Лагуна. Как Аристотель придумал науку
Часть 30 из 59 Информация о книге
Много лет образцовой биографией Аристотеля считалась работа Дюринга (DÜring 1957). Превосходный новый анализ см.: Natali 2003. Об отказе Аристотеля от естествознания см.: О частях животных 642a29. Об учениках Платона см.: Диоген Лаэртский О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов III, 46. Об отчаянии Сократа см.: Платон Федон 99B. Об антинаучной позиции Сократа см.: Ксенофонт Меморабилии I, 1.11–1.15. Цицерон одобряет этический поворот Сократа в т. 10 своих “Тускуланских бесед”. О Спевсиппе см.: Диоген Лаэртский О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов IV, 1. Диалог Сократа и Главкона см.: Платон Государство, 527C-531C. О значении eikōs mythos см.: Burnyeat 2005. Учение Платона о числе см.: Тимей 54D-55C. Грегори (Gregory 2000) и Йохансен (Johansen 2004) дают обзор натурфилософии Платона. Хокинг (Hawking 1988) искал божественный разум. (И в итоге прекратил.) О конфликте дружбы и любви к истине см.: Никомахова этика 1096a11. Рассказ (маловероятный) о том, как Аристотель издевался над престарелым Платоном, приводит Элиан. См.: Клавдий Элиан Пестрая история III, 19. О Гермии и Ассосе см.: Диоген Лаэртский О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов V, 3–9. Ср.: Афиней Пир мудрецов XV, 696; Страбон География XIII, 1, 57. Эндрюс (Andrews 1952) рассуждает, участвовал ли Аристотель в политической жизни при дворе Гермия. Платон, возможно, никогда не встречал Гермия – по крайней мере это, по-видимому, подразумевается в его Шестом письме (о дружбе), адресованном Гермию и академикам Кориску и Эрасту. См.: Natali 2013. Аристотель рассуждает об оптимальном возрасте для брака: Политика 1335a27. Ему самому в то время было около 37 лет, поэтому предположим, что Пифиаде было 18 лет. “Своей прекрасной розе с веткой миртовой…”: Архилох [пер. В. Вересаева]. О раскопках в Ассосе см.: Clarcke et al. 1882. Об археологии Эресоса см.: Schaus and Spencer 1994. О жизни Теофраста см.: Диоген Лаэртский О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов V, 36–57. О Теофрасте как ботанике см.: Hort 1916; Einarson and Link 1976–1990; Amigues 1988–2006; Amigues 2012. Остальные записи Теофраста см. в серии Theophrastus of Eresus: Sources for his Life, Writings, Thought and Influence и связанных с ней работах под ред. Р. Шарплза, У. Фортенбо и П. Хьюби из Theophrastus Project. “И счастлив будет тот…”: Thompson 1913, 13. Глава 3. Ойкумена О physikē [epistēmē] см.: Метафизика 1026a6. О physikos см.: Физика 197a22. О термине “ученый” см.: Whewell 1840, vol. I, 113. Этот автор пользовался им и ранее. “Все люди от природы стремятся…”: Метафизика 980a21; Метафизика I, 1. “Метафизика” – компиляция. По примеру Йегера (Jaeger 1948), было принято выделять в ней временные слои, однако сейчас считается, что делать это трудно. См.: Barnes 1995b. Оуэн (Owen 1961/1986) и Нуссбаум (Nussbaum 1982) рассуждают о том, что Аристотель имеет в виду под phainomena, но, по моему мнению, они не отдают должное его эмпиризму. Также см.: Bolton 1987. О понимании эмпирической реальности и первостепенной важности наблюдения в науке, например, см.: О небе 306a5. Следует также учитывать, что исследования Аристотелем phainomena часто начинаются не только с его собственных наблюдений, но также и с “достойных уважения мнений” или “мнений многих или мудрых”, т. е. endoxa. Например, см.: Топика 100b21. “Одни животные живородящи…”: История животных 489a35. Я рассчитываю число эмпирических заявлений в История животных в выбранном наугад отрывке (1500 слов) “Истории животных” под ред. Томпсона. См.: Thompson 1910. О допущении Платоном гаданий см.: Тимей 71–72. “Наступая на тех, кто впереди…”: Диоген Лаэртский О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов V, 20. Об источниках эмпирических данных Аристотеля см.: Bourgey 1955; Preus 1975; Lloyd 1987. О прорицателях и поведении птиц см.: История животных 608b19. О том, что большую часть сведений о птицах Aристотель, вероятно, получил от прорицателей, см.: