Человек 2050
Часть 4 из 6 Информация о книге
XXI век изменил все: информация приобрела тотальный и неуничтожимый характер. Интернет стал большой библейской книгой, фиксирующей почти все факты общественной жизни и, главное, запоминающей их на неопределенный срок. В новом веке задача информационного доминирования претерпела существенные изменения: вместо селекции и ограничения правители и правительства стараются навязать народу свой образ реальности − представляя свою информацию как правдивую, а другие точки зрения − ложью. Это совершенно иная игра, которую мы можем назвать «битва за правду». Человека уже почти нельзя оградить от информации, но можно попытаться навязать ему свою картину реального мира. Действуя старыми методами, государства и их лидеры только плодят лицемерие и фанатизм. Первое – у тех, кто имеет время и разум для анализа, второе – у тех, кому выгодно не думать или не знать. Причем вторая группа действует по разным, часто вполне рациональным причинам: удовлетворенность комфортом имеющейся среды и нежелание перемен к худшему (социальная группа «стабильности»), группа «большинства», группы равнодушных и неспособных к анализу. Кроме этих групп, необходимо выделить активно мыслящих и действующих людей, которых русский историк Лев Гумилев назвал пассионариями: эти люди, обладая внутренней избыточной биохимической энергией, нацелены на перемены и готовы добиваться их с риском для собственной жизни. Почему же старые методы прошлых веков опасны для манипуляторов и обществ XXI века? Дело в том, что, не имея полноценной возможности проводить селекцию информации и осуществлять цензуру, власть вынуждена держать обывателя в информационной узде исключительно за счет того, что она создает на него самое мощное информационное давление. Делает она это по объективной причине, часто стремясь заглушить неприятные сигналы правды. Если власть врет, это большая проблема. В новой информационной реальности голоса миллионов правдоискателей-пассионариев сливаются в оглушительную волну сокрушительной силы. Чтобы перебить ее, лицемеры-властители вынуждены еще сильнее давить на народ. Не выдержав давления, даже неслабые умы становятся апатичными, в информационном шторме все начинает казаться ложью, утрачивается вера во все. Люди, утратив веру, предпочитают заниматься своими делами, а мир – двигаться по инерции, не имея обратной связи с обществом. Отсутствие обратной связи приводит к тому, что самые отчаянные политики теряют страх и в достижении своих целей, не встречая сопротивления внутри своих стран, способны привести наш мир к новой глобальной катастрофе. Вы можете не согласиться со мной, но я не верю в международный терроризм. Терроризма как такового не существует. То, с чем мы сталкиваемся, – это диверсионные идеологизированные группы, созданные разными спецслужбами и работающие на правительства, корпорации и преступные картели. Их задача – устрашение. Это инструмент, который развили до сегодняшнего состояния в XX веке, чтобы вести враждебную политику без прямого военного столкновения. Никаких солдат: армий, дивизий, полков, никакой политической ответственности. Только наемники с лозунгами-ярлыками, бандитствующие за деньги. Мы должны понять прямо сейчас и все без исключения, что эта дорога лжи – дорога в никуда. Никого уже нельзя обмануть, так как мир стал информационно глобальным. Единственное, чего достигают хозяева террористов так же, как хозяева оглашающего рупора СМИ, – это скорейшего конца своей власти. Причины к тому следующие. Капиталистическая формация подошла к пределу своей эффективности, с каждым годом в оборот вовлекаются ресурсы с падающей ценностью: мы тратим все больше, а получаем все меньше. Но энергия общества затрачивается не только производительно. Представьте наш мир единым контуром, в котором, очевидно, справедлив закон сохранения энергии. Если вы потратите вашу энергию на одно дело, вы не сможете ее использовать для другого. Запасов нет. Капиталистический мир сейчас – это единый контур. Направляя энергию контура на войну, дезинформацию и разрушение, мы не можем использовать ее же для созидания. Затраты энергии на оглушающую ложь в СМИ или терроризм деструктивны, так как, кроме прямых затрат, мы имеем еще искалеченных морально и физически людей. Особенно настораживают последние события, проявившие явные признаки бессилия ООН в решении критически важных международных вопросов. Ситуация очень похожа на недееспособность Лиги наций перед Второй мировой войной. Слепой национализм стран-членов Совета безопасности и их нежелание слышать друг друга, последовательные нарушения Устава ООН, а также систематическое блокирование решений оппонентов – сводят на нет сам факт существования и идею создания этой организации. Национализм хорош тогда, когда, следуя принципу природы, он образует