Фотография из Люцерна
Часть 29 из 49 Информация о книге
– Я тебе сразу скажу – можно. С крыши попасть в пентхаус легче легкого. Она показывает на камеры на потолке: – Знаешь о них? Я поворачиваюсь к Скарпачи. – Это вы ей сказали? Он качает головой. – Легко заметить, – говорит Надя. – Я заметила сразу, как вошла. Закончу тут, и сниму их. Надя принимается за работу, а Скарпачи снова рассматривает мои чернильные картины. – А что на них? Я описываю, при каких обстоятельствах они появились, и как на них реагируют мои гости. – Все думают, что в картинах есть внутренний смысл… моя тайная внутренняя жизнь. Он смеется. Пока я рассказываю ему о Джоше, Надя кружит по лофту, прикладывает датчики к полу, потом к стенам, прислушиваясь к сигналу в наушниках. Скарпачи скептически относится к полезности Джоша как охранника и защитника. – Не сомневаюсь, что он с энтузиазмом «охранял». Похоже, он с ума по ней сходил. – Скарпачи машет рукой в сторону «Королевы Мечей». – Я бы сказал, портрет это ясно показывает. Я не хочу признаваться, до какой степени тоже схожу с ума. – Возможно, это было платоническое чувство? После кремации он забрал себе часть пепла. Он и впрямь серьезно относился к Шанталь. И основная причина, по которой не захотел говорить с вами, полицейскими, – желание уберечь память о ней. Из моей спальни появляется Надя. – Жучков не обнаружено, но в полу в гардеробной что-то есть. Возможно, старая труба. – Давай поглядим, – говорит Скарпачи. Надя ведет нас в гардероб, показывает пол под вешалкой, садится на корточки и проводит руками по покрытию, затем осторожно давит на плинтус – часть пола отходит, и мы видим пустое пространство. – Тут вот что. – Надя вытаскивает прочный металлический ящик с замочной скважиной на крышке. – Типичный домашний сейф, – говорит Скарпачи. Дергает крышку. – Заперто. Надя улыбается. – Дай-ка я. Ей требуется пять секунд. Она снова пропускает к сейфу Скарпачи и сообщает: – Сейчас закончу и займусь камерами. Детектив переносит сейф в гостиную. – Негусто, – комментирует он, вываливая содержимое на мой дизайнерский кофейный столик. Еще одна нарукавная повязка со свастикой – такая же, как в книге про форму Третьего рейха; пара кожаных масок из ассортимента госпожи (зачем, спрашивается, держать их в сейфе?); изрядно потрепанная колода карт таро, так называемые «Таро Тота»; резиновая игрушечная маска свиньи из магазина шуточных сувениров. На ней завязки, так что маску можно надевать. Это что, способ унижения? Еще армейские значки, воинские знаки различия, медали, на некоторых тоже свастика и символ СС (для игр в денацификацию?), на других что-то написано на иврите (это когда Шанталь изображала израильтянку?) – и черно-белая фотография, от которой у меня перехватывает дыхание. Шанталь, одетая в элегантный деловой костюм, стоит в колеснице. В одной руке у нее кнут, в другой – поводья. Я смотрю на «вьючную пару», и меня начинает пробирать дрожь. Двое мужчин. Оба высокие, мускулистые, совершенно обнаженные. Они смотрят прямо в объектив камеры, однако лиц не видно – головы обоих облегают черные кожаные маски. Отверстия для ушей, глаз и рта застегнуты на молнию. Такое изделия я видела в витрине магазина, где Рысь назначила мне первую встречу. Странный, тревожащий образ. Шанталь выглядит невероятно притягательно, даже более притягательно, чем на портрете Королевы Мечей. Но больше всего меня потрясает другое: полное сходство образа с образом на фотографии, запечатлевшей Лу Саломе, Фридриха Ницше и Пауля Рэ. Что побудило ее выстроить сцену именно так? Просто хотелось воспроизвести знаменитую скандальную фотографию? Воспроизвести – или спародировать? А что думали по этому поводу позирующие мужчины, и волновало ли хоть кого-нибудь их мнение? Я пытаюсь донести это до Скарпачи. Вынимаю книги, в которых есть репродукция знаменитой фотографии из Люцерна, объясняю предысторию навязчивого интереса Шанталь. Когда я умолкаю, Скарпачи качает головой. – Что-то не сходится. Мы находим сейф, наполненный всякой всячиной. И тут же – снимок, по вашим словам, важный. Зачем, спрашивается, хранить в тайнике всякую ерунду – а если фотография была действительно важна для Шанталь, почему она оставила ее здесь? Мне это тоже интересно. Может быть, просто забыла? Звучит совершенно неправдоподобно. Шанталь так тщательно избавлялась от вещей, устроила распродажу… Но я смотрю на предметы, разложенные на моем журнальном столике, и понимаю, что они рассказывают историю о Шанталь: кем она была и чем занималась. Может ли она специально оставить эти вещи для кого-то вроде меня, кого-то, кто найдет их, подумает о них и, возможно, использует