Мистическое кольцо символистов
Часть 17 из 37 Информация о книге
Тогда делами занялся второй по старшинству фон Бекк, Владимир, снова вернув семейной империи прежнюю силу. Чтобы не путаться под ногами у более предприимчивого брата, Леонид фон Бекк вместе с супругой и малолетним Германом отправились во Францию, но широта и неумеренность быстро свели отца и мать в могилу. И за воспитание Германа взялась бабушка. Тамара Максимилиановна вернула внука в Москву и дала прекрасное образование, отправив после Поливановского лицея изучать инженерные науки в Париж. Во время учебы юноша случайно увидел «Путешествие на Луну» Жоржа Мильеса. Фильма потрясла и очаровала молодого человека. Герман всеми правдами и неправдами проник на кинофабрику к Мильесу и, увидев изнутри волшебство создания фильмы, навсегда заболел кинематографом. Накупил киноаппаратуры и как одержимый бродил по улицам Парижа, снимая сценки утренней продажи газет, раздачи печенки старухи-домовладелицы дворовым кошкам, а ночами – продажных женщин, пристающих на бульварах к прохожим. Когда фон Бекк-младший стал дипломированным инженером, бабушка позволила заниматься тем, чем он желает. И вот тогда Герман вернулся в отцовскую усадьбу на окраине Москвы, отстроил за домом из стекла и хрома съемочный павильон и разместил во флигеле отлично оснащенную кинофабрику. В отличие от сказочника Мильеса Герман предпочитал снимать фильмы на сюжеты с криминальной тематикой. Замысел его был прост и оригинален. Жанр детектива у литераторов невероятно популярен, всем интересно читать про загадочное убийство, над которым придется поломать голову. То же самое и с фильмой. Герман хотел снимать не сказку, как Жорж Мильес, а самый настоящий детектив. Только нужно, чтобы фильма максимально напоминала жизнь, вот как сделанные в Париже зарисовки. Чтобы пришедший в кинотеатр зритель ощутил себя непосредственным участником происходящего на экране. И фон Бекк придумал снимать реальные места преступлений с настоящими жертвами. А для этой цели подвязался в сыскном управлении в качестве бескорыстного помощника, разъезжающего по делам службы на собственном авто вместе с сыщиками. Он молод, богат, нравится женщинам, занимается любимым делом, и даже стал своим человеком в сыскном управлении, чего ж еще желать? Однако в последние дни все сильно изменилось. Реальность, как в сказочных лентах Мильеса, приняла фантасмагорические очертания. Дела вокруг творились настолько странные, что молодой фон Бекк, всегда уверенный в себе, который день пребывал в растерянности и не знал, как поступить. Он вынул из кармана, развернул и перечитал доставленную утром телеграмму. И выписку из британского журнала тоже вынул и перечитал. Покачав головой, сложил и убрал обратно во френч. Погруженный в свои мысли, Герман не заметил, как из подворотни вышел ротмистр, и вздрогнул от неожиданности, когда Шалевич распахнул дверцу и плюхнулся за руль авто. Кожа сиденья под его весом жалобно скрипнула, агент сыскного управления поерзал, устраиваясь поудобнее, и проговорил: – Ну и паноптикум этот «Скорпион»! Помимо вашей «Витроль» там обретается некий секретарь Лианопуло. Прямо не человек, а ходячее приложение к московскому информационному листку. – Вовсе «Витроль» не моя, – отрезал фон Бекк. Германа раздражало, что, после того как он снял двадцатиминутную фильму по мотивам преступления Амалии, госпожу Коган тесно связали с его именем. Фон Бекк в сердцах отвернулся, и тут увидел Долли. Выскользнув из подворотни, она в растерянности остановилась, словно задумавшись, и вдруг очень быстро пошла в сторону набережной. Фон Бекк видел Долли во второй раз, и снова поразился ее нездешней красоте. В первый раз они встретились три дня назад. Как частенько бывало, Герман ужинал в ресторане Большой московской гостиницы на Воскресенской, не особенно следя за танцами очередной босоножки, весьма, к слову сказать, посредственной. И