Thompson 1895, Thompson 1910, n. 609a4; Preus 1975, 34–36; Ibid. 278, n. 113, 115, 116). Об alkyōn также см. гл. 13 моей книги. О мифе у Аристотеля см.: Preus 1975, 22. Ллойд (Lloyd 1979, ch. 3) рассматривает связь между наукой и народными поверьями у греков. О таранных костях см.: История животных 499a22, 499b19. О желчном пузыре см.: История животных 506a20. О журавлях см.: История животных 597a23. О львах см.: История животных 579b2. О волках см.: История животных 580a11. О говорящих головах см.: О частях животных 673a10. Об издающих звуки рыбах см.: История животных 535b14. О звуках, которые издает Zeus faber, и механизме, который позволяет рыбе это делать, см.: Onuki and Somiya 2004. Сарказм Афинея: Пир мудрецов VIII, 352. Существует поверье, будто крестьяне и рыбаки отлично разбираются в существах, с которыми они имеют дело, однако практика показывает обратное. Например, см.: Thompson 1998 (о преданиях о тюленях шотландских островов). О рыбах, делающих фелляцию, см.: История животных 541a13, 567a32; О возникновении животных 756a7. Часто говорят, что рассказ Геродота (История II, 93) относится к тилапии (Oreochromis nilotica), которой свойственна оральная инкубация икры, однако тилапия пресноводна, а Аристотель и Геродот, кажется, говорят о солоноводном или эстуарном виде. Также см.: О частях животных 639a1; История животных 566a8. О хамелеоне см.: История животных 503a15. Также см.: Balme 1987a. Лоунс (Lones 1912, 157) указывает, что у хамелеона есть селезенка, однако она невелика: “около 0,11 дюймов длиной”. Плутарх в “Жизнеописании Александра” (668, 7, 4 [пер. М. Ботвинника и И. Перельмутера, обработка С. Аверинцева]) пишет, что он считает воспитание Александра заслугой Аристотеля. Натали (Natali 2013) подвергает сомнению историю о Миезе, но непонятно, почему: ведь он признает, что Аристотель где-то учил Александра. История “Илиады” Александра также рассказана Плутархом. Аристотель сочинял для Александра пособия (за исключением нескольких фрагментов, они утеряны) о том, как руководить подвластными территориями. Лейн-Фокс (Lane-Fox 1973) рассказывает о жизни Александра. Плиний рассказывает, что Александр спонсировал исследования Аристотеля (Естественная история VIII, 44). Также см.: Афиней Пир мудрецов IX, 398e. Льюис (Lewes 1864, 15), Огл (Ogle 1882, xiii-xiv), Ромм (Romm 1989) и т. д. отрицают правдивость рассказа Плиния. При этом Йегер (Jaeger 1948) высказывался в поддержку Плиния, поскольку рассказ соответствует эволюции творчества Аристотеля. Ллойд (Lloyd 1970, 129) отмечает, что идея, что государство прямо финансирует научное исследование, а не содержит ученых при дворе, как Гермий, скорее всего, в IV в. до н. э. была чужда грекам и что первым зафиксированным случаем государственного финансирования науки является Александрийская библиотека (III в. до н. э.). Высказывание о Ливии приписывают Плинию (Естественная история VIII, 42), однако Аристотель пишет, что уже в его время оно было старо. См.: История животных 606b20. В Глоссарии см. список упоминаемых здесь аристотелевских животных и их сопоставление с современными видами. О мартихоре см.: История животных 501a24. О том, насколько неправдоподобны высказывания Ктесия о слоновьей сперме, см.: История животных 523a26. О сведениях Ктесия об Индии см.: 606a8. Об oryx см.: История животных 449b20. Об onos Indikos см.: История животных 499b19; О частях животных 63a19. Аристотель амбивалентно высказывается о статусе так называемого индийского осла и пишет, что, “как сообщают”, у него есть рога и один горб; если это все-таки носорог, то он неправ, так как у того три пальца на ноге. См.: Глоссарий. Геродот о доверии своим наблюдениям: История II, 99; II, 147; IV, 81; V, 59. Аристотель взял у Геродота, но не оговорил это, следующие данные: о менопаузальнах жрицах (Аристотель История животных 518a35; Геродот История I, 175; VIII, 104), о том, как верблюды дерутся с лошадьми (Аристотель История животных 571b24; Геродот История I, 80), о львах (Аристотель История животных 579b7; Геродот История