Чудны дела твои, Господи!
Часть 46 из 47 Информация о книге
– А потому что мамаша моя полюбила!.. Только не папашу, которого до этого любила, а другого! Ребенок ей мешал новое личное счастье строить! Ну что ты, моя мамаша была современней всех современных! Время опередила, можно сказать!.. Это сейчас так каждая вторая упражняется, а тогда – одна моя маменька, должно быть! Она от папаши забеременела, а тут – раз, новое чувство! И чувство ее захватило! Ну, она из города уехала, чтобы с пузом ни перед кем не светиться, родила в Ярославле, вызвала туда папашу и сунула ему меня. Что хочешь, говорит, то с ним и делай. Хочешь, в детдом сдавай, хочешь, в речку брось, а я, милый, уезжаю в город Мурманск, где меня ждет большое светлое чувство всей моей жизни. – Он сделал ударение на втором слоге – Мурма́нск. – Ну, папаше что делать? Оставил он меня на какое-то время в Доме ребенка в Ярославле этом, а сам женился быстро на одной дуре, на мачехе моей! Потом они забрали меня из приюта, и папаша привез нас сюда. Он и картины стал продавать, чтобы матери доказать, что он не пропащий неудачник, а богатый человек, ловкач!.. Боголюбова тошнило уже вовсю, и перед глазами все плыло и качалось. – Что увидела на стене Анна Львовна? – Когда перекинулась? У нее в музее портрет один был, как раз Зворыкина, дивная работа. Она его продавать наотрез отказывалась. Он в первом зале на самом видном месте висел. Не самый известный художник, на любителя! Мне за него такую цену предложили!.. В Америку должен был портрет уехать, не куда-нибудь! Упустил бы я покупателя из-за мамашиной нерешительности, понимаешь! Ну, тут как раз тебя назначили, и вся эта канитель началась. Мы с Нинкой портрет забрали якобы на реставрацию. А мать с меня слово взяла, что я Зворыкина не трону, все боялась, что с портретом этим ее заподозрят, он же в зале висел! Она уезжать собралась, на покой, так сказать, вышла! У нее на этот случай все приготовлено было: домик в Царево, в Болгарии, – есть там такой городишко курортный! – с участком, с садом, счет в банке!.. Про Кисловодск она врала, конечно. В Болгарии-то поспокойней, и от музея далеко! Да и за портрет этот тебе бы отвечать пришлось, ты же в должность вступил уже! Ты директор, ты портрет и профукал! Мы Зворыкина забрали, а она наутро в музей пошла для тебя экскурсию проводить! Все красоваться ей хотелось, карге старой! Увидела, что портрета нет, и померла. У нее сердце правда слабое было. – Что ты делал в кабинете Анны Львовны в день похорон? – Как что? – удивился Сперанский. – Я за папкой приходил, в которой липовые документы были. Ну, которыми мы Модеста пугали! Оставлять их там никак нельзя было, ты бы нашел, а это сплошная липа! Я столько времени на нее потратил, столько бумаги извел!.. Мать собиралась всю эту папочку Модесту отдать для верности и большей убедительности. И забыла! Все подчистила, а про папку забыла – стареть стала, память не та! И убить тебя там я не мог, дело бы завели, свидетели, то, се!.. А поблизости убогая дура шлялась, я ее видел. И еще, может, кто видел, что я возле музея в тот день был. Или в городе! Я ж тебя волок, как будто мы пьяными набрались. Там хоть и рядом совсем, и темно было, но мало ли… – Он подумал немного. – Хотя, если б и увидели, я сказал бы, что подобрал тебя за углом пьяного и домой веду. Тебя тут все ненавидят, а я уважаемый человек, писатель! Но убивать тебя было нельзя. Напугать хотел, чтоб ты свалил отсюда, оставил меня в покое! – Я не могу свалить, – сказал Андрей и сглотнул. – Меня министр назначил. И дома у тебя я был. Видел картину с памятником. Слышал, как ты по телефону звонил. Стол твой видел, а там одни ведомости и счета. Какой ты писатель?.. Только все равно я бы ничего не