально в каждый момент этих сфокусированных периодов — этих полетов воображения — писателю приходится делать выбор как минимум из семи слов, выражений и деталей. Талантливые писатели делают правильный выбор почти бессознательно; они, скажем так, баскетболисты-профессионалы от литературы и попадают в кольцо с любой точки игровой площадки. Где? От кого? — В основе того, что мы называем писательским мастерством, лежит непрестанный процесс отсеивания всего лишнего… — Франзен! — воскликнул Дрю и резко выпрямился в кресле, отчего в голове вспыхнула боль. — Это отрывок из лекции Франзена! Почти слово в слово! Крыса продолжала, пропустив его реплику мимо ушей: — Ты умеешь отсеивать лишнее, но лишь на коротких дистанциях. Когда ты пытаешься написать роман — это как разница между спринтером и марафонцем, — он всегда разваливается. Ты видишь все возможные варианты, но не можешь выбрать какой-то один. Ты не теряешь слова, ты теряешь способность выбирать верные слова. Они все кажутся подходящими, но ни одно не подходит. Это печально. Ты как машина с мощным мотором и неисправной трансмиссией. Дрю крепко зажмурился и резко открыл глаза. Крыса никуда не исчезла. — Я могла бы тебе помочь, — объявила она. — Если захочешь. — И ты мне поможешь, потому что?.. Крыса склонила голову набок, словно не веря, что ее собеседник, человек предположительно умный — университетский преподаватель, когда-то печатавшийся в «Нью-йоркере», — может быть таким глупым. — Ты собирался прибить меня этим совком, и почему нет? Я всего лишь безродная крыса. Но ты не стал меня убивать. Ты принес меня в дом. Ты меня спас. — И в награду ты исполнишь три моих желания. Дрю сказал это с улыбкой. Знакомая тема: Ханс Кристиан Андерсен, Мари-Катрин д’Онуа, братья Гримм. — Только одно, — сказала крыса. — И не любое желание, а только определенного свойства. Можешь пожелать закончить книгу. — Для большей выразительности она хлестнула хвостом по рукописи «Биттер-Ривер». — Но есть одно условие. — Какое условие? — Кто-то из тех, кто тебе дорог, умрет. Тоже знакомая тема. Все происходящее очень напоминало сон, в котором Дрю заново прокручивал в памяти свой спор с Люси. Он ей объяснил (может быть, объяснил не особенно хорошо, но уж как мог), что ему нужно написать книгу. Что это по-настоящему важно. Она спросила, так же ли для него важен роман, как она или дети. Он ответил, что нет. Разумеется, нет. И спросил, обязательно ли делать выбор. «Мне кажется, ты уже выбрал», — сказала она. — Это совсем не похоже на ситуацию с волшебным желанием, — сказал он. — Больше похоже на сделку. Или на договор Фауста с дьяволом. В сказках, которые я читал в детстве, все происходило иначе. Крыса опять почесала за ухом задней лапой, умудрившись при этом сохранить равновесие. Выдающееся достижение. — Все желания в сказках исполняются не просто так. За все надо платить. И тут еще можно вспомнить «Обезьянью лапку». Знаешь эту историю? — Даже во сне, — сказал Дрю, — я не променяю жену или кого-то из моих детей на книгу без особенных литературных претензий. Как только он произнес эти слова, ему стало понятно, почему он так вцепился в идею «Биттер-Ривер»; его вестерн, завязанный на сюжетных перипетиях, никогда не станут сравнивать с книгами Рушди, Этвуд или Шейбона. Не говоря уж о книгах Франзена. — Мне бы и в голову не пришло о таком попросить, — сказала крыса. — Вообще-то я думала об Эле Стэмпере. О бывшем заведующем вашей кафедрой. Дрю на мгновение утратил дар речи. Он просто молча смотрел на крысу, которая тоже таращилась на него своими черными глазками-бусинками. На улице завывал ветер, от особенно сильных его порывов стены сотрясались. Град по-прежнему стучал в окна. «Рак поджелудочной железы, — сказал Эл, когда Дрю отметил, как сильно он похудел. Но потом добавил: — Сочинять