Глаза Рембрандта
Часть 83 из 95 Информация о книге
О подобной традиции см.: Gibson Walter S. «Mirror of the Earth»: The World Landscape in Sixteenth-Century Flemish Painting. Princeton, 1989. 557 Мандер Карел ван. Жизнеописание Питера Брейгеля (Pieter Breughel), знаменитого живописца из Брейгела // Мандер Карел ван. Книга о художниках / Перевод В. М. Минорского под редакцией Г. И. Федоровой. СПб., 2007. С. 221. 558 См.: Haverkamp-Begemann Egbert. Hercules Segers: The Complete Etchings. Amsterdam, 1973; см. также: Gelder J. G. van. Hercules Segers, erbij en eraf // Oud Holland 65: 216–226. 559 Hoogstraten. Inleyding tot de hooge schoole. P. 312. 560 Об этих гравюрах см.: Freedberg David. Dutch Landscape Prints of the Seventeenth Century. London, 1980. 561 О жанре пасторали в голландском искусстве см.: McNeil Kettering Alison. The Dutch Arcadia: Pastoral Art and Its Audience in the Golden Age. Totowa; Montclair, N. J., 1983. 562 Этим наблюдением, а также многими проницательными замечаниями, касающимися пейзажных гравюр Рембрандта, я обязан своему бывшему гарвардскому студенту Родни Х. Невитту. В особенности любопытны суждения, высказанные им в работе: Nevitt Rodney H. Rembrandt’s Hidden Lovers // Netherlands Yearbook for History of Art 48 (1997). 563 В этом вопросе я категорически не согласен с интересной статьей Линды Стоун-Феррье: Stone-Ferrier Linda. Rembrandt’s Landscape Etchings: Defying Modernity’s Encroachment // Art History15 (December 1992): 403–433. 564 См.: Cafritz Robert C. Reverberations of Venetian Graphics in Rembrandt’s Pastoral Landscapes // Idem et al. Places of Delight: The Pastoral Landscape. Washington, D. C., 1988. P. 131–147. 565 См.: Wetering Ernst van de. Rembrandt: The Painter at Work. Amsterdam, 1997. P. 70–73. 566 Gersaint Francois-Edmé. Catalogue raisonné de toutes les pièces qui forment I’oeuvre de Rembrandt. Paris, 1751. P. 162–163. 567 См.: Broos B. P. J. Hercules Segers // Grove Dictionary of Art / Ed. Jane Turner. London; New York, 1996. Vol. 28. P. 361. 568 Классическим исследованием, посвященным экспериментам Рембрандта в жанре гравюры, считается работа Кристофера Уайта: White Christopher. Rembrandt as an Etcher: A Study of the Artistat Work. 2 vols. London, 1969. См. также: Ackley Clifford S. Printmaking in the Age of Rembrandt. Boston, 1981; Schneider. Rembrandt’s Landscapes. 569 Здесь я вновь употребляю термин «модернизм» в том смысле, какой придавал ему Клемент Гринберг; он представляется мне наиболее точным: модернизм – это скорее исследование материалов, без которых невозможна никакая двухмерная репрезентация, собственно никакая художественная форма, а не желание скрыть их, создав абсолютную иллюзию репрезентируемого объекта. 570