доказал, понимаешь? Это трудно и долго. Ты бы успел ноги унести. – Я не хочу никуда ноги уносить! Я хочу жить, как жил, а я хорошо жил! Здесь меня все уважают, кланяются, я на досуге книжки пишу! Только мне положить, платят за них или нет! У меня все в порядке. Я по пять раз в год за границу езжу и там, как положено, отдыхаю! – А как положено? – повторил Андрей. Писатель Сперанский извивался и корчился у него перед глазами. – Как русским писателям положено – с девками, шампанским и красной икрой! – Русским писателям положено с черной, – с трудом выговорил Боголюбов. – Ничего ты не знаешь о русских писателях. – Все. Ты мне надоел. Давай туда вниз. Мне еще машину твою скатить нужно. – А что за картину ты тогда, в первый день, Анне Львовне принес? – О, это последний подарок, так сказать! Широкий жест! Богданов-Бельский, «Дети в школе»! Ей на старость. Мужика с косой сверху старый директор еще малевал по образцу моего папаши. А тебе потом мы отцовскую картину подсунули, чистенькую, Богданова-Бельского я себе забрал. Не пропадать же ему! – Постой, – прервал его Андрей. – Ты ее любил? Анну Львовну? Вот этого я не понял. А это очень важно. Ты ее любил?.. Ему на самом деле казалось важным это понять. – Я с ней играл, – объяснил Сперанский. – Она была мне полезна. Она платила мне долги – за все, и знала об этом. А я ей ручки целовал, стопочку подносил, в дурака с ней играл, и только мы двое знали правду! Она знала! И боялась меня, и любила, а я ее ненавидел. И она об этом знала. Она же моя мать! Ну что? Еще остались вопросы про любовь? Или нет? Андрей прерывисто вздохнул. Вот все и кончилось. Немного не так, как он себе представлял, когда ехал по бумажке, на которой был написан адрес: Красная площадь, дом один. Он был тогда грустен и не слишком уверен в себе, но знал, что рано или поздно все закончится. Оно и закончилось. Ему не хотелось падать с обрыва, да еще самому делать последнее движение!.. Ему хотелось, чтобы все началось сначала. Чтобы он ехал в машине по бумажке с адресом – Красная площадь, дом один! – чтобы впереди был трехкомнатный теплый домик, так быстро и прочно ставший своим, одноглазая мерзкая собака, оказавшаяся любовью всей его жизни, Леркин приезд, самое лучшее, что только могло случиться с ним, рыбалка с Модестом Петровичем на старом русле, огромный розовый лещ и зеленая звезда, мерцающая над темными пиками деревьев. У него все это было, но он как-то незаметно мимо проскочил, пробежал, занятый своими мыслями, расследованием, спешкой и неприятными делами, и теперь ему хотелось только одного – прожить сначала, только с чувством, с толком, зная, что в любую минуту все может кончиться обрывом над плотиной, ледяными равнодушными камнями внизу и человеком, для которого самое главное, чтобы его, Боголюбова, не существовало. – Ну, как хочешь. Человек – Андрей вдруг позабыл, как его зовут, – чуть отошел, чтобы разбежаться, силуэт четко обозначился в лунном круге. Он отошел, чтобы разбежаться и столкнуть его вниз, легко и без усилий. Андрей закрыл глаза. Он открыл их, потому что лицу стало горячо и щекотно. Собака – любовь всей его жизни! – яростно и сосредоточенно лизала ему щеки, хвост молотил по мокрым и холодным доскам плотины. Стучали двигатели, светили фары. Человек – Андрей так и не смог вспомнить, как его зовут, – лежал на земле, скорчившись, как будто у него болел живот. Над ним стоял Саша Иванушкин, про которого тот врал, будто он рохля и тюха. Со стороны деревьев подходил Модест Петрович с карабином в правой руке, а за ним Петя. Собака привела людей. Чтобы спасти его, Боголюбова, от ледяных равнодушных камней внизу!.. – Модест Петрович, вазу-то! Куда вазу? – Там какое-то шампанское привезли, три ящика. Написано «брют». В