VII, 126), о журавлях (Аристотель История животных 597a4; Геродот История II, 22), о египетских животных (Аристотель История животных 606b20; Геродот История II, 67), о летающих змеях в Эфиопии (Аристотель История животных 490a10; Геродот История II, 75), о коленях у верблюда (Аристотель История животных 499a20; Геродот История III, 103). О сперме эфиопов см.: Аристотель История животных 523a17; Геродот История III, 101. О выкапывающих золото муравьях см.: Геродот История III, 101–105. О крылатых змеях см. гл. 14 моей книги. Кроме “Персики” и “Индики” Ктесия и “Истории” Геродота, Аристотель также мог использовать “Гераклею” Геродора, которую он упоминает. Есть и множество других работ, которые Аристотель не упоминает, но которые он мог использовать, например “Персику” Гераклита из Кимы (сер. IV в. до н. э.) и “Перипл” Дамаста (V в.). О том, видел ли Аристотель слона, и, если да, азиатского или африканского, написано немало. Я полагаю, что он не видел ни того, ни другого. Пройс (Preus 1975, 38) считает, что Аристотель мог видеть слона в македонском зоопарке, хотя нет свидетельств, что у македонян когда-либо были зоопарки. Ромм (Romm 1989) пробует опровергнуть Плиния, утверждая, что Аристотель видел африканского слона, а Бигвуд (Bigwood 1993) рассматривает возможные литературные источники знаний Аристотеля о слоне. Также см. гл. 6, 8 моей книги. О львах см.: Аристотель История животных 579a31, 594b18, 629b12; Аристотель О возникновении животных 760b23. Данные о распространении азиатского льва в Европе Аристотель большей частью взял у Геродота (ок. 430 г. до н. э.). В “Истории животных”, 629b12, Аристотель, по-видимому, опирается и на рассказы охотников, выделяя два рода львов. Ксенофонт (ок. 380 г. до н. э.) рассказывает об охоте на львов в Македонии. Также см.: Bigwood 1993, 236 n. 6; Schnitzler 2011. О страусе см.: Аристотель История животных 616b5; О частях животных 644a33, 658a10, 695a15, IV, 14; О возникновении животных 749b15, 752b30. О пальцах у верблюда см.: История животных 499a23. То, что Аристотель о них говорит, неясно (Lones 1912, 191–192), но если задние и передние означает соответственно задние конечности и передние конечности, то Аристотель прав: щель между пальцами на задних ногах глубже, чем на передних. Аристотель не указывает ясно, из скольких камер состоит желудок верблюда, и с этим можно смириться: об их количестве и связи с желудками жвачных спорили веками. См.: Wang et al. 2000. О выстреливающем фекалиями зубре см.: Аристотель История животных 630b9. Ср.: О чудесных слухах (псевдоаристотелевский трактат) 1. О направленном против хищников поведении бычьих см.: Estes 1991, 195. Такое же поведение наблюдалось у американского бизона. О гиене см.: История животных 579b15. Ср.: О возникновении животных 757a3. Многие увидели здесь описание псевдогермафродитизма пятнистой гиены, однако это неправдоподобно. См.: Глоссарий (hyaina/glanos/trochos). Бигвуд (Bigwood 1993) утверждает, что сведения об экзотических животных Аристотель получал от Каллисфена, а также упоминает Евдокса Книдского. (См. гл. 15 моей книги.) Об отношениях Aристотеля, Каллисфена и Александра Македонского см.: Brown 1949. Ромм (Romm 1989) пишет о традиции имиджмейкерства. Конечно, неизвестных помощников у Аристотеля могло быть и несколько: вспомним огромную сеть корреспондентов Дарвина. Глава 4. Анатомия Сложно точно сказать, животных скольких видов вскрывал Аристотель. Лоунс (Lones 1912, 102–106) заявляет о 48 видах, что, конечно, является преувеличением, так как он включает сюда слона и других животных, насчет которых Аристотель высказывается неясно. О вскрытии крота (aspalax) см.: История животных 491b28. Также см.: Глоссарий. Подробное описание анатомии каракатицы см.: История животных IV, 1. Упоминание о схеме вскрытой каракатицы см.: История животных 525a8. Вообще Аристотель часто прибегает к схемам и таблицам. См.: Natali 2013, ch. 3.3. О том, что мы должны сначала уяснить устройство человеческого тела, см.: История животных 491a20. Ллойд (Lloyd 1983, ch. I, 