тут в ресторанный зал вошла девушка. Внешность ее завораживала и казалась инфернальной. Прозрачность кожи, точеный силуэт и легкость движений наводили на размышления о феях, горделивая посадка головы не оставляла сомнений в благородном происхождении. Все присутствовавшие в зале мужчины, да и многие дамы, заинтересованно провожали хрупкую фигурку глазами. Под пристальными взглядами ужинающих фея пересекла зал и заняла пустующий столик. Заказала бокал воды и погрузилась в созерцание танца. Герман тут же подозвал официанта и, когда тот, держа на согнутом локте накрахмаленную салфетку, учтиво склонился перед ним, спросил, понизив голос и глазами указывая на виднеющийся в полумраке силуэт: – Кто такая? Не знаете, любезный? – Как же, отлично знаю-с, – пропел половой. И, ловко подхватив двумя пальцами протянутую купюру и сунув в жилетный карман, со значением произнес: – Госпожа Волынская, Ольга Павловна-с. И, поиграв бровями, развязано добавил: – Та самая. Внебрачная дочь Опального Князя. Ольга Павловна сидела к нему боком, и, рассматривая точеный профиль, Герман все больше проникался идеей создать фильму по известным авантюрным событиям, результатом которых стало появление на свет столь прелестной особы. В уме уже родился готовый сценариус – бери и записывай. И в самом деле, фон Бекк достал автоматическое перо и на салфетке принялся набрасывать идеи будущей фильмы. Затем сложил салфетку пополам, убрал в карман и, снова подозвав официанта, заказал для дамы бутылку шампанского. И передал нижайшую просьбу перемолвиться с ней парой слов. А еще через несколько минут Герман увидел, как Волынская категорично отказывается от шампанского, и, поднявшись из-за стола, торопливо устремился к ней, начиная опасаться, что прекрасное видение растает, словно дым. Но Ольга Павловна продолжала сидеть за столом. Сделав знак нерешительно застывшему официанту никуда не уходить и ждать дальнейших распоряжений, Герман склонился к самому ее уху и деликатно произнес: – Прошу прощения, госпожа Волынская, что, не будучи представленным, смею вас обеспокоить. Разрешите исправить эту оплошность. Позвольте представиться – владелец кинофабрики на Басманной улице Герман фон Бекк. Ольга Павловна, очень вас прошу, уделите мне несколько минут своего драгоценного времени. – Подобная назойливость не делает вам чести, господин фон Бекк, и все же присаживайтесь, – с легким акцентом откликнулась фея. Герман сделал знак официанту, тот водрузил ведро с шампанским в центре стола, расставил бокалы и удалился. Герман разлил шампанское, присел на стул напротив Волынской и обстоятельно начал: – Ольга Павловна, ваше лицо поразительно подходит для кинематографа. Поверьте мне, я знаю, о чем говорю. Я снял немало фильмов… Вялые аплодисменты заглушили его слова, и Герман переждал, пока разрозненные хлопки стихнут, собираясь продолжить, но вдруг за стол опустилась раскрасневшаяся, только что закончившая выступление танцовщица. Глядя, как босоножка бесцеремонно берет ее бокал и жадно выпивает содержимое большими глотками, Волынская тепло улыбнулась и произнесла: – Господин фон Бекк, лучше познакомьтесь с моей подругой Лили, она гораздо больше меня годится на роль актрисы. Герман разочарованно рассматривал вульгарную девицу, обмахивающуюся ладошкой и аффектированно закатывающую глаза. – Господин фон Бекк – режиссер? – обрадовалась танцовщица. И восторженно затараторила, коверкая слова: – Долли, ты же знаешь, как я обожаю театр! Театр и шампанское – вот две вещи, от которых я никогда не откажусь! Она игриво протянула Герману пустой бокал, требуя наполнить. – Я не работаю в театре, я снимаю фильмы, – сухо проговорил фон Бекк, наливая игристое вино в протянутый бокал. – Как интересно! Я обожаю фильмы! – снова опустошая бокал, воскликнула Лили, полностью переключая на себя беседу за столом. Герману стало скучно. Эта особа его совсем не