Чудны дела твои, Господи!
Часть 31 из 47 Информация о книге
В кабинете висели три картины. На одной натюрморт с мертвыми утками, на другой с мертвыми зайцами, на третьей ни уток, ни зайцев не было, зато был виноград, неестественно красные яблоки и бутыль зеленого стекла. Последнюю Андрей Ильич аккуратно снял с гвоздика и перевернул. Полустертый типографский шрифт сообщал: «Ж.-Б. Ван-Эйкр «Яблоки и виноград», 1756 г. отпечатано в типографии издательства «Московский рабочий» 1976». И тираж, Андрей Ильич присмотрелся – что-то много, то ли триста тысяч, то ли пятьсот. Он пристроил репродукцию обратно, отряхнул ладони о штаны и пошел в собственную спальню. Здесь тоже в простенках висели картины – три штуки в овальных рамах. На одной изображена дама в чепце, на другой девочка в венке, а на третьей две длинные собаки, похожие на охотничьих. Эти были напечатаны Калининским полиграфическим комбинатом и тоже лет сорок назад. – Позвольте, – громко спросил Боголюбов сам себя, – а где же работы старого директора? Не может такого быть, что ни одной не осталось! Кому они могли понадобиться? Если их отсюда забрали… Да ну, ерунда! Зачем их стали бы забирать?! Или бывший директор не писал никаких картин и это тоже обман? Тут ему вдруг пришло в голову, что Саша Иванушкин, оказавшийся «лейтенантом секретной службы ее величества», как это называлось в любимых английский детективах, ничем свою причастность к этим самым службам не подтвердил, разве что офицерскими часами, но выводы из данной детали он, Боголюбов, вполне мог сделать неправильные. В конце концов, Андрей Ильич никогда не готовил себя в разведчики или сыщики и не знал, как они делают свои выводы, всегда такие остроумные и блестящие. Его собственные выводы относительно Саши были вполне остроумны и казались исключительно блестящими и очень логичными, только вот… правильные ли они? А что, если нет никаких похищенных драгоценностей и ювелирных магазинов и все это выдумано, чтобы отвести от себя подозрения? Только вот какие именно подозрения, Андрей Ильич не знал, потому что Сашу ни в чем, кроме вранья, не подозревал. Может, нужно подозревать?.. Очень сердясь, Боголюбов ткнул на плиту чайник, разыскал кофе и налил в ковшик воды – варить яйцо. …Кто такая Ефросинья? Откуда она взялась в городе и чем занимается? Как она вчера безошибочно разыскала их посреди леса? Модест Петрович передавал ей координаты, а она их пеленговала? Или как?.. Почему Модест кидался на него с топором и что именно имел в виду, когда утверждал, что приезжие из Москвы только портят и гадят и мечтают разрушить все, что ему, Модесту, дорого? Какие приезжие имелись в виду? Кроме самого Андрея Ильича из приезжих в кружке Модеста был только Иванушкин! Что именно мог испортить или уже испортил Саша?.. – Они все как-то связаны, – вслух задумчиво произнес Боголюбов, выдвинул застревавший в пазах ящик и вооружился ложкой – доставать яйцо. – Они все роятся вокруг чего-то, и похоже, что именно вокруг музея. Что может быть такого в музее, что их всех объединяло бы? Любовь к искусству?.. Допустим, старый директор знал о махинациях, но никак не мог этому помешать. Допустим, он решился написать в Москву бумагу – не назначать Анну Львовну директором, стара, мол, уже, сил маловато, хорошо бы специалиста помоложе, поэнергичней, современного такого, и главное, чтобы со стороны. Министр культуры удивился немного, Анну Львовну не назначил и прислал «со стороны» Боголюбова, который раньше никаких музеев не возглавлял, а занимал в министерстве должность начальника