3) рассуждает о человеке как о модельном организме и указывает признаки, которые, по Аристотелю, присущи лишь людям, но оговаривает, что этот перечень применим и в других случаях, например когда Аристотель описывает обезьян. О неясности внутренней анатомии человека см.: История животных 494b19. О форме человеческого желудка и позвоночника см.: История животных 495b24, 496b22. Кроме этих, однако, есть не так уж много указаний, позволяющих предположить, что Аристотель вскрывал человеческий труп. Льюис (Lewes 1864, 160–170) рассуждает, вскрывал ли Аристотель человека, и на с. 157 несправедливо принижает значение вскрытий Аристотеля, утверждая, что его навыки слабее тех, что присущи современному анатому. Косанс (Cosans 1998) пишет об этом более благожелательно. Ллойд (Lloyd 1973, ch. 6; Lloyd 1975) пишет об Эрасистрате, Герофиле и александрийской школе анатомов. О том, что человеческая матка двурога, см.: История животных 510b8. Также см.: Owen 1866, vol. 3, 676–708. О количестве ребер у человека см.: История животных 583b15. О том, почему Аристотель мог ошибиться, см.: Lewes 1864, 155–170; Ogle 1882, n. О частях животных I, 5. Ни у одного из обычных одомашненных млекопитающих, которых мог видеть Аристотель, нет восьми пар ребер. О почках у домашних животных см.: Owen 1866, vol. 3, 604–609; Sisson 1914, 564–570. О человеческом эмбрионе см.: История животных 583b14. Замечательное, хотя отчасти неверное, описание Аристотелем сердечно-сосудистой системы см.: История животных III, 2–4. Ср.: История животных 496a4; О частях животных III, 4. Предшественники Аристотеля: Сиеннесий (История животных 511b24), Диоген (История животных 511b31) и Полиб (История животных 512b12). Об отношении Аристотеля к гиппократикам см.: Oser-Grote 2004. Претензия Аристотеля на авторитетность результатов его препаровок: История животных 513a13. Ср.: О частях животных 668a22; История животных 496a8; О частях животных 668b26. Когда в трактате “О частях животных” Аристотель ссылается на “вскрытия” или “анатомии”, я предполагаю, что речь идет о книгах, однако он мог иметь в виду и общие исследования. См.: Lennox 2001а, 179, 257, 265. Существует огромное множество книг о том, насколько верно описание Аристотелем сердечно-сосудистой системы и, в частности, почему он полагал, что у млекопитающих трехкамерные сердца. Например, см.: Huxley 1879; Ogle 1882, 193–196; Thompson 1910, прим. к История животных 513a30; Lones 1912, 136–147; Harris 1973, 121–176; Cosans 1998; Kullmann 2007, 522–251. О капиллярах см.: Аристотель История животных 513b21, 514a23; О частях животных 668b1. О мочеполовой системе живородящих четвероногих см.: История животных 506b26. Боянус (Bojanus 1819–1821) иллюстрирует классическую бобовидную форму и модульное строение почек черепахи. О морских ежах в Пиррейском проливе см.: История животных 544a20. Аристотель утверждает, что съедобного морского ежа (Paracentrotus lividus) можно опознать по водорослям и другому мусору, который он носит на иглах (История животных 530b16). В Эгейском море это свойственно лишь P. lividus, хотя причины этого загадочны. См.: Crook et al. 1999. По сей день жители Лесбоса охотятся лишь на “украшенных” морских ежей, хотя более распространены несъедобные (и “неукрашенные”) Arbacia lixula. О структуре, которая впоследствии станет известна как аристотелев фонарь, см.: История животных 531a3. Ср.: История животных 530b24. Леннокс (Lennox 1984) утверждает, что то, что мы теперь называем аристотелевым фонарем, – лишь часть того, что он подразумевал. Также см.: Voultsiadou and Chintriroglou 2008 (авторы поместили изображение древнего фонаря). О том, что дятлы гнездятся в оливковых рощах, см.: История животных 614b11. Кювье (Cuvier 1841, vol. I, 132) хвалит Аристотеля как зоолога. См.: Lewes 1864, 154–156. Похожие фрагменты работ зоологов прошлого см.: Bourgey 1955; Lloyd 1987, 53. Холдейн (Haldane 1955) и Бодсон (Bodson 1983), среди прочих, призывали к систематической оценке качества эмпирической работы Аристотеля в свете современной биологии. Это еще