некролог еще рано. Его обнаружили на относительно ранней стадии. Главное, верить в победу». Но, глядя на Эла — на его восковое лицо, ввалившиеся глаза, тусклые волосы, — Дрю не верил в победу. Ключевое слово здесь «относительно». Рак поджелудочной железы — хитрая дрянь, он хорошо прячется. Диагноз почти равнозначен смертному приговору. И что будет, когда Эл умрет? По нему, безусловно, будут скорбеть, и сильнее всех будет скорбеть Надин Стэмпер — они с Элом были женаты почти сорок пять лет. Сотрудники кафедры английского языка в течение месяца будут носить траурные нарукавные повязки. Некролог будет длинным, с перечислением всех достижений и всех наград Эла. Там обязательно упомянут его монографии о Диккенсе и Харди. Но ему все-таки было семьдесят два года, может быть, даже семьдесят четыре, и никто не скажет, что он ушел молодым и очень многого не успел. Крыса по-прежнему смотрела на Дрю, сложив розовые лапки на мохнатой груди. Какого черта? — подумал он. Вопрос чисто гипотетический. Тем более что это всего лишь сон. — Наверное, я приму это условие и загадаю желание, — сказал Дрю. Сон или не сон, гипотетический вопрос или нет, ему все равно стало стыдно за эти слова. — Он все равно умирает. — Ты закончишь книгу, и Стэмпер умрет, — сказала крыса, словно чтобы убедиться, что Дрю понимает, о чем идет речь. Дрю хитро прищурился. — Книгу опубликуют? — У меня есть полномочия исполнить желание, если ты его загадаешь, — сказала крыса. — Но нет полномочий предсказывать будущее твоих литературных стараний. Однако если бы я строила предположения… — Крыса склонила голову набок. — Я бы сказала, что да. Как я уже говорила, у тебя есть талант. — Хорошо, — сказал Дрю. — Я закончу книгу, и Эл умрет. Поскольку он все равно умирает, то все в порядке. — Хотя нет, совсем не в порядке. — Но он хотя бы умрет не сразу? Успеет прочесть мою книгу? — Я же сказала… Дрю поднял руку. — Что у тебя нет полномочий предсказывать будущее моих литературных стараний, я помню. Значит, мы договорились? — Да, только мне нужно еще кое-что. — Если моя подпись кровью, то можешь сразу об этом забыть. — Не все в мире вращается вокруг вас, мистер, — сказала крыса. — Я хочу есть. Она спрыгнула сначала на стул, а потом — на пол. Затем подбежала к кухонному столу и схватила соленый крекер, который Дрю, наверное, уронил в тот вечер, когда готовил на ужин томатный суп с жареным сыром. Крыса села на задние лапы, держа крекер в передних, и принялась угощаться. Крекер исчез в ее пасти за считаные секунды. — Приятно было с тобой пообщаться, — сказала крыса и исчезла почти так же быстро, как крекер. Шмыгнула прямо в холодный камин. — Черт возьми, — сказал Дрю. Он закрыл глаза, потом снова открыл. По всем ощущениям, это был никакой не сон. Он еще раз закрыл и открыл глаза. Когда он закрыл их в третий раз, они так и остались закрытыми. 23 Он проснулся у себя в кровати и даже не помнил, как поднялся в спальню… или он провел здесь всю ночь? Да, скорее всего так и было, если учесть, как люто он разболелся благодаря Рою Девитту и его засопливленной бандане. Весь вчерашний день казался бредовым сном, а разговор с крысой — лишь наиболее яркой частью этого сна. Снаружи по-прежнему завывал ветер, и град по-прежнему стучал в окно, но самочувствие вроде бы стало получше. Да, точно получше. Температура прошла или почти прошла. Горло болело, суставы ломило, но уже не так сильно, как вчера вечером, когда он был уверен, что отдаст концы. Умер от воспаления легких на хреновой дороге — так написали бы в некрологе. Он был в одних трусах, вся остальная одежда валялась на полу. Он совершенно не помнил, как раздевался. Теперь он оделся и спустился вниз. Пожарил яичницу из четырех яиц и на этот раз съел все до крошки, запивая каждый кусок апельсиновым соком. Не натуральным, а