аналитического управления. При этом дал Боголюбову «особое задание» – «разобраться, что к чему, и оценить обстановку». – Место как раз для тебя, Андрей Ильич, – сказал министр, подписывая назначение. – Ты у нас главный аналитик, специалист по военной истории! Тебе и карты в руки, проведи там рекогносцировку и дай аналитическую оценку! – Я музеями никогда не заведовал. – Научишься. Ты мужик хваткий, и дело там поставлено крепко, само не развалится. Да ты мне месяц назад всю голову заморочил, что в Москве тебе оставаться никак нельзя. Вот я тебя и отправляю в Переславль. Иду навстречу просьбам и пожеланиям. – Не морочил я вам голову, – пробормотал Боголюбов, понимая, что дело уже решено, и вот та самая бумажка, лежащая поверх многочисленных точно таких же на министерском столе, уже определила его судьбу. Точнее, определяет в этот самый момент, когда министр размашисто и с удовольствием, очевидно любуясь своей подписью, своей ручкой и манжетой, подписывает ее! – Поезжай, – молвил министр отеческим тоном, хотя в отцы Боголюбову никак не годился. – Разберись. А то старика чуть удар не хватил тут, вот в этом самом кресле!.. У меня и кандидатур никаких на его место не было, я думал, что заместительница руководить останется, а он ни в какую!.. Нужен новый человек, свежий взгляд, и точка. Так что тебе – в самый раз. Простор, фонды отличные, финансирование хорошее, и музей на полном ходу. От Москвы не близко, но и не особенно далеко. Ты ж хотел уехать!.. Боголюбов признался, что хотел. – Вот и прекрасно. А я к тебе на юбилей Лермонтова приеду, осенью. Лермонтов же там бывал, да? Боголюбов согласился, что бывал, моментально в этом усомнился и решил потом непременно уточнить. – Ну вот. Ты к осени как раз осмотришься и в курс дела войдешь. Только без резких движений, Андрей Ильич. Там дело поставлено вроде неплохо, а периферийные музейные работники, знаешь, очень трепетные. Боголюбов, получив вместе с назначением не слишком приятное задание «разобраться», через несколько дней уехал из Москвы, но что-то никак у него не получалось разобраться. Все только запутывалось. Тут он увидел, что вместо ложки держит в руке нож, а ножом яйцо из кипятка никак не достанешь, разозлился и бросил нож. После скучного и неинтересного завтрака – чашка чаю с лимоном, яйцо «в мешочек» и стакан молока, а кофе не было, весь вышел, – Андрей Ильич хотел было еще раз позвонить бывшей жене, но не стал. Они без него разберутся. Они вполне самостоятельные, и у них есть Саша Иванушкин, который знает, что делает. …Как это прекрасно – знать, что надо делать! Вечером перед отъездом в Переславль в его квартиру явился его же приятель Паша. Он был сильно навеселе и собирался продолжить – перемещался с одной «тусы» на другую. В одиночку Паша ничего не умел делать – ни есть, ни пить, ни спать, ни тусоваться, – и ему понадобился Боголюбов, чтобы провести время между «тусами». Паша был актером и всероссийской знаменитостью. В сериалах он играл отважных храбрецов и милых недотеп, в «фестивальном» кино – для понимающих – злодеев, святых и нищих, и все у него получалось блестяще!.. У Паши напрочь отсутствовала какая-либо индивидуальность, он представлял ежеминутно – то гениального артиста, то рубаху-парня, то верного друга, то зайчика-выбегайчика, то грустного и взрослого художника. Боголюбов относился к нему с сочувствием: людей, более задавленных профессией, он еще не встречал. Если было настроение, подыгрывал Паше, если нет, выпроваживал без церемоний, и тот никогда не обижался. Думать он не умел вообще и