предстоит сделать. О родительской заботе у сомов см.: История животных 621a21. О развитии сома см.: 568a20. Об анатомии сома см.: 490a4, 505a17, 506b8. Кювье и Валаньсен (Cuvier and Valenciennes 1828–1849, vol. 14, bk. 17, ch. 1, 350–351) идентифицировали glanis у Аристотеля как S. glanis. Агассис (Agassiz 1857) предложил название S. aristotelis, но не описал его. Это сделал Гарман (Garman 1890). Агассис, Гарман, Хотон (Agassiz, Garman, and Houghton 1873) и Джилл (Gill 1906; Gill 1907) повторяют рассказ, однако никто из них, кажется, сам не видел, как самец S. aristotelis строит гнездо и охраняет икру. И. Леонардос из Университета Янины (2010) в переписке подтвердил мне данные Аристотеля и прибавил, что мальки этих рыб растут медленно. Аристотель (История животных 607b18) описывает родительскую заботу и у другого вида рыб, phykis. Он утверждает, что это единственный вид морских рыб, которому это свойственно. Какая именно это рыба, неясно, однако Аристотель неправ в том, что это единственный вид морских рыб, которому свойственно строить гнезда: несколько видов губанов, бычков и морских собачек строят гнезда и охраняют молодняк. О характерах животных см.: История животных 608a1. Об аргонавте см.: История животных 525a19, 622b8. Об обнаружении гектокотиля см.: Owen 1855, 630–631. О щупальце у самца осьминога см.: История животных 524a4, 541b8. О половом поведении осьминога см.: История животных 544a8; О возникновении животных 720b32. Льюис (Lewes 1864, 197–201) резко критикует представление, будто Аристотель видел гектокотиль, однако Льюис ошибся. Стенструп (Steenstrup 1857) и Фишер (Fischer 1894) продемонстрировали, что Аристотель все-таки видел гектокотиль. Томпсон (Thompson 1910) иллюстрирует слова Аристотеля изображением развитого гектокотиля, принадлежащего виду, которого тот видеть не мог. Гектокотиль Octopus vulgaris гораздо менее выражен. О половой системе селахий см.: История животных VI, 10–11; ср.: История животных 511a3; О возникновении животных III, 3. О строении плаценты куньей акулы см.: История животных 565b4; ср.: О возникновении животных 754b28. О куньей акуле см.: MÜller 1842; Cole 1944; Thompson 1947, 39–42; Bodson 1983. О batrakhos, его идентификации и размножении см.: История животных 505b4, 564b18, 570b29; О возникновении животных 749a23, 754a26, 754b35, 755a8, 749a24. Томпсон (Thompson 1940, 47) суммирует достижения Аристотеля. Глава 5. Природа Шиллер о природе: О наивной и сентиментальной поэзии (1795-1796). “Гермес передал мне…”: Одиссея X, 302–303. Демокрит о природе: Тексты досократиков 68B33. Ллойд (Lloyd 1991, ch. 18) рассуждает о социальном контексте “изобретения природы” в Греции. Аристотель о природе: Метафизика IV, 4; Физика II, 1. Также см.: Lear 1988, 16–17. О самоочевидных свойствах природы см.: Физика 193a3. О желании Платона сжечь книги Демокрита см.: Диоген Лаэртский О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов IX, 38–40. Аристотель, напротив, написал книгу о Демокрите, в которой изложил его физическую теорию и указал ее последствия для биологии. См.: Фрагменты F208R3. Аристотель постоянно нападает на материалистов. Например, см.: Физика II, 4–8; Метафизика I, 3–4; О душе I, 2–3; О частях животных 640b5. В центре его критики понятие самопроизвольного – это термин, который я использую для двух терминов: automaton и tychē. Оба слова относятся к событиям или феноменам, которые кажутся результатом целенаправленной действующей силы, однако таковыми не являются. Они различаются следующим образом: tychē (часто переводимое как “судьба”) могло быть, но не вызвано человеческим разумом, а automaton (часто переводимое как “самопроизвольное”, “автоматическое”, “случайное”) могло быть, но не вызвано целенаправленной действующей силой, например побуждениями некоторого животного. Таким образом, automaton – более общий термин. Оба слова иногда переводят как “случай”, однако это подразумевает результат вероятностного процесса, как, например, подкидывание монеты, а Аристотель имеет в виду не это. Я перевожу “самопроизвольное” в