их как способ разгадать ее историю и финальную драму ее жизни? Глава 17 Выдержки из неопубликованных мемуаров майора Эрнста Флекштейна (известного как доктор Самуэль Фогель) Вернемся к делу фрау Лу Андреас-Саломе. Когда в начале тысяча девятьсот тридцать седьмого года пришло известие, что она при смерти, оно не застало меня врасплох. В подвале гёттингемской ратуши была подготовлена большая комната, куда должны были привезти книги и документы из библиотеки фрау Лу. Кроме того, по приказу Бормана в мое распоряжение предоставили штурмовой отряд гестапо под командованием лейтенанта Ганса Бекендорфа. Молодой Бекендорф, атлетически сложенный коротко стриженый блондин с пронизывающим взглядом голубых глаз, соответствовал всем арийским стандартам истинного воина. Через несколько лет, просматривая кинохронику из Берлина, я увидел его в числе награжденных Рыцарским железным крестом. Понятливый и расторопный Бекендорф проявлял жгучее любопытство в отношении гёттингенской миссии. Пока мы ожидали смерти фрау Лу, он изводил меня требованиями детально перечислить, что должны делать его люди, когда мы ворвемся в дом. У меня была наготове легенда: я упомянул интервью тридцать четвертого года, заявил, что ее библиотека включала массу подстрекательской коммунистической литературы, а также «еврейских книг», что все это необходимо конфисковать. На лице Бекендорфа явно читалось выражение скепсиса и недоверия. – Двадцать моих солдат – двадцать штурмовиков, – только чтобы собирать и вывозить книги! Смешно! В конце концов мне пришлось напомнить ретивому лейтенанту, что подразделение поступило в мое распоряжение прямым приказом рейхсляйтера Бормана. И что ему следует неукоснительно исполнять мои приказы – в противном случае я буду вынужден подать рапорт о нарушении субординации. Я добавил также, что причины, послужившие основанием для конфискации книг и документов фрау Лу, находятся далеко за пределами его компетенции. И, желая окончательно привести парня в боевой настрой, я добавил, что весьма высока вероятность найти ценные материалы, касающиеся Ницше, в том числе, его личные письма – а это порадует фюрера. Молодой Бекендорф заверил меня, что, будучи горячим почитателем «Заратустры», такую цель он понимает. Он даже пригласил меня присоединиться к ежедневной утренней разминке – вне всякого сомнения, дружеский жест с его стороны. Когда я ответил отказом, лейтенант едва заметно усмехнулся, но упоминание о Ницше держало его в узде оставшиеся несколько дней ожидания. Дождливым холодным утром десятого февраля тысяча девятьсот тридцать седьмого года, наконец, поступило сообщение, что фрау Лу умерла. Я немедленно отдал приказ Бекендорфу, и отряд штурмовиков под нашим командованием пересек спящий городишко и углубился в лесистые холмы к северу от Гёттингена. Мы были готовы ломать двери и сокрушать на своем пути всех попавшихся по дороге евреев и коммунистов. Экономка Мария, которую я видел еще в тридцать четвертом году, была разгневана нашим вторжением. Она кричала: «Бедняжка не успела остыть, а вы и ваша банда уже хотите побеспокоить ее прах!» Разъяренный Бекендорф собирался произвести арест, однако я приказал оставить экономку в покое. И, пока штурмовики паковали книги, попытался выяснить, есть ли в доме сейфы или тайники. Мария мрачно покачала головой. Во время беседы я заметил девушку, замершую у кухонной двери. Я знал из донесений, что это дочь экономки, Марихен, рожденная ею от покойного мужа фрау Лу, доктора Фридриха Карла Андреаса, который, лишенный счастья взойти на ложе с законной супругой, вступил, с ее согласия для удовлетворения физиологических нужд, в связь с верной экономкой. Когда все было упаковано и погружено в машины, я еще раз прошел по дому: простукивал стены, искал тайники – все под неусыпным наблюдением Марии. Что-то в ее манере держаться, возможно, слегка искривленные в усмешке губы, подсказывало мне: она предвидела тщательный обыск и была совершенно уверена, что, если в доме и есть нечто, спрятанное ее покойной хозяйкой, обнаружить это нелегко. Несколько дней я скрупулезно изучал все конфискованное: внимательнейшим образом прочитал каждый документ, включая записные книжки и дневники фрау Лу; я перетряс каждую книгу, надеясь на то, что из нее вывалится спрятанный между страниц рисунок. Тщетно. Письма, фотографии, открытки, оплаченные счета, корешки билетов, засушенные цветы, какие-то рецепты… Рисунков не было. Тело умершей, согласно ее завещанию, кремировали. Однако, хотя она распорядилась развеять пепел над территорией усадьбы, городские власти позволения на это не дали. Удрученный неудачей, я пришел на похоронную