восстановленным из концентрата — других в «Большом 90» просто не водилось, — но холодным и вкусным. Он задумчиво разглядывал письменный стол. Наверное, стоит попробовать поработать? Может быть, не на ноутбуке, а на папиной пишущей машинке — чтобы поберечь заряд батареи? Но, составив в раковину грязную посуду, он снова поднялся в спальню, лег в постель и проспал почти до трех часов дня. Когда Дрю проснулся во второй раз, за окном по-прежнему бушевала буря, но его это ничуть не печалило. Он чувствовал себя почти отлично. Хотелось чего-нибудь съесть — например, сэндвич с сыром и колбасой — и засесть за работу. Шериф Аверилл придумал отличный план, чтобы обмануть приезжих головорезов, и этому плану пора было воплощаться в жизнь. Теперь, когда Дрю чувствовал себя отдохнувшим и почти здоровым, ему не терпелось все это записать. Спускаясь по лестнице, он заметил, что коробка с игрушками опрокинута набок и половина ее содержимого вывалилась на ковер. Наверное, он сам ее и опрокинул, когда вчера в забытьи пошел спать. Дрю наклонился, чтобы собрать игрушки перед тем, как садиться работать, и застыл, держа в одной руке фрисби, а в другой Тянучку-Армстронга. Рядом с полуголой Барби лежала плюшевая крыса. Когда он поднял ее с пола, кровь застучала у него в висках. Наверное, он все-таки еще не окончательно выздоровел. Дрю сжал крысу, и она издала слабый, тоненький писк. Просто игрушка, но жутковатая, если вспомнить вчерашний сон. И кто вообще покупает ребенку игрушечных крыс, когда в той же коробке лежит вполне милый (хоть и одноглазый) плюшевый медвежонок? На вкус и цвет товарищей нет, подумал он и закончил любимую мамину фразу, но уже вслух: — Сказала старая дева, целуя корову. Может быть, в самый разгар лихорадки он увидел эту плюшевую крысу, и она отложилась где-то в его воспаленном сознании, а потом приснилась ему? Очень даже возможно. Почти наверняка так и было. Да, Дрю не помнил, перебрал ли он все игрушки до самого дна коробки, но это еще ничего не значит; он даже не помнил, как раздевался и ложился спать. Он сложил игрушки в коробку, заварил чай и уселся работать. Поначалу его терзали сомнения и даже страхи, но после нескольких первых оплошностей дело пошло на лад, и он оторвался от пишущей машинки, только когда стало слишком темно, чтобы печатать без лампы. Девять страниц, причем очень даже хорошего текста. Чертовски хорошего текста. 24 Буря по имени «Пьер» бушевала не три, а целых четыре дня. Иногда ветер и дождь затихали, но потом начинались опять. Иногда где-то падало дерево, но уже не так близко к дому, как то, что пробило крышу сарая. Это ему не приснилось. Во дворе и вправду упало дерево: огромная старая сосна. Она почти не задела «шевроле», но все-таки сбила боковое зеркало с пассажирской стороны. Дрю почти ничего вокруг не замечал. Он работал, обедал, ложился вздремнуть после обеда и снова работал. Время от времени на него нападал приступ чихания, время от времени он думал о Люси и детях, но думал нечасто. Он знал, что это эгоистично, но ему было уже все равно. Теперь он жил в Биттер-Ривер. Периодически он делал паузы в ожидании, когда придет верное слово (как предсказания в окошке «Волшебного шара», который был у него в детстве), периодически поднимался из-за стола и ходил кругами по комнате, пытаясь придумать плавные переходы от одной сцены к другой, но паники не было. Не было безысходности. Он знал, что слова непременно придут, и они приходили. Он бил без промаха, с любой позиции. Теперь он печатал на старой папиной пишущей машинке, стучал по клавишам до тех пор, пока пальцы не начинали болеть. Но эта боль не мешала ему работать. Он вынашивал в себе эту книгу с того самого дня, когда у него родился первый замысел; теперь уже книга его подхватила и понесла за собой. Понесла с ветерком. 25