этносы-нации, подобные биологическим клеткам. Межклеточные барьеры (границы) препятствуют распространению инфекции между клетками, так же как межгосударственные границы сдерживают негативные экономические, социальные и военные процессы. Но в современном мире мы должны признать существование неделимого, связанного внутри тысячами способов глобального организма Человечества. Пытающиеся доминировать народы образуют раковые опухоли организма, стремясь развиваться через манипуляции другими клетками и разрушение, а не через нормальный рост. Именно поэтому задача человечества на настоящем этапе: сохраняя нации как клетки единого организма, со своей самобытностью, создать подлинную центральную нервную систему, которая должна стать формальной и гласной, в отличие от кулуарных Римского и Бильдербергского клубов, представленной видными представителями разных народов – людьми творческого труда, творцами: учеными, мыслителями, публицистами, но никак не политиками-манипуляторами, поголовно соответствующими критерию Даннинга-Крюгера. И, конечно, эта организация не вправе ставить перед собой низменные цели. Главными вызовами XXI века являются следующие: • Определение нравственного идеала (эталона) человека XXI века, с учетом религиозной, культурной и технологической истории человечества. • Сохранение и увеличение плотности потока энергии, используемой человечеством (в расчете удельной мощности на каждого жителя). Это невозможно без совместного безбарьерного развития новых технологий в этой сфере. • Обеспечение полноценного питания и здоровья населения и сохранения окружающей среды при существенном росте популяции Земли. О нереализуемости планов искусственного сокращения населения Земли я подробно писал в своей книге «Будущее неизбежно. Мироустройство на фоне хаоса» (Москва, 2018, на русском языке). • Освоение космоса, поиск и контакт с внеземными цивилизациями. Многие выдающиеся мыслители XX века отмечали, что на пути этого контакта стоит прежде всего нравственная проблема. Весьма вероятно, что более развитые цивилизации уже «нашли» нас, в то время пока мы их не видим: из-за нравственного упадка общества современной Земли они избегают контактов с нами, полагая нас незрелыми для широкого освоения космоса. Для достижения высоких целей мы должны максимально снизить любые деструктивные затраты внутренней энергии системы, сосредоточив наши ограниченные ресурсы на достижении именно высоких целей. Рано или поздно мы придем к необходимости отвечать на эти вопросы и будем очень сожалеть, что потратили множество ресурсов на ненужную возню и распри, возможно, на войны и конфликты. В этом глобальном процессе не может быть доминирующей силы, так как он имеет по существу всеобщий характер. В каждой стране нужны прежде всего люди-мыслители, стоящие у власти и понимающие реалии будущего. Нужны люди и даже поколения, готовые постоянно учиться, стремящиеся к знанию и творчеству, люди труда (физического, интеллектуального, нравственного). Но сейчас мы все, особенно те, кто каждодневно принимают большие или малые решения в бизнесе, во власти или даже в быту, отвечаем за судьбу мира, так как информация доступна всем, и каждый из нас распоряжается своей частичкой глобальной власти. Мы можем и должны ввести в наш каждодневный обиход следующие охранительные нормы: • Главная задача – сохранение и продолжение традиционного Человека, человеческого рода, охрана и сбережение констант наследственной идентичности человека, его биологического кода (аутентичности ДНК). Человек – это цель, а не средство, в любом случае. • Охрана жизни, включая ее диалектический принцип: цикличности смерти и возрождения человека, цикла «горения» человека; полового деления, которое обеспечивает комплиментарность мужчин и женщин, является причиной любви (Omne procedit ex amore) и неодиночества. • Категорический императив Канта: оценка поведения частного не в свете личной выгоды и эквивалентного обмена (торговли), а в свете судьбы целого, к которому частное принадлежит. Рыночной должна быть экономика, а не общество. Технологическим должно быть производство, а не жизнь. Устойчивость нашей цивилизации зависит от того, насколько человек захочет остаться человеком. Диалектика дальнейших целей: выступить за человека живого или только за его электронный, мертвый образ – показана в таблице. Содержание таблицы необходимо раскрыть более подробно. Главной ценностью традиционного человека является его связь с жизнью как необходимым качеством его бытия. Каждый человек в отдельности и все человечество в целом имеют закон жизни – ее продолжение – вшитым в свое естество. Это находит яркое выражение в литературе и культуре всех народов, от античности до современности: спасению человека, особенно в условиях катаклизмов и войн, посвящены многие произведения: картина французского художника Теодора Жерико «Плот „Медузы“» (фр. Le Radeau de La Méduse) – о спасшихся на плоту после морской катастрофы пассажирах и экипаже фрегата «Медуза» (1816), картины Ивана Айвазовского «Девятый вал» (1850) и «Спасшиеся от кораблекрушения» (1844), картина Брюллова «Последний день Помпеи» (1833), картина Василия Верещагина «Конец Бородинского сражения»; из современных советских и русских художников: картины А.