обоих случаях, поскольку, во-первых, я не рассматриваю воздействие человека, во-вторых, и Аристотель не разделяет их последовательно, в-третьих, слово “самопроизвольное”, кажется, способно указать на непреднамеренный результат. Отмечу также, что Аристотель, говоря о самозарождении, использует термин automaton иначе. См. гл. 12 моей книги. О теории смешивания у Эмпедокла см.: Тексты досократиков 31B8; Метафизика 1015a1. Живорождение по Эмпедоклу можно реконструировать из следующих фрагментов. Об образовании тканей см.: Тексты досократиков 31B96, 31B98. О частях тела см.: 31B57. О случайном комбинировании см.: 31B59. Многое в его теории неясно, в частности, должны ли Любовь и Вражда пониматься как свойства начал, внешнее физическое воздействие, божественные силы или как все это сразу. Симпликий анализирует воззрения Эмпедокла в своей “Физике”, 371.33–372.11. Несмотря на то, что Эмпедокл ясно изложил принцип селекции, он не помышлял о непрерывной эволюции. Аристотель также приписывал идею эмбриональной селекции Эмпедоклу (гл. 10 моей книги), однако неясно, верил ли в это сам Эмпедокл – хотя он, кажется, и признавал, что и в наше время еще могут появляться уроды. См.: Sedley 2007, 31–74. Кэмпбелл (Campbell 2000) утверждает, что нашел идею эволюции путем естественного отбора в принадлежащем к “Гиппократову корпусу” трактате “О древней медицине” (3.25). Однако, хотя в этом тексте явно говорится о селекции (посредством питания), остается неясным, передают ли более здоровые особи свое более выносливое строение – т. е. эволюционируют ли они. Селекция у Эпикура и Лукреция выглядит гораздо убедительнее. См.: Campbell and Sedley 2007, 150–155. Аристотель об органическом развитии: Физика II, 8. Ллойд (Lloyd 1970, ch. 4) и Седли (Sedley 2007, ch. II, V) рассматривают материалистов-досократиков. Также см.: Barnes 1982, ch. XV–XX. Об атомизме Демокрита см.: Barnes 1982, 377. О критике Аристотелем материалистов см.: Nussbaum 1978, 59–99; Waterlow 1982, ch. II; Johnson 2005, ch. 4, 5. Аристотель хвалит Анаксагора (Метафизика 984b15; ср.: О душе 405a20) и критикует его (Метафизика 985a19). Сократ (Платон) критикует Анаксагора. См.: Федон 98B-99C. Также см.: Johnson 2005, 112–115. Об источнике термина “телеология” см.: Johnson 2005, 30. Пейли (Paley 1809/2006, 24) восторгается, как и Сократ, глазным веком. См.: Меморабилии I, 4.6. Аристотель о веках: О частях животных II, 13. О Сократе как авторе аргумента творения по замыслу см.: Johnson 2005, 115–117; Sedley 2007, 78–92. Платон о благе и божественном: Тимей 29A; Тимей 30A; Государство, 530A. Платон о ремесленниках: Горгий 503D-504. О зоологии Платона см.: Тимей 72D-73, 74E-75C. Платон о пищеварительном тракте: Тимей 73A. Платон о превращении ногтей в когти: Тимей 76D-E. О недовольстве Платона материализмом см.: Законы 889A-890D. Леннокс (Lennox 2001b, ch. 13) рассуждает о телеологии Платона. Ллойд (Lloyd 1991, ch. 14) дает менее желчный обзор платоновской науки, чем я. “Мы всегда утверждаем, что одно происходит ради другого…”: О частях животных 641b25. Также см.: Gotthelf 2012, 2–5. Написано множество книг об аристотелевской телеологии. Например, см.: Kullmann 1979; Gotthelf and Lennox 1987; Lennox 2001b; Quarantotto 2005; Johnson 2005; Leunissen 2010a; Gotthelf 2012. О самодвижущихся предметах и живых существах см.: О движении животных 701b2. Также см. гл. 9 моей книги. Аристотель сравнивает организмы и произведения рук человеческих (Физика II, 8; О частях животных I, 1; Метафизика VII, 7) и приводит доводы против разумного Творца (Физика 199a8, 199b30). Аристотель отрицает телеологию Платона (Метафизика 988a7), но Платон действительно использует аргумент “ради чего-то”, когда говорит о порождении (Филеб 54C). См.: Johnson 2005, 118–127. О пищеварительном тракте см.: Аристотель О частях животных 675b23. О морфологии половой системы см.: О возникновении животных 717a21. О цели тела см.: О частях животных 645b15. О существе, наделенном душой и умом, у Платона см.: Тимей 30C-31A. Также см.: Cornford 1997, 39–42. О