Чудны дела твои, Господи!
Часть 32 из 47 Информация о книге
На площадке рядом с музеем разворачивались туристические автобусы, все лавочки были заполнены, самые отважные сидели на траве, все еще желтой, только-только взявшейся зеленеть! Ах, как Боголюбов любил эту пору – когда пролезает трава, когда дни становятся длинными и радостными, когда по ночам холодно, почти морозно, а днем на солнышке уже припекает вовсю, куртка тяжело и не нужно висит на плечах и хочется снять ее, закинуть за плечо и идти в футболке!.. Нужно распорядиться, чтобы запустили фонтан. В толпе он протолкался к фонтану и заглянул. На дне каменной чаши валялись бумажки, фантики, прошлогодние листья, палки и пакеты из-под чипсов. Значит, сначала нужно все вычистить, а потом включить. …Андрей Ильич понятия не имел, когда включают фонтаны – в мае, в июне или в апреле в самый раз? Может, директору музея-заповедника в Петергофе позвонить? Он наверняка знает!.. – У нас прекрасный фонтан, правда? – тихонько сказал кто-то у него за плечом, и Андрей Ильич оглянулся. Приставив руку козырьком ко лбу, на него смотрела Нина. Смотрела и улыбалась хорошей улыбкой. – Он здесь со дня открытия музея. Тогда модно было все украшать фонтанами. Лет десять назад хотели его сломать и новый соорудить, но Анна Львовна не разрешила. Боголюбов тоже приставил ладонь ко лбу и посмотрел на скульптуру. Крепкая женщина в длинном платье, которое можно было принять и за древнегреческий хитон, и за русский сарафан, в изгибе левой руки держала сноп колосьев, а в правой кувшин, из которого, по всей видимости, и должна была литься вода. На лбу у нее красовалась повязка, которую можно было принять и за крестьянский платок, и за шапочку Веры Холодной в роли женщины-змеи. У ног стоял ягненок, слегка похожий на собаку римских легионеров. Боголюбов улыбнулся. Правда, хороший фонтан, только очень странный. Многозначительный. И тут он вдруг вспомнил странное. Это странное он видел в доме писателя Сперанского, но тогда не обратил внимания! Он не понимал, кто перед ним – провинциальная знаменитость, великовозрастный шалун и всеобщий любимец или озабоченный деловой человек. Он рассматривал картины художника Сперанского, и все они были похожи друг на друга как две капли воды, и тогда он заметил эту странность, но отвлекся, позабыл!.. Позабыл, а теперь вдруг вспомнил. Ему хотелось растолкать людей, пронырнуть между неповоротливыми автобусами и припустить бегом по весенней, залитой солнцем улице вверх, а потом свернуть направо и еще раз направо к дому Сперанского. Он даже ногами переступил. – Там сидит ваша собака, – сказала Нина. – Наши бабули ругаются, что вы на работу собаку водите. – Где сидит моя Мотя? – машинально переспросил Боголюбов, думая о том, что только что вспомнилось ему. – У самого крылечка. Я хотела Сашу позвать, но он что-то опаздывает. У крыльца на самом деле сидела Мотя, вытянувшись в струнку в сторону ступенек, и смотрела тревожно, навострив уши. – Вот повадилась, – говорила сзади Нина. – При старом хозяине я ни разу ее здесь не видела! – Привет, – сказал Боголюбов и захватил в горсть сразу оба шелковых уха. Мотя забила хвостом и расплылась в улыбке. – На работу пришла? Вот молодец, ответственная животина. «Животина» смотрела на него, как влюбленная. Сзади, выезжая со стоянки, погудел двухэтажный неповоротливый автобус. – Мне нужно с вами поговорить, Андрей Ильич, – быстро сказала Нина, опустив глаза. Боголюбов оглянулся на проплывающий автобус. Ему хотелось прямо сейчас бежать к Сперанскому и подтвердить свои догадки – ну, опровергнуть, на худой конец! – а разговаривать с Ниной не хотелось. – Мне бы… собаку домой проводить, – промямлил