морозильник его или так оставить? Все равно пить никто не будет, это ж не полусладкое! – Пап, осетрина на столе, и заливое, а там кот. Слышь, пап?.. Кота выгнать, что ли? – Модест Петрович! Куда вазу-то?! Лера бросила гирлянду, которую цепляла на светильник, и забрала вазу с лилиями. Боголюбов сидел в уголке и мечтал выпить водки. – Андрей, что ты сидишь? Помоги мне! Он подошел, прицелился и ущипнул ее за попу. Как следует ущипнуть не получилось, потому что шелк платья скользил и струился, не ухватишь. – Андрей, я сейчас все уроню. – И на счастье, – пробормотал услыхавший Модест Петрович. – Что ты сидишь, правда, как истукан? Возьми на леднике бутылку и разлей всем по первой, с праздничком! – Модест Петрович, рано пить! Они, может, не скоро еще, а мы тут… налакаемся. – Да все в порядке будет, Лерочка! Нам, чтоб налакаться, времени много надобно и объемов! Мы мужики здоровые. Согласись, Андрей Ильич! – Я согласен. – Вот видишь, он согласен! Кто кота к осетрине пустил! Слава! Петька! Примите осетрину, тут кот! В дверях показались принаряженные Софья Григорьевна с подругой Галочкой. Галочка была в огромных выпуклых очках. Обе стеснялись и порывались отступить, но подлетел галантный Модест и отступить им не дал. – Проходите, проходите, гости дорогие, ждем, всех ждем! Софочка, вон туда проходите! Чего налить с морозцу? Красненького или водочки? Следом за Софьей Григорьевной и Галочкой гуртом пошли музейные старухи, затем появилась Ася, по торжественному поводу нарядившаяся в длинное платье с каким-то хвостом, за ней истопник Василий – на удивление совершенно трезвый, – а уж следом правоохранительные органы в лице Никиты Сергеевича с супругой. – Ты молодец, что догадался всех старух позвать, – шепнула Боголюбову Лера. – Посмотри на них, как они счастливы! – Мы с Сашкой договорились, всех – так всех!.. Модест Петрович метался между гостями, хлопотал, усаживал, раздавал стаканы и то и дело посматривал на часы. Латунный маятник взблескивал в часах-башенке и никуда не торопился. – На Покров жениться хорошо, – говорили старухи. – Добрая доля выйдет, если на Покров. – А раньше-то когда? Только после Яблочного спаса если. – Да сейчас все обычаи забыли, а в старину с этим строго было. – Откуда вы знаете, Елизавета Петровна, вы же молодая, вам сколько? – В этом году шестьдесят! – Ну, вот именно! А тоже примазывается, про обычаи рассуждает! У Боголюбова мерзли руки, и по спине время от времени продирал озноб. Странный какой-то озноб, потому что в трактире «Монпансье» было совсем не холодно, жарко даже!.. – Ты не волнуйся, – сказала рядом Лера. – Давай мы тоже, а? – попросил Боголюбов, придержав ее за руку. – Так же правильно?.. – Давай, – согласилась она и улыбнулась. – Так правильно. Пусти меня, мне нужно бежать. Никто не знает, куда дели брют. – А ты знаешь? – Я найду. – Андрей Ильич, подойди-ка, тут вот Софья Григорьевна интересуется! – Сейчас! – Городу и дому сему добра и процветания, – сказал ему в ухо знакомый голос, и Боголюбов чуть не уронил тарелку. Рядом с ним, узнаваемая и совершенно неузнаваемая, стояла бывшая матушка Ефросинья, как ее на самом деле?.. – Здравствуйте, Евгения Алексеевна, – справившись с тарелкой, ответил Боголюбов. – Рад вас видеть. – Здравствуйте, товарищ директор, – отозвалась Евгения Алексеевна. – Вы не пугайтесь, меня Саша пригласил. И я очень рада. А почему вас все называют товарищ директор? Боголюбов пожал плечами. – Куда вы тогда исчезли? – Я не исчезала! Я уехала уже после того, как вас… на плотине нашли, помните? Боголюбов отлично помнил, как его нашли на плотине! Вряд ли он когда-нибудь это забудет. – Я уехала, потому что больше не было смысла оставаться. Все свои вопросы я решила, ответы нашла. И уехала.