Искусство легких касаний
Часть 35 из 42 Информация о книге
Американская химера уже здесь. Голгофскому кажется, что он видит разворачивающуюся в пустоте воронку узнавания — подобие безмерного морского водоворота, уже утянувшего Шмыгу на дно. Еще миг, и Мальстрем доходит до Голгофского тоже. Он закрывает глаза, делает несколько неверных шагов и садится на холодную еще землю, где только появились первые травинки. Его побледневшие губы шепчут: — Жопа… Боже, какая же вокруг жопа… *** Во всех больших текстах Голгофского практически одинаков финал: автор сидит в Сандунах и дописывает свою книгу (видимо, для нашего автора Сандуны — некое подобие парижского «Café de Flore», где Сартр создал свою «Тошноту»; сомнительная реклама и для южноевропейского общепита, и для евразийского банного комбината). В случае Голгофского, однако, не вполне понятно, где именно находится наш герой: по описанию кажется, что это подобие большого ресторанного зала, где распаренные посетители бани, завернувшись в простыни, услаждают себя прохладительными напитками, а в уголке строчит на своем лэптопе Голгофский, формулируя финальный вывод своего нового опуса. Нам, однако, не удалось обнаружить в Сандунах похожего прохладительного зала. Быть может, мы были невнимательны — или не удосужились получить вип-допуск в ФСБ, Госдуме или что там у них еще. Верить в то, что Голгофский работал в банной раздевалке, мы отказываемся. В «Искусстве Легких Касаний» структура финала стандартна для книг Голгофского, вот только выглядит все не в пример мрачнее. Приведем последние страницы целиком — если бы не досадная гомофобная нота, они показались бы нам мощными и даже по-ватному трогательными. Но перед этим — смахнув напоследок непрошеную слезу — отметим, что, как и было обещано, мы уложились в одну десятую часть первоначального объема. Следите за нашими публикациями и дайджестами — и не забывайте оплачивать подписку! «Синопсис для VIPов» прощается с Вами, это был дайджест романа К. П. Голгофского «Искусство Легких Касаний». «Я сижу в Сандунах, в облаках пошлости, пара, безнадеги и пивного амбре. Я даже не пытаюсь склеить заново свою разбитую душу. Сквозь хмельные туманы мне виден телеэкран: по нему показывают кривую от лжи харю какой-то ведущей, но я не знаю, что конкретно там крутят — «Первый канал» или MSNBC. Да и какая между ними разница, кроме языка и бюджета? Слышна и музыка — какой-то пубертатный рэп о молодежных химерах с бесконечными «суками» через каждое слово: подстрочный перевод с афроамериканского на подростковый русский. Ау, Лэнгли! Попросите их переводить «bitch» как «сестра», уловите больше русских сердец. Сестра, здравствуй сестра… Или это я туплю по старости, сука моя жизнь? Мне плохо, но осталось дописать всего несколько строк и слова сами прыгают на клавиши моего водонепроницаемого лэптопа. Так что же произошло в тот день, когда я вышел на весеннюю улицу в Кратово и попал под американскую контратаку? Не знаю, как ответили бы на этот вопрос Шмыга, В.С., Изюмин или Альбина Марковна — но для меня это был грустный финал сериала, который я с таким восторгом и надеждой смотрел всю свою юность. В девяностые мы жили в жуткой, жестокой, но устремленной в будущее и полной надежд России. С другой стороны глобуса была Америка; она тоже изрядно пугала, но ею можно было восхищаться от всего сердца, и она действительно походила на библейский «град на холме». Я подолгу жил в это время в Штатах — и помню предвыборные дебаты между шедшим на второй срок Клинтоном и Бобом Доулом, ветераном Второй мировой. Доул говорил про старую Америку, про мост в прошлое, который он хочет построить — и выглядел немного смешно рядом с элегантным Биллом, снисходительно разъяснявшим, что мост надо строить таки в будущее. Конечно, Билл победил. И теперь этот мост им. Клинтона готов — но почему-то одним концом он упирается в мексиканскую стену, а другим очень похож на Крымский. Боб Доул больше не кажется мне старомодным и смешным. Теперь я тоже мечтаю построить мост в прошлое, но понимаю, что это нереально. Мне даже непонятно, какая из двух недоимперий сегодня смешнее — карликовая или большая. Третья мировая прошла быстро, беззвучно — и в ней не осталось ни победителей, ни проигравших. Спецслужбы обменялись страшными ударами, которых не заметил никто, но они глубоко изменили ткань реальности. Радоваться нечему, петь не о ком. О Третьей мировой нельзя снять кино — она была не слишком визуальна. Дымятся руины прежнего мира, облучены мы все. И я, лично я виноват в этой трагедии… Расплата будет даже сладка. Я знаю, что меня ждет. За соседним столиком сидят два подкачанных педика в красных бейсболках и, поглядывая в мою сторону подведенными глазами, тянут из огромных стаканов белковый смузи. Каждый, кому знакома боевая тактика ГРУ, понимает, что это значит. А если бы я по тупости не догонял таких вещей, мне заранее послали черную метку. Уже третий день мои мэйлбоксы забиты спамом, рекламирующим спортивное питание. Таких совпадений не бывает. Ну что же. Сейчас я встану, возьму под мышку свой лэптоп — и, как есть в полосатом сине-белом полотенце, направлюсь к выходу. Подождав для приличия полминуты, ассасины пойдут за мной. Но я их не боюсь — и приму возмездие как подобает мужчине. Во-первых, я действительно его заслужил. А во-вторых, мне не слишком охота жить — хотел сказать «на руинах