обижаться не успевал. Боголюбов сказал, что завтра с утра уезжает и «туса» с Пашей отменяется. Паша нисколько не обиделся, стал звонить по телефону Веруське, чтоб пойти с ней, и Веруська, видимо, согласилась. – Вот какая она, жизнь, – резюмировал Паша, выходя из роли «милого мальчика» и вступая в роль «грустного клоуна». – Друзей не дозовешься, у всех свои дела, а Веруська всегда рядом! Давай выпьем, Андрюш, за Веруську!.. Боголюбов, рассеянно думая, что дубленку везти глупо, до зимы все еще может сто раз измениться, выпил «за Веруську». – Хорошая девчонка, – Паша продолжал давать «грустного клоуна», – и жалко мне ее! Она хочет… отношений, понимаешь? А разве я могу дать ей отношения? Я могу дать только несколько минут радости, а потом много часов горя. Я это понимаю, но поделать ничего не могу. Она хорошая. Очень хорошая!.. – Кто? – не понял все пропустивший мимо ушей Боголюбов. – Веруська, – пояснил Паша. Он сел на краешек дивана и опустил лицо в ладони. Боголюбов на него покосился. – Что я могу ей дать, этой девочке? Ей нужны тепло, любовь, забота, а я?.. От «грустного клоуна» роль постепенно углублялась, усложнялась и расширялась до «страдающего любовника». – Я все время на съемках в разных городах и часовых поясах, а куска счастья ей мало. Ей нужно все счастье, целиком. – Кому? – мстительно переспросил Боголюбов. – Веруське! – шепотом пояснил Паша. – А я изменяю ей каждый день. Художнику нужна подпитка, понимаешь? Свежие эмоции, влюбленность! Когда я не влюблен… – он с трудом сглотнул, – не могу играть. А она ждет от меня стабильности. Честности ждет! А какая честность, Андрюш?! Недавно говорит: познакомь меня со своим агентом. А какая она актриса, Господи прости! Ну, вот никакая, вот даже не такусенькая. – И Паша показал наманикюренный ноготь на мизинце. – А ей же хочется творить! – Кому? – осведомился Боголюбов. – Веруське, – грустно сказал Паша. – А я не способен ей помочь! И потом… потом, у меня же дочь!.. Я тебе сейчас покажу свою дочь! «Страдающий любовник» исчез с боголюбовского дивана, и его место занял «сияющий отец». Из внутреннего кармана Паша выхватил телефон и стал тыкать им в Боголюбова. – Вот смотри, смотри, нам тут скоро три! Нет, ты глянь! Моя лапулечка, моя сюсюлечка! А прическа какая, видел? А взгляд! Нет, разве такой взгляд бывает у трехлетних, ты скажи? Моя девочка! А здесь они на лошадках! А это мы в Испании в прошлом году, я там снимался в одном проекте, так они подлетели! Ты посмотри, какая у нее фигура! Она меня называет «папуся», а я ее «дочуся». Она мне говорит на прошлой неделе: папуся, я же принцесса, да? А если я принцесса, где моя золотая карета? Это она про мою машину, представляешь?! Машина-то у меня красная! А я ей говорю: будет тебе золотая, дочуся, все будет!.. Ты ж у меня самая золотая! Тут телефон с «дочусей» вдруг зазвонил, и Паша моментально превратился из «сияющего отца» в «разгневанного клиента». – Как не сделали? Что за разговоры? Мы еще три дня назад договаривались! Я вам деньги плачу немереные! А вы по ходу забыли, с кем имеете дело! Нет, это вы меня послушайте! Боголюбов вышел из комнаты, а когда вернулся, на диване опять сидел «грустный клоун» из первого эпизода, уткнув в ладони несчастное клоунское лицо. – И что мне делать с собой? – спросил он трагическим голосом. – И с ней? – С кем? – уточнил Боголюбов. – С Веруськой! Она же живая, теплая. Она меня любит! Вскоре явилась сама Веруська – сказочная двадцатилетняя красавица. Она оказалась вдвое выше Паши и, смешно нагнувшись, поцеловала его в кудрявую