привлекала. Ни в качестве актрисы, ни как женщина, однако вежливость требовала демонстрировать обратное. – Ну же, господин фон Бекк! Расскажите скорее! Так хочется узнать, как делаются фильмы! – Вот и хорошо, вы поговорите, а я пойду, – поднялась из-за стола Волынская. – Ольга Павловна, – потянулся за ней фон Бекк, но фея уже скользила между столиками по направлению к выходу. В тот вечер Герман напился. Не один напился, а с Лили. Они сидели в ресторане до закрытия, затем новая знакомая выразила горячее желание увидеть кинофабрику. Фон Бекк усадил ее в авто и повез к себе. Загнав машину в гараж, провел Лили к особняку через парк, мимо грота и дальше по всей территории, со всех четырех сторон демонстрируя съемочный павильон. – Какое великолепие! – оглядывая стеклянные стены, то и дело восклицала гостья. – Немыслимая роскошь! Нагулявшись, Лили сказалась голодной и захотела перекусить. Трапезничали они в гостиной, угощаясь грушами, виноградом и ломтиками швейцарского сыра, запивая трапезу вином. Раскинувшись на диване, Лили, запрокинув голову, обкусывала с кисти сочные виноградины и капризно говорила усевшемуся в кресле Герману: – Господин фон Бекк, не будьте таким букой! Идите же скорее ко мне и помогите расправиться с этим бесконечным виноградом! Ем, ем, а его все не убавляется. – Благодарю, мадемуазель Лили, я не голоден, – закуривая очередную папиросу, сухо тянул фон Бекк, не зная, как отделаться от надоедливой особы. Танцовщица поднялась, покачивая бедрами, подошла к столу и взяла из вазы грушу. Надкусила, глядя Герману в глаза, затем перевела взгляд на сочную мякоть и, вскрикнув и уронив грушу на ковер, вспрыгнула к хозяину на колени. – Червяк! – жалобно пискнула Лили. – Я ужас как боюсь червяков! Она прижалась губами к его губам, и Герман без особой охоты, но все-таки ее поцеловал. Шумно втягивая ноздрями аромат пропахших табаком усов, Лили торопливо принялась одной рукой расстегивать на Германе рубашку. Второй рукой девушка направила его ладонь себе под блузку, и, постанывая от удовольствия, всем телом стала тереться об него. Даже каменный идол, и тот не смог бы удержаться от соблазна, не то что охочий до женщин молодой фон Бекк. Подхватив Лили на руки, он донес искусительницу до дивана и рухнул вместе с ней на стеганый бархат подушек. Это было похоже на безумие. На наваждение. Точно какие-то неведомые силы подхватили фон Бекка и увлекли в водоворот, и он уже не сопротивлялся поглотившей его страсти. Лили все еще лежала, раскинувшись на бархатных подушках и изнемогая от нахлынувших чувств, когда он перебрался в кресло и закурил. – Вы ведь теперь меня снимете в фильме? – лениво потянулась Лили, и Германа охватила тоска. Женщины и раньше ложились с ним в постель ради того, чтобы стать актрисами кинематографа и получить роль героини, но ни одна из них не говорила об этом так прямо и без обиняков. И Герман, развернувшись и глядя ей в глаза, жестко сказал: – Нет, Лили. Боюсь, что нет. Запахнув расходящуюся на груди блузу, она порывисто изменила положение, сев на диван. В глазах ее плескалось бешенство. – Как это нет? Отчего нет? – грозно насупилась она. Резкие черты ее лица сделались хищными, и девушка стала похожа на куницу. – Поймите, Лили, вы мало подходите на роль моей героини. У вас простое милое лицо. Совсем, простите, не аристократическое. Я же думаю написать сценариус по мотивам истории вашей подруги. У меня, знаете ли, есть принцип. Если возможно, я стараюсь брать на роль не актеров, а реальных участников событий. В фильме «Мадемуазель Витроль» заглавную роль – роль ревнивицы, расправившейся с соперницей при помощи выплеснутой в лицо кислоты, сыграла сама преступница – Амалия Коган. И я хочу, чтобы Долли сыграла свою мать. В вашей подруге видна порода. – В Долли – порода? – рассмеялась Лили. – Фон Бекк, да вы что, подумали, будто бы Долли и в самом деле дочь Опального Князя? Это