А. Дейнеки «Оборона Севастополя» (1942), Бориса Неменского «Отцы-солдаты» (1971), «Тишина» (1967), «Дыхание весны» (1955), М.И. Самсонова «Сестрица» (1954), Н.Я. Бута «Боевые подруги», П. Кривоногова «Поединок» (1964), картина английского художника William Hatherell (1855–1928) «Медсестра, поддерживающая солдата и маленького ребенка» – во всех этих произведениях тематика одна: борьба за жизнь, радость жизни, радость уцелеть, размышления о жизни и бросающей ей вызов смерти. Это вечные темы, но именно они определяют духовную доминанту человека. Это очень важно понимать. Для человека поддержание жизни своего рода, то есть всего человеческого рода, является одной из главных природных, естественных задач. Таким образом, мы должны сторониться того, что создает угрозу такому продолжению. Попытка человека уйти в машину, слиться с техникой – это и есть в конечном счете шаг в сторону самоубийства так же, как, например, клонирование. Клонирование создает копии только одной особи – материнской или отцовской, однако в этом процессе нет акта творения, того диалектического процесса рождения новой жизни, когда встречаются мужчина и женщина, первоначально чуждые друг другу, для создания новой общей и близкой для них двоих жизни. Краткость человеческой жизни не должна нас смущать, так как сама по себе жизнь – вечна. В двух моделях различны и формы мышления. Человеческая мысль отличается от машинной, от так называемого искусственного интеллекта тем, что человек способен создавать новые смыслы как бы из ничего. Он сам по себе является смыслом. Человеческое мышление поэтому является живым, так как оно рождает новое. Мышление машин основано на системах памяти, которые накапливают взятые из прошлого факты и их комбинации и подбирают решения по принципу наиболее вероятного совпадения или варианта. Этот принцип (алгоритм) был описан еще академиком В. Глушковым в 1960-х годах прошлого века. Чем больше вариантов и комбинаций данных (слов, знаков, предложений и даже текстов) введено в память, тем с большей точностью машина способна, например, строить фразы из слов. Также машины находятся вне конкуренции в области тех данных, которые могут быть вычислены или проверены математически, безусловно, если им известен соответствующий порядок вычислений. Но система памяти машин – это де факто только прошлое или, скажем по-другому, система мышления, построенная на анализе прошлого. Машина не мечтает в человеческом смысле этого слова. Она способна будет в будущем что-то придумать, только основываясь на заложенном в ее памяти. Если в «мертвую» память машины не будут поступать новые данные, она не сможет создавать новые смыслы. Такая система мышления конечна и в перспективе мертва. Голем XXI века XVII век в европейской истории оказался богатым на события, Европа буквально бурлила: две революции – в Голландии и Англии (1568–1648, 1642–1651), конец золотого века Испании, основанного на богатствах американских колоний, Смутное время (1598–1613) и Великий голод (1601–1603) в России; Русско-польская война (1609–1618); войны Швеции с Речью Посполитой (1600–1611; 1617–1618; 1621–1626; 1626–1629), Россией (1610–1617; 1656–1658), Данией (1611–1613; 1643–1645; 1657–1658; 1675–1679); создаются первые Ост-Индские компании – прообраз будущих ТНК: Английская (1600), Голландская (1602) и Французская (1664); Англия, Франция и Голландия начинают колонизацию Северной Америки (Джеймстаун – 1607, Квебек – 1608, Новый Амстердам – 1625), развязана длительная Голландско-португальская война (1602–1661), наконец развязана и идет тяжелая Тридцатилетняя война (1618–1648), закончившаяся Вестфальский мирным договором (1648), который на долгие годы установил новый мировой порядок и границы в Западной Европе. Испытывая острую необходимость в финансировании военных расходов, правительства и крупные феодалы прибегали к помощи ростовщиков. А это ремесло в значительной степени относилось к основной сфере деятельности представителей еврейских общин. И нельзя не отметить, что, ссужая в долг на ведение войн и уплату контрибуций, еврейские банкиры достаточно зарабатывали, вместе с тем обостряя народное недовольство, вызванное ростом богатства еврейских дельцов на фоне обнищания народных масс в военное время. Стремясь защитить свои права, еврейские общины по всей Европе прибегали к разным приемам, чтобы укрепить свою власть и положение, придав себе статус, если