мечты», но выражусь прозаичнее — в этой эпохальной жопе, где каждое утро надо гадать, какую заботу несет мне новый дырявый день… Ибо — говорю уже как историк — что есть жопа в научном смысле? Жопа есть то, что нельзя пройти насквозь, отрезок пути, который придется перематывать назад, и чем глубже уходит в нее наш голубой вагон (а хоть бы и бронепоезд — толку-то что?), тем дольше потом придется пятиться к свету, что был когда-то в начале тоннеля… А в конце этой жопы никакого света нет. Вернее, он там есть — и такой яркий, что все наши химеры в нем сразу сгорят. Но смотреть на него можно будет только через толстое черное стекло, и совсем недолго». Москва, Сандуны XXI век, полдень P. S. Отметим, что с выхода романа прошло уже немало времени, но ассасины ГРУ так до сих пор и не догнали К. П. Голгофского — что многое говорит о кадровом состоянии российских спецслужб. Что касается его мрачных предсказаний, то, скорее всего, наш Нострадамус сгущает краски, и упомянутый им ослепительный огонь окажется просто сваркой на строительстве очередной олигархической яхты. Возможно, скажем мы с усталой иронией, нас уже спасло какое-нибудь искупительное жертвоприношение, и в скором времени мы будем листать новый дайджест этого спорного, противоречивого, переоцененного, уставшего, но, несомненно, знакового, значительного и даже гениального местами автора. Следите за подпиской! Часть вторая Бой после победы Столыпин Тюремный вагон мягко покачивало на рельсах. В этих движениях чудилось что-то принудительно-эротическое: словно бы столыпина уже несколько часов долбил в дупло другой вагон, такой авторитетный, что лучше было даже не знать, что у него внутри — ракета «Буревестник», делегация парламентариев или часть золотого запаса Родины. Обиженные кумовскими колесами рельсы удивлялись и радовались такому развитию событий — и повторяли то и дело свое веское: «Да-да!» Во всяком случае, именно такие мыслеобразы посещали зэков — то ли от долгого отсутствия женской ласки, то ли от омерзения к ее тюремным эрзацам, на которые гулко намекал каждый удар колес. Иногда наваливался тревожный дневной сон — и, помучив кого-нибудь пару минут, отпускал, будто мог одолеть арестантов только поодиночке. — Привет, драконы! — раздался громкий голос за серой проволочной решеткой, отделявшей клетку от вагонного коридора. — Ссать подано! В коридоре стоял конвойный. В руках у него было пять или шесть двухлитровых бутылок из-под «кока-колы». Прижимая их к туловищу, он попытался вставить ключ в замок, выронил одну бутылку, другую, а потом, чертыхнувшись, отпустил их все — и принялся отпирать дверь. — Нате! Ловите! Бутылки по одной стали влетать в клетку. Плотно сидящие на нижних шконках чертопасы поджимали ноги, чтобы случайно не зашквариться — непонятно было, ссали в эти бутылки раньше или нет. Закончив с бутылками, конвоир запер дверь. — Чтобы на сегодня тары хватило. Не хватит, кипятку больше не спрашивать. На дальняк сегодня не проситься — ремонт. Срать завтра поведем. Вчера с утра предупреждали… Когда конвойный ушел, темнота над «пальмами» — самыми верхними шконками — веско сказала: — Эй, чертяка… Че, не слышишь? Я с тобой говорю… Худенький молодой зэк с краю нижнего топчана поднял голову. — Я? — Да, ты. Ну-ка, возьми бутылку, отверни пробку и понюхай — чем пахнет. Ссаками или «кока-колой». Чертяка послушно взял бутыль, отвернул крышечку и понюхал. — Вроде «кока-колой», — сказал он. — Да, точно. Тут даже жидкость осталась. — Ясно, — ответила темнота. — Значит, руками брать не зашквар. Всем в клетке, конечно, понятно было, что за драма разыгралась секунду назад. На пальмах ехали два крадуна, два самых настоящих жулика. Ослушаться их было опасно. Но простое повиновение их команде от зашквара, увы, не спасало. Парень рисковал — и в этот раз, тьфу-тьфу-тьфу, остался невредим. — Зашквар не зашквар, — сказал сиплый голос, — а ссать все равно больше некуда. Это произнес Басмач — грузный восточный человек в перемотанных скотчем очках, ехавший на второй полке. — Тоже верно, — согласилась верхняя тьма вторым своим голосом, кавказским. — Я другого не догнал. Чего это он нас драконами обозвал? Че за погоняло? — Нехорошо он нас назвал, — ответил Басмач. — Очень нехорошо. Я сам человек не особо авторитетный, но много лет назад на Чистопольской крытой слышал, как бродяги этот вопрос разбирали. Дракон — тот же петух, только с длинным гребнем. — Кумчасть на беспредел высела, — выдохнул кто-то из чертей. — Че ж высела, — ответил другой, — она всегда там сидит. — А я не согласен, — раздался вдруг голос со средней полки. Это сказал сосед Басмача, Плеш — мужчина лет сорока, интеллигентного вида, украшенный, как и констатировало погоняло, заметной плешью. — С чем не согласен? — спросила верхняя полка. — Что дракон это петух, — ответил Плеш. — Я вам так скажу, петух с реально длинным гребнем — это уже не петух. Или, вернее, такой петух, что он уже по другим базарам проходит. Тут все от гребня зависит. — Бакланишь ты не по делу, — веско сказала верхняя полка. — Обоснуй. Плеш коротко глянул вверх. — Обосновывать не обязан, — ответил он, — потому как пиздеть имею право. Но пояснить могу. Черти снизу одобрительно закивали головами — Плеш прошел между Сциллой и Харибдой уверенно и точно: не поддался наезду, но и в отрицалово не ушел. Как и положено умеренно козырному фраеру со второй полки.