критике Платона см.: Метафизика I, 9. О множестве eidē птиц и рыб см.: История животных 486b224. Томпсон (Thompson 1910, n. 490b16) одним из первых отметил, что Аристотель использует eidos несколькими способами, и не все можно переводить как “виды”. Балм (Balme 1962a) и Пеллегрен (Pellegrin 1986) возражают против того, что Аристотель занимался таксономическим проектом. Об atomon eidos см.: О частях животных 643a13; Метафизика 1034a5; О душе 415b6; История животных 486a16. Предметом спора остается то, что такое atomon eidos: особи или виды (или то и другое). Балм (Balme 1987d) и Генри (Henry 2006a; Henry 2006b) считают, что Аристотель имел в виду особей. Я нахожу убедительным следующий аргумент (Gelber 2010): Аристотель обычно подразумевает виды, т. е. две особи могут делить между собой одну неделимую форму. У этой интерпретации есть следствия, касающиеся теории наследственности Аристотеля, так как в этом случае я вынужден прибегнуть к дополнительному, подвидовому уровню наследственной изменчивости, которую называю “неформальной” изменчивостью. См. гл. 11 моей книги. О формах см.: О частях животных 641a6; Метафизика VII, 17. Дельбрюк (DelbrÜck 1971) высказывался за интерпретацию формы как информации, и многие с ним согласились. См.: Furth 1988, 120; Kullmann 1998, 294; Henry 2006a; Henry 2006b. Иную точку зрения на предмет см.: Depew 2008. О каузальных объяснениях см.: О возникновении животных 715a4; Физика II, 3; О частях животных 642a2. О каузальном объяснении у Аристотеля см.: Peck 1943, xxxviii-xliv; Leunissen 2010a; Leunissen 2010b. Лир (Lear 1988, 29–31) объясняет, как “причины” у Аристотеля отличаются от “причин” у Юма. Влияние разделения Аристотелем каузальных объяснений на историю биологии – одна из основных тем классической работы Рассела (Russell 1916). Хаксли (Huxley 1942), Майр (Mayr 1961) и Тинберген (Tinbergen 1963) приводят разные виды каузальных объяснений в современной биологии, причем Майр прямо цитирует Аристотеля. Также см.: Dewsbury 1999. Главное различие между их списком каузальных объяснений и списком Аристотеля заключается в том, что в списке Аристотеля нет эволюционного измерения, а в их – есть. Среди тех, кто видел в Аристотеле неоригинального мыслителя или платоника, были Поппер (Popper 1945/1962, vol. 2, ch. 11) и Седли (Sedley 2007, 167–204), но эта традиция идет из древности и лежит в основе всего неоплатонического проекта. Глава 6. Храп дельфина О Музее естественной истории (Лондон) и его экспонатах см.: Stearn 1981. Леннокс (Lennox 2001b, ch. 2) рассуждает о том, как Аристотель мог распорядиться своими данными. Предисловие Феодора Газы (1476) к изданию Аристотеля см.: Perfetti 2000, 16. Перфетти также указывает на влияние Плиния. О датировке и структуре “Истории животных” по Феодору Газе см.: Beullens and Gotthelf 2007. Плиний о слоне см.: Естественная история VIII, 1, 13, 32 (пер. И. Шабага). Широко распространено мнение, что Аристотель не занимался изучением естественной истории. Френч (French 1994) с этим не соглашается, хотя его взгляд (по его же собственным критериям) непоследователен. Панегирик Кювье (1841) Аристотелю-систематику см. у Пеллегрена (Pellegrin 1986, 11). Современные греческие названия рыб см. у Куцогианнопулоса (Koutsogiannopoulos 2010; работа доступна пока лишь по-гречески). Аристотель упоминает несколько пород собак: История животных 574a16. О крабе hippos см.: История животных 525b7. О kyanos см.: История животных 617a23. Он много пишет о головоногих, особенно об их анатомии. См.: История животных IV, 1. Также см. гл. 11 моей книги. Об аргонавте см.: История животных 622b8. Ср.: История животных 525a19. Также см. гл. 12 моей книги. О головоногом, которое живет в раковине, как улитка, см.: История животных 525a26. Также см.: Scharfenberg 2001. О других видах крабов см.: История животных 525b6. Ср.: О частях животных 683b26. Даймонд (Diamond 1966) рассказывает о способности новогвинейских горцев различать птиц. О “народной систематике” см.: Atran 1993. Также у него есть глава о систематике Аристотеля. О “животных с кровью” см.: История животных II. О “бескровных” животных см.: История животных 490b7, 523a31 и т. д. О том, что названия ornithes и ikthyes происходят из обиходного языка, см.: О частях животных 644b5. Ср.: 643b9. Некоторые из терминов, придуманных Аристотелем (например, malakostraka), являются сокращенными описаниями. Ср.: Аристотель Вторая аналитика 93b29-32; Peck 1965, lxvii, 31; Lennox 2001a, 155. Вероятно, использование таких названий началось в Академии. Спевсипп, по всей видимости, пользовался термином malakostraka. См.: Wilson 1997. Иерархия genē Аристотеля очень несовершенна, однако он не позволяет никакому второстепенному роду находиться более чем в одной позиции. Ср.: Топика IV, 2. Многие genē в лучшем случае классифицированы в enhaima или anhaima, напр., люди не входят ни в какой genos, кроме enhaima. См.: История животных 490b18. Следующие фрагменты свидетельствуют в пользу того, что Аристотель был убежден в необходимости иерархической классификации. О “животных с кровью” см.: История животных 505b26. О “бескровных” животных см.: 523a31, 523b1. О “мягкораковинных” см.: О частях животных 683b26 (ср.: История животных 490b7). О том, что в классификации каждое животное должно появляться лишь единожды, см.: О частях животных 642b30, 643a8. Борхес пишет о (вымышленной) энциклопедии в произведении 1942 г. “Аналитический язык Джона Уилкинса”. См.: Borges 2000, 231. Об ортогональной классификации форм правления см.: Политика III, 7. Эта классификация – результат применения метода, описанного в “Политике”, IV, 3. Аристотель явно сравнивает классификации государств с классификациями животных и советует, чтобы мы взяли все разнообразие органов – государств или животных – и классифицировали их ортогонально: “Таким образом, неизбежно получается столько же видов государственного строя, сколько имеется способов управления в зависимости от превосходств и отличительных свойств, присущих составным частям государства”. Однако именно этого он и не делает, когда классифицирует животных, поскольку это неизбежно привело бы к появлению пустых классов. Например, представьте, что вы классифицируете животных по двум видам признаков: оральным органам (зубам или клювам) и дермальным (волосам или перьям). Ортогональная классификация породила бы четыре класса животных: 1) с зубами и волосами, 2) с клювом и волосами, 3) с зубами и перьями, 4) с клювом и перьями. Млекопитающие соответствуют пункту 1, птицы – пункту 4, а пунктов 2 и 3 не существует (у утконоса нет клюва). Это показывает, что ортогональные классификации неэффективны, так как они не отражают у биологических объектов реальной ковариации. Я полагаю, что Аристотель сначала рассматривал их, но увидел абсурдность и отказался от них, возможно, когда занялся биологией. На самом деле он даже не следует собственному призыву к ортогональной классификации, поскольку подразделяет genē (Политика III, 7) так, что классификация форм правления обладает гнездовой структурой. О значении genos см.: Метафизика V, 28. Также см.: Pellegrin 1986, ch. 2. О монархе см.: Платон Политика 257-268e. Платон находит смешным (Политика 266D), что царь “бежит вместе со стадом и в беге сотовариществует с таким храбрецом, который превосходно приучен к жизни без затруднений” (изм. пер. В. Карпова). В схеме разделения группе “пастухов для двуногих без перьев” – т. е. монархов – оказывается параллельна группа “пастухов для двуногих с перьями” – гусятников, профессия которых, очевидно, нехлопотлива. Аристотель следует платоновским методам разделения, однако с некоторыми изменениями: Метафизика VII, 12; Вторая аналитика II, 5, 13, 14. Также см.: О частях животных I, 2–3; Balme 1987b, Lennox 2001a, 452–472. Некоторые утверждают, что целью аристотелевского разделения было определение, а не классификация, но из чтения “О частях животных” (I, 4) ясно, что он заинтересован в идентификации родов и работает с ними. См.: Lennox 2001a, 167–169. Также см. гл. 6 моей книги. “Не следует перерезать связи между объектами…”: Платон Федр 265E.