можно так выразиться, неприкосновенных жрецов, которые обладают тайным знанием и защищены им. Вполне возможно, что многочисленные легенды о волшебных способностях еврейских мудрецов вызывали страх и благоговение населения Европы той эпохи. К подобным легендам относится появившаяся в начале XVII века в Праге еврейская народная легенда о созданном из глины искусственном человеке – «големе». Создание голема приписывают знаменитому талмудисту и каббалисту – главному раввину Праги, Махаралю Йехуде Бен Бецалелю. По преданию, раввин создал себе (слепил) фигуру человека из глины и оживил ее, вложив в рот так называемый шем, или тетраграмматон, представлявший собой каббалистическую запись. Шем – это каббалистическая комбинация букв имени Бога. С помощью шема мертвая глина превращалась в живую материю, из которой становилась немым существом, на первый взгляд неотличимым от человека. Истоки сказаний о способности иудейских раввинов с помощью каббалы совершать чудеса уходят в далекое прошлое21. Среди мистически настроенных еврейских ученых издавна считалось, что первая из Моисеевых книг «Генезис» скрывает в себе зашифрованную тайну, как Бог сотворил свет, человека и многое другое. Ключ к разгадке этой тайны якобы Бог передал Моисею на горе Синай вместе с Торой. Устная Тора была двойной. Первая – общедоступна. Другую, эзотерическую, трудно понимаемую каббалу Моисей якобы по приказу Бога оставил для себя и своих избранных учеников, которыми считают себя каббалисты. Каббала имеет то же происхождение, что и Тора. Каббалисты скрывали результаты своей работы, потому что были убеждены в силе букв и слов. Правильная комбинация этих букв давала им слова, обладающие огромной силой. При этом самой большой силой обладало имя Бога и комбинации из него, то есть шем хамфораш. Бога мы можем познать по результатам его деятельности, поэтому его имя нужно как-то описать, лучше сложением нескольких имен. Таким сложением является шем хамфораш. Это имя уже было произносимое, но так как оно давало смертным ключ к познанию всех тайн, произносить его мог только верховный жрец в Иерусалимском храме. Шем хамфораш существовал в трех вариантах – из 12, 42 или 72 знаков. В Талмуде приводятся несколько рассказов о раввинах, которые смогли создать голема. Во всех из них для оживления глиняного человека было использовано некое священное слово из книги Сефер Ецира. Шем использовался в заключительной фазе обряда, когда декламированием комбинаций Божьего имени он втягивал душу в уже готового голема. В качестве необходимого средства упоминается шем, который не произносился, а был написан. Обычно его писали прямо на лбу голема или на куске пергамента (бумаги), который прикрепляли ему на лоб, вставляли в рот или вешали на шею в виде амулета. Созданный таким образом искусственный человек был несовершенный, скудоумный и немой. При этом он понимал, что ему говорят, и исполнял приказания. Но у него была одна опасная черта – с каждым днем он увеличивался в размерах и у него прибывала сила. Со временем он становился опасным для окружающих. Поэтому через 40 дней его нужно было лишить жизни, отобрав или стерев шем. Исполнив свое задание, после отобрания у него амулета (шема) голем превращается в прах. В пражских легендах оживленный колдовством глиняный истукан помогал своему хозяину выполнять черновую работу и изобличать людей, которые плели заговор против еврейской общины. Также он внушал окружающим страх и преклонение перед равви Бен Бецалелем как первым мудрецом. Для нас этот феномен интересен тем, что, являясь технологией и орудием в руках человека его создавшего, голем был не только помощником, но и орудием разрушительной силы, угрозой своему хозяину. В своей статье «Кибернетика и общество», опубликованной в журнале «Техника – молодежи» в далеком для нас сейчас 1965 году, действительный член Академии наук ЧССР профессор Э. Кольман22 писал: «Летом 1961 года, во время первого международного конгресса кибернетической медицины в Неаполе, мне несколько раз пришлось беседовать с всемирно известным ученым Норбертом Винером. В этих беседах Винер вновь и вновь возвращался к старинной легенде о Големе. Она гласит, будто приближенный ко двору императора Рудольфа (вместе с Тихо Браге и Кеплером) пражский астроном, астролог и алхимик Иегуда бен Бецалел слепил из глины Голема – статую человека, которую он оживлял, вкладывая в ее рот записку с волшебными письменами „шем“. Голем был его слугой, дровосеком и водоносом. Однажды его хозяин ушел из дому, позабыв вынуть магическое слово, и Голем, действуя автоматически, стал разрушать все вокруг, пока не вернулся хозяин. Это мотив опасности, которую человек навлекает на себя, вмешиваясь в естественный ход стихий. Сравнивая себя и всех, кто развивал кибернетику, а также атомную физику, с чародеем, оживившим Голема».