я! Я его дочь! А с Долли мы всего лишь поменялись паспортами, потому что глупышка Долли готова к скучной жизни с моей теткой-графиней Святополк-Червинской, а я нет! Если хотите знать, Долли вообще не женщина! – Лили! – одернул хозяин зарвавшуюся девицу. – Вы бредите? – Выслушайте меня! Я познакомилась с ней в пансионе, все ее дразнили мальчишкой, у нее в бумагах было записано – Алексей Устинов. Сперва ее звали Аликс, а потом леди Эмили стала называть ее Долли. Долли рассказывала мне по секрету, что, до того как перебраться в Лондон, они жили в Москве, на Лубянской площади, и во дворе дома ее, тогда еще мальчика Алешу Устинова, покусала собака, совершенно лишив мужских атрибутов. Долли говорила, что могло быть и хуже, но спас ее соседский парнишка Лев Тихомиров из букинистической лавки. С тех пор она его боготворит. Лили подошла к вазе, отщипнула виноградину и отправила в рот, снова вернувшись к зеркалу и продолжив приводить себя в порядок. – И с чего бы это Долли выглядеть аристократкой, когда ее родители всего лишь разорившиеся торговцы лесом! – заносчиво проговорила гостья. – По дороге в Англию ее мать скончалась. Отец таскал сына-урода по всем врачам, и известный в Лондоне новатор доктор Войнич уговорил папашу на операцию, которая бы сделала из мальчика девочку. Врач-экспериментатор не мог упустить подвернувшийся шанс, а отец не захотел отказываться от предложенных доктором денег. И доктор в качестве эксперимента прооперировал Алешу Устинова, вживив яичники и снабдить убогое дитя специальными препаратами собственного изготовления. – Лили, а как вы приехали в Россию с бумагами на имя Алексея Устинова? При пересечении границ у вас должны были затребовать паспорта. – Само собой, у Долли имеется дамский паспорт. Через два года после последней операции, убедившись, что эксперимент удался, доктор Войнич подал в полицию заявление и выправил Долли документы на имя Алисы Войнич. А до этого Долли числилась в пансионе как Алекс Устинофф. И дразнили же ее! Все английские девочки смеялись над ней. И только я не брезговала с ней дружить. Она всегда была тихоней и мямлей. А вы говорите – аристократка! Лили засмеялась, поправляя юбку и прихорашиваясь перед огромным, во всю стену, зеркалом. Германа охватило чувство гадливости, и он холодно обронил: – Для чего вы мне это рассказываете? – Чтобы вы поняли, как сильно ошибаетесь в людях, – продолжая смеяться, выдохнула танцовщица. И кокетливо повела плечом. – Так что, господин фон Бекк? Возьмете меня на роль моей матери? – Вы собрались? Пойдемте, я отвезу вас домой. В полном молчании он довез девушку до отеля «Метрополь», и, высадив у дверей, уехал, не простившись. С той ночи он больше не видел ни Лили, ни Долли. Однако история, которую он неожиданно для себя узнал, не давала фон Бекку покоя. И Герман послал сестре в Лондон телеграмму, попросив ее мужа, известного адвоката, навести справки об этом случае. Вчера пришел ответ, полностью подтверждающий рассказ Лили. И, кроме того, в телеграмме имелась ссылка на статью в британском научном журнале, с которой фон Бекк, не поленившись заглянуть в библиотеку политехнического музея, уже успел ознакомиться. Из статьи Герман вынес следующее – ученый-новатор вполне успешно пересадил Алеше Устинову женские яичники, а вот с формированием полового органа вышел сбой. Что-то пошло не так, и женщиной в полном смысле слова Алеша-Алиса так и не стала. С графиней Святополк-Червинской владелец кинофабрики был хорошо знаком, вернее, даже не столько он, сколько дядя Володя, состоявший председателем попечительского совета человеколюбивого общества. Екатерина же Францевна числилась в обществе казначеем. Герман встречался с этой взбалмошной, но добрейшей особой на благотворительных балах, и она ему определенно нравилась. Не сказать графине о фальшивой племяннице было невозможно. Но и рассказать нельзя. Это означало выставить на