он. – У вас что-то срочное? – Вообще-то… да, – твердо сказала Нина. И, понизив голос и придвинувшись ближе, добавила: – И хорошо бы не в кабинете, Андрей Ильич. – У нас с вами секреты? – уточнил он. – Пойдемте ко мне кофе пить, – предложила Нина. – Я живу рядом, по улице вверх и налево. Пойдемте, Андрей Ильич! Боголюбову вдруг стало неловко, как будто она на свидание его приглашала. Да и перемены в ней не то чтобы пугали, а как-то настораживали. Он чувствовал очень определенно, что есть некий сценарий и герои играют в соответствии с ним, а ему отведена роль «болвана». «Болвана» пересаживают с места на место, переставляют туда-сюда, ему дают по башке, когда он подворачивается под руку в неподходящем месте, но отделаться от него окончательно никак не могут. «Болван», крутя тупой башкой и хлопая глазами, все равно лезет куда не следует и мешает остальным героям всласть насладиться спектаклем. – Я должна вам кое-что показать, Андрей Ильич. А в музее нельзя, там все у всех на виду! Я еще вчера хотела, но никак… не могла решиться. – Вы девушка решительная! – возразил Боголюбов с досадой, чувствуя себя первосортным «болваном». – Мотя, пошли кофе пить! Ну, давай, давай!.. Они выбрались из толпы и молча пошли под липами, чуть взявшимися зеленеть. Каждая липа до пояса была обмазана свежей побелкой, и улица от этого казалась очень нарядной. – А когда в этом году субботник? – рассеянно спросил Андрей Ильич. – Что в этом году? – не поняла Нина. – Субботник! Трудовой порыв! Все горожане выходят на улицы и приводят родной город в порядок! Вы не знаете? Нина пожала плечами. …А может, и вправду не знает, подумал Боголюбов. Сколько ей лет? Двадцать три? Пять?.. Книг про дедушку Ленина и светлое коммунистическое завтра, про Страну Советов, где все люди добры, приветливы, румяны, трудолюбивы и истово любят родину, наверняка в школе уже не проходила. – У нас мэр такой… жучила, ужас. Вот вроде Модеста Петровича! Каждую неделю трудовой порыв! Всех на работы выгоняют, принудительно, между прочим! Поделили город на какие-то квадраты, предприятие каждого квадрата выделяет людей для уборки улиц. Ну, пенсионеры сами приходят, их заставлять не надо, им все равно делать нечего, а школьников учителя пригоняют. – Молодец мужик, – похвалил Боголюбов. Нина решила, что он шутит. – У нас тут такая буза была, когда он с этой инициативой выдвинулся!.. В двадцать первом веке посреди России принудительные работы! И вообще, я не хочу метлой махать! Я музейный работник, а не уборщица! Почему я должна бутылки собирать и бумажки подметать? – Ну, без бумажек и бутылок чище, – возразил Боголюбов. – Или вам больше нравится жить в помойке? А я думаю, почему в городе так чисто?.. Вроде город как город, туристов полно, а чисто! Оказывается, у вас мэр – новатор. – Да на него в суд подавали за его новаторство! – И что суд? – Оправдал! – язвительно сказала Нина. – Он фотографии представил, как было и как стало! Особенно в центре, где мэрия! Да вы напротив живете, знаете!.. Его-то сотрудники отказаться не могут, они хочешь не хочешь должны! Вот они все во главе с мэром каждую неделю Красную площадь метут, где торговые ряды, и дальше, где Земляной Вал!.. Раньше весь город смотреть приходил, это ж цирк! А потом ничего, привыкли… Разве по Конституции положено людей насильно на работы гнать? Вот вы скажите! Углубляться в тему принудительных работ Андрей Ильич не стал. Объяснять девице, что такое на самом деле принудительные работы, счел излишним. Когда заставляют, самое естественное и сильное желание – не подчиняться. Вырваться, так сказать, из-под пресса и гнета, да еще натянуть нос тем, кто заставляет. А что