церемонию. День был холодный и ненастный. Мария, конечно, тоже была здесь вместе с дочерью. И снова я заметил насмешливое и призрительно выражение у них на лицах. Раздосадованный, я взял такси и отправился в «Луфрид». По моему приказу там было все опечатано солдатами Бекендорфа. Перочинным ножиком я срезал пломбу из красного воска, вошел в дом и направился прямо в кабинет – где три года назад меня принимала фрау Лу. Нахлынули воспоминания. Тогда в своем докладе Борману, я отметил, что она отличалась редкостным умом и хитростью. Я знал, что тогда, в тридцать четвертом, фрау Лу мне солгала. Впрочем, я не держал на нее обиды. Я сел в кресло, в котором во время нашей встречи сидела она, и попытался поставить себя на ее место. Какая первая мысль пришла ей в голову, когда наши глаза встретились? И тут мой взгляд упал на кресло, стоящее в изголовье кушетки: именно там она располагалась во время сеансов психоанализа, выслушивая откровения пациента. За время работы следователем я наслушался невольных признаний, которые люди делают в состоянии тяжелого стресса. Позже, после вступления в партию, я становился свидетелем других признаний – выбитых побоями и пытками. Готовность пациента довериться психоаналитику, которого он не видит, – это плохо укладывалось в голове. Но возможно, конечный результат во всех случаях один и тот же: чувство облегчения, которое наступает, когда вывалишь всю подноготную. А что, если собирать под видом психоанализа информацию, которую впоследствии можно будет использовать для вымогательства и шантажа? Как удобно! Ты только делай вид, что сочувствуешь, – и все самые опасные тайны и секреты будут в твоем распоржении. Способ куда более чистый, чем пытки. Единственное, что требуется из инвентаря, – вот такая кушетка. Как сказала мне фрау Лу, кушетка всего лишь инструмент, – и он гораздо гуманнее, чем раскаленные иглы, электроды, щипцы и прочее в том же роде – и гораздо эффективнее. Есть о чем подумать. Однако сейчас я сосредоточился на первостепенном: если фрау Лу хранила рисунок, куда она могла его спрятать? Я снова обошел комнату. Как ни странно, весь мой маршрут проходил так, что в центре постоянно оказывалась кушетка. И тут я осознал кое-что, усколзнувшее от меня тогда, в тридцать четвертом – ее реакция, подсказка. Меня учили, что подсказкой может быть что угодно: прищуренные глаза, беспокойство, движения рук или ног, да просто смена позы. И я вспомнил, как мы обменялись парой слов по поводу кушетки для проведения психоанализа. В голосе фрау Лу проскользнуло напряжение. А вдруг все время разговора спрятанный рисунок находился всего в двух метрах от нас? Она заявила, что не имеет представления, о чем я спрашиваю? Ну, мало ли что она заявила! Возможно, именно это теперь так забавляло экономку? Я подошел к кушетке и провел рукой по подушке и матрасу. Подушка была в белой наволочке: требования гигиены, иначе и быть не могло. Но почему тогда матрас – без всякого чехла – ничем не покрыт, а закреплен на каркасе с помощью крупных стежков? Я просунул в шов перочинный нож, разрезал нитки, схватил матрас и скинул его на пол. Сердце неистово колотилось. Эврика! Я нашел! Картонная папка «под мрамор» с серыми тесемками, наверняка рисунок внутри. Я вернулся к столу и трясущимися руками осторожно развязал тесемки. Рисунок фюрера был там. Скандальный сюжет, компрометирующая поза… Надпись на обороте свидетельствовала, какого рода сексуальные фантазии являлись ему в отношении фрау Лу. Я вспомнил все, что довелось читать о ее прошлом, и на ум сразу пришла знаменитая фотография, снятая в конце девятнадцатого столетия: фрау, Ницше и еще один господин, не помню имени. Рисунок Гитлера не оставлял сомнений в том, какое преклонение и трепет испытывал художник по отношению к изображенной женщине. Не стану утверждать, что я был шокирован. К тому времени я уже имел представление о некоторых, назовем это так, личных пристрастиях фюрера: в деле Гели Раубаль проскальзывали намеки на садомазохизм. Собственно, именно угроза Стемпфла предать огласке письмо Гели о некоторых особенностях личности ее дяди и привела к решению устранить этого во всех смыслах достойного священника. Так что теперь я осознал, почему фюрер готов заплатить за обладание этим рисунком любые деньги, и к каким последствиям может привести его обнародование. Но отсюда вытекает и следующая логичная мысль: отвези я рисунок Борману, его благодарность будет велика, но в то же время я сделаю себя уязвимым. Прикосновение к такой тайне поставит меня в тот же ряд, что и Гели Раубаль и отца Стемпфла – с тем же финалом. Стоит ли благодарность Бормана таких последствий?