всеобщее посмешище хрупкую фею Алису Войнич, и без того настрадавшуюся за свою недолгую жизнь. И Герман решил, что нужно смотреть по ситуации, и уже в зависимости от того, как сложатся дальнейшие события, принимать решение. Москва, наши дни – Соседка у нас была, старушка божий одуван, – повел экстрасенс неспешный рассказ. – Кошатницей ее звали, кошек по помойкам подбирала. Жили мы тогда в Новосибирске, в старом немецком доме. На лестничной площадке по две квартиры, в соседней она и проживала. Помню, вонь от кошачьей мочи стояла нестерпимая. И люди к ней ходили какие-то странные. Я маленький был, и она мне все конфеты совала. А однажды позвонила в дверь, я тогда в первом классе учился. Школа рядом была, я один домой возвращался. Мама еще с работы не пришла, я уроки сделал и побежал открывать, думал, это мама – руки у нее сумками заняты, она и звонит. Открываю – стоит Кошатница. Смотрит на меня так сосредоточенно, а в руках у нее чемодан. Протягивает чемодан мне и говорит: – Я знаю, Илюша, ты хороший мальчик. Спрячь, пожалуйста. Я потом у тебя заберу. Чемодан я убрал в кладовку, куда матушка складировала ненужные вещи. Мама моя была женщина рачительная, никогда ничего не выкидывала, считая, что в хозяйстве все когда-нибудь пригодится, и кладовка являла собой свалку барахла, куда родительница заглядывала только для того, чтобы сунуть новую порцию «временно ненужных вещей». Я засунул чемодан в самый дальний угол, завалил изъеденными молью одеялами и стал ждать, когда старуха вернется за своими вещами. А буквально через пару дней мама сказала, что Кошатницу забрали куда следует и выслали из города, как вредный элемент, и я забыл про этот чемодан – квартиру соседки занял врач-терапевт Геннадий Гаврилович из районной больницы, я сразу же подружился с сыном его, с Дениской, и у нас нашлись более интересные дела. Помню, помогал им ремонт делать, и Геннадий Гаврилович все ворчал, что надо было раньше написать донос на старуху, как на антропософского недобитка. Говорил, что всех антропософов прижали к ногтю еще в тридцать шестом, а эта окопалась у нас в городе, затихла, как мышь под веником, и избежала справедливого возмездия за свой зловредный оккультизм. И всю квартиру котами провоняла. Закончив школу, мы с Денисом поступили в медицинский институт – мечтали, два дурака, стать хирургами и людей спасать. После института изрядно поработали в больнице – и тут грянула перестройка. Зарплату врачам перестали выплачивать, и начали мы думать, как дальше жить. Дошло до того, что стал я бутылки сдавать. И банки. А этих банок-бутылок у нас в кладовке было видимо-невидимо, вперемежку со старым барахлом. И, постепенно разгребая кладовку, я добрался до изъеденных молью одеял. Поднял шерстяную рванину и нашел старухин чемодан. Открыл – а там оккультные книги и тетради с записями. Одна книга старинная, и написана по-латыни. Автор – Агриппа Неттесгеймский. Я к Денису – показал, он заинтересовался. Пытливый парнишка. Начали мы с ним читать, и поняли, что в тетрадях – компиляция из книг, в основном – из Рудольфа Штайнера. Часть из Блаватской. Кусочек из Рерихов. И немного из Агриппы. Старуха оказалась молодец, создала учение, надергав отовсюду понемногу. Вышло хорошо, наукообразно. С уклоном в мистицизм. В боковом кармашке чемодана лежало кольцо с крестом и розой. Я взял себе кольцо, Денис забрал книгу Агриппы. А в это время, если помните – хотя ни черта вы не помните, молодые еще! – с экранов хлынули потоки всякой эзотерической мути – Кашпировский, Чумак, «Аум Синрике» и прочие Белые Братства. Денис говорит – давай, Илюш, свой бизнес откроем. По обучению экстрасенсорике и парапсихологии. Мол, бабки-то хорошие! Не получится – и хрен с ним. А получится – до конца своих дней в шоколаде будем. И еще, помню, засмеялся, повторив слова создателя сайентологии фантаста Рона Хаббарда: хочешь разбогатеть – создай свою религию.