макушку. Распрямившись, она молниеносным взором оценила квартиру Боголюбова и самого его, не нашла ничего, достойного внимания, и сказала великому актеру: – Идем, Павлуш?.. Паша, игравший «расшалившегося козлика», бегал и скакал вокруг нее, тянул за руку, подпрыгивал, стараясь влепить поцелуй в подходящее место. – Я надеюсь, ты знаешь, что делаешь, – сказал Боголюбов вслед, когда они вышли на площадку. Веруська улыбалась и переступала длинными совершенными ногами, а Паша крутился и вертелся, как веретено. – Кто?! – удивился он, не переставая вертеться. – Я?.. …В Переславле Боголюбов чувствовал себя Пашей – все время «в роли», все время «в игре», а играть у него получается плохо, гораздо хуже, чем у Паши!.. Нужно пойти в музей и засесть там за работу. Осенью приедет министр культуры, а до сих пор неясно, бывал Лермонтов в усадьбе или нет!.. Работа стоит. Трактир «Монпансье» был открыт, и Андрея Ильича вдруг осенило. Ну конечно! Нужно лишь зайти и проверить. В зале никого не было, только тряс под геранью ушами здоровенный кот, давешний его приятель. У кота был заспанный вид. Замечено, кстати, что коты бывают вполне довольные жизнью и ничем и никогда не довольные. Этот был из недовольных. Плазменная панель показывала вышагивающих манекенщиц, все до единой напоминали Веруську. Боголюбов оглянулся – никого, – зашел за стойку и открыл дверь во внутреннее помещение. Там был коридор, довольно светлый, с левой стороны кухня, вся отделанная кафелем, как операционная. Откуда-то доносились голоса, особенно один, начальственный, и Боголюбов подумал, что Модест Петрович, должно быть, проводит совещание. Кухня оказалась просторной и чистой: никаких объедков, вчерашних тарелок, алюминиевых жбанов с коричневыми потеками, никакой застарелой прогорклой масляной вони. Вот молодец Модест Петрович! Во вверенном ему хозяйстве, как и у Анны Львовны, все в полном порядке. Да они тут все… молодцы! Андрей Ильич покрутил головой в разные стороны, провел ладонью по чистому и сухому столу, подошел и посмотрел. Ножи были выложены по размеру – один за другим. Еще какие-то стояли в деревянной стойке ручками вверх, одно гнездо пустое. Андрей Ильич еще раз оглянулся и взял первый попавшийся нож, оказавшийся широким и коротким. Он осмотрел клеймо. – Что вы тут делаете?! Ронять от неожиданности нож Боголюбов не стал, аккуратно сунул его обратно в гнездо. – Это служебное помещение, посторонним сюда нельзя! – Я ищу Модеста Петровича. – Он совещание проводит! Как вы сюда попали?! – Через дверь, – буркнул Боголюбов. – Проходите, проходите отсюда! Туда, там Модест Петрович! Подталкиваемый в спину Боголюбов «прошел». Люди в дверях посторонились, Модест Петрович зорко глянул поверх очков, и охранник в синей форменной рубашке сказал, как будто приговор огласил: – Вот. Вас спрашивает. – Да я, собственно, на одну минуту, – промямлил Боголюбов. На кухне он увидел то, что ожидал, и теперь ему нужно было подумать. – Совещание у меня в эту пору, – сказал Модест неприязненно, – каждый день бывает. Или чего там? Бумажки надо подписать? – Какие бумажки? – не понял Боголюбов. – Да на вчерашнего злодея. Или чего еще? Про «бумажки на вчерашнего злодея» Боголюбов ничего не знал. – Тогда потом, – распорядился Модест и покосился на свой палец, крепко прижатый к какой-то ведомости. – Сейчас не до тебя. – Приходите вечером на уху, – неизвестно зачем пригласил его Боголюбов. Ему хотелось, чтобы Модест разозлился, лучше всего прямо сейчас, у всех на глазах. – Ну-ну, – неопределенно сказал Модест Петрович. – Там поглядим.