делать, если заставить – единственный путь к светлому будущему? Вот вопрос, который кто только не задавал! Кажется, весь двадцатый век люди только и пытались, что осчастливить друг друга насильно, заставить себе подобных работать на это самое светлое будущее. Тех, кто отказывался, сначала принуждали – разными способами, – затем стали умерщвлять, затем принялись умерщвлять всех подряд и тех, кто соглашался тоже. Получилось то, что получилось, и вместо светлого будущего – наступившее сегодняшнее настоящее, в котором бравый мэр насильно заставляет горожан мести улицы. – Андрей! Боголюбов оглянулся. Нина и Мотя оглянулись тоже. Лера переждала громыхавшую по брусчатке цистерну с молоком и перебежала дорогу. – Здравствуйте. – Она мельком улыбнулась Нине. – Саша с Юлькой пока в отделении остались, а меня отправили домой. Он сказал, что потом ее проводит. А ты?.. – Я? – переспросил Боголюбов неприятным голосом. – Я на работе. Познакомьтесь. Лера, это Нина. Нина, это Лера. Бывшая жена посмотрела ему в лицо, вздохнула и спросила, когда его ждать. – Я сегодня в Москву уеду, – добавила она. – В добрый час, – ответил Боголюбов, подхватил Нину под руку и повел. Мотя постояла, подумала и потрусила за хозяином. Нина ни о чем не спрашивала, и Боголюбов оценил ее выдержку. Ему очень хотелось обернуться и посмотреть Лере вслед – как она идет по тихой и чистой улице, где только что прогрохотала цистерна с молоком, где солнце путается в корявых ветках старых лип, вдоль добротных заборов с прикрученными к калиткам почтовыми ящиками. Если б можно было, он оглянулся бы и загадал, чтобы она тоже оглянулась, и она бы непременно оглянулась, и тогда он загадал бы… – Нам сюда. Прогремели ключи, открылась калитка, брякнула щеколда. Садик был узкий, как трамвайное депо, с двух сторон стиснутый серым, кое-где повалившимся от времени забором. В тени в ямах лежали кучи слежавшегося до черноты снега. Голые кусты смородины, а за ними вплотную к забору какие-то доски, сваленные в расползшиеся штабели. Штабели наползали на кусты и на дорожку. Под ногами чавкало, как будто они шли по болоту. – Здесь еще моя бабушка жила, – беспечно говорила Нина. Она шла по убогому подворью, привычно не замечая его убогости, шла так, как будто вокруг и не было луж, щепок, невесть откуда взявшихся куч угля, из-под которых на дорожку натекла грязная талая вода. Боголюбов ничего не понимал. Он знал – видел! – совершенно другую Нину. Он все давно придумал: она живет в малогабаритной квартире – окнами на стадион или в парк! – с «евроремонтом», на кухне непременно холодильник с зеркальной дверцей. Диван должен быть прогрессивного черного цвета, а на нем подушки – желтые и фиолетовые, очень модно и стильно. На стенах постеры с абстрактными рисунками. На кухонном столе вместо скатерти круги из блестящего пластика, кофе растворимый, чайник с подсветкой и – кошка. Кошка должна быть обязательно! Какой-нибудь заковыристой породы, голая или, наоборот, остриженная под льва. Кошка должна забираться на полированный стол и брезгливо сидеть среди кружек с видами Парижа, еще обязательна кружка «С днем варенья!» и с фотографическим портретом хозяйки в обрамлении бенгальских огней… Покосившиеся ступеньки вели на террасу, где пахло плесенью и мышами и было так тесно и густо наставлено, что Боголюбов некоторое время думал, куда шагнуть. Нина отперла дверь, обитую потрескавшимся дерматином – из трещин в разные стороны лезли пуки желтой ваты, – и зажгла свет в прихожей. – Проходите, проходите в зал! Я сейчас кофе принесу. Боголюбов вовсе не хотел кофе – «в зале»!.. В комнате было полутемно – никакой весны, никакого солнца, никакого хрустального воздуха. Оконца до половины зашторены нечистыми тряпицами, лампочка, под лампочкой стол и несколько стульев. Один стул придвинут к окну, на нем картина, прикрытая сверху коричневой оберточной бумагой. Андрей Ильич осторожно обошел стул, смотреть картину не стал. Диван был старинный, пружинный, с высокой неуютной спинкой и исцарапанными деревянными подлокотниками. Еще имелись желтый фанерный буфет и трехногая табуретка в резиновых калошках. На табуретке приткнут утюг. …Выходит, ты ничего не понял. Выходит, ты кругом ошибся. Выходит, «болваном» тебя назначили не зря!.. – Вы садитесь, садитесь, Андрей Ильич. – Нина внесла поднос, а на подносе чашки и электрический чайник – без всякой подсветки, старенький. Чашки были с розами и незабудками. – А что вы оглядываетесь? Бедно живу? – Она усмехнулась. – Непривычно вам это, да?.. В Москве, наверное, не так живут. – И в Москве по-всякому живут, – изрек он, и ему стало неудобно. …Может быть, дело вовсе не в Нине? Может, она переехала сюда на прошлой неделе, а до этого тут жила немощная старушка, которая скопидомничала, припрятывала баночку к баночке, пустую спичечную коробочку к коробочке, тряпочку к тряпочке, а помыть окна ей и в голову не приходило?.. – На зарплату музейного работника не разгуляешься, – сказала Нина. – Мне еще повезло, я наследство получила, домик этот!.. И жить здесь я не собираюсь! Да вы садитесь, садитесь! – А где вы собираетесь жить? – Я? – Она как будто удивилась. – В Москве, конечно. Что вы удивляетесь? Сами-то небось в Москве живете! – Я в Москве родился. – Кажется, он уже оправдывался однажды за то, что родился в Москве! – И приехал жить сюда. – Ах, ну что вы говорите! – Она махнула рукой и стала через край насыпать в чашки кофейную крошку. Немного крошки просыпалось на стол. – Я же все понимаю! Вас сюда назначили временно, ненадолго, правильно? Должно быть, у вас неприятности какие-то были по службе! А что? Скажете, нет? Просто так из столицы в провинцию не ссылают! Боголюбов чуть было не принялся рассказывать про министра, даже рот открыл!.. А потом закрыл и не стал рассказывать. Он просился уехать – после развода стало ему в Москве противно и пусто и как-то уж совсем нечего делать, – и министр «пошел навстречу», назначил сюда, «не слишком далеко и не слишком близко», и спасибо ему за это, чуткий попался министр! – Мы здесь не живем, – продолжала Нина с мстительной интонацией. – Мы все тут ждем, когда помрем. Здесь жить нельзя, можно только протухать день за днем, день за днем!.. – Да у вас город прекрасный! – возразил Боголюбов. – Что вы говорите?.. У вас все есть! Главное, работа есть, насколько я понимаю… – Что у нас есть?! Ну что? Вы сейчас про леса и озера начнете, да?! А работу я ненавижу! Кому это нужно – сидеть каждый день в музее и пересчитывать картины?! А потом их по стенам развешивать? Ну, приедут туристы, посмотрят, все равно ведь кретины, ничего не понимают! У них в программе написано – музей, они и идут в музей! А дети! Как я ненавижу школьные экскурсии! Мы все их ненавидим! – Подождите, вы же говорили, что без музея жить не можете! – А что я должна говорить? Заберите меня в Москву, я больше не могу-у-у?! А я не могу больше! Иногда ночью лежу и думаю: завтра пешком уйду, все брошу и уйду, не могу я! …Не сходится, пронеслось в голове у Боголюбова. Ничего не сходится. А как же любовь к своему делу, привитая необыкновенной Анной Львовной? А как же наставник и друг в лице той же Анны Львовны, который научил любить прекрасное? А как же все остальное: тесный, почти родственный кружок близких по духу людей, катанье в санях на Рождество